Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М И С С И О Н Е Р С Т В О 24.11.24
«Пенза православная» – http://pravoslavie58region

«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/missioner.htm

 

Мир Православия. Беседа о святом праведном Иоанне Кронштадтском

 

03.01.2021

 

Радио Мир православия

 

Мир Православия. О соотношении веры и знания

 

 

Первый в 2021 году выпуск информационно-просветительской программы Пензенской митрополии «Мир Православия» посвящен одному из самых почитаемых русских святых и самому известному подвижнику рубежа XIX-XX вв. – святому праведному Иоанну Кронштадтскому, память которого Православная Церковь празднует 2 января.

Собеседником автора и ведущего программы Евгения Белохвостикова стал клирик Петропавловского храма города Пензы протоиерей Алексий Горшков.

 

Напомним, что программа «Мир Православия» выходит в эфир на «Радио России из Пензы» (частота в Пензе – 94.2 FM) по субботам в 11.10.

 

АУДИО: https://пензенская-епархия.рф/wp-content/uploads/2021/01/%D0%9C%D0%9F-01-02-2021.mp3

 

https://пензенская-епархия.рф/2021/01/03/мир-православия-беседа-о-святом-праве-2/

 

С молебна святому Илие Муромцу в Пензе началась миссионерско-спортивная акция «Муромская дорожка»

 

05.01.2021

 

 

1 января в Пензе состоялась миссионерско-спортивная акция «Муромская дорожка – 2021». Организатором выступило региональное отделение общественного движения православных христиан «Сорок Сороков» при поддержке отдела по делам молодежи Пензенской епархии и Пензенской федерации кекусин-кан каратэ-до. Участниками акции стали спортсмены Федерации кекусин-кан каратэ-до и Союза ММА России, а также активисты Союза православной молодежи земли Пензенской.

 

 

 

Мероприятия началось в 13:00 с молебна святому преподобному Илие Муромцу в храме святых Петра и Февронии Муромских, после чего состоялась пробежка по улице Московской. Взрослым необходимо было пробежать более километра в гору от Пензенского областного драматического театра до Спасского кафедрального собора и обратно. Итоговая дистанция — два с половиной километра. Юным любителям активного отдыха предлагалось совершить пробежку вокруг драмтеатра.

«Муромская дорожка», посвященная памяти преподобного Илии Муромца, проходит в России уже седьмой год подряд, Пенза присоединилась к акции в третий раз. Цель ее проведения – показать пример молодежи, встретить Новый год молитвенно и трезво.

По окончании пробежки состоялось коллективное чаепитие под открытым небом.

 

SONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSCSONY DSC

 

https://пензенская-епархия.рф/wp-content/gallery/05-01-21/DSC07778.JPG

 

Рождество Христово

 

06.01.2021

 

 

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).

 

В эту таинственную рождественскую ночь, Сам Господь и Бог наш воплощением Своим исполняет этот закон жизни и любви.

Мы рождаемся во временную жизнь, из ничего возникаем творческим словом Живого Бога, и через это временное бывание становимся причастниками вечности и входим в жизнь вечную. Господь же наш Своим воплощением из полноты жизни входит в область смерти; из полноты нетварного бытия Он заключается в узкие, тюремные рамки падшего мира.

Будучи вечным, рождается во времени. Чтобы в этом мире, узком, тесном, оторванном от Бога, жить, показывая нам пример того, как изо дня в день можно отдавать жизнь за своих друзей, и умирает, показывая нам, что и смертью можно явить торжество жизни.

На иконах мы видим кроватку Богомладенца в виде трогательных, вызывающих умиление яслей.

Но есть древнегреческая икона, на которой эти ясли изображены в виде жертвенника, сложенного из камней, на которых лежит ребенок, предназначенный к смерти. Но не к случайной, бессмысленной, бесцельной смерти, а к смерти жертвы, которая добровольно, свободно приносится Богу – во очищение грехов, ради победы над самой смертью, для соединения Неба и земли, для соединения отпадшей твари и Живого, любящего Бога.

Сегодня вечный Бог рождается во время.

Бесплотный облекается плотью.

Тот, Кто за пределами смерти, входит в область смерти.

Сегодня начинается крестный путь Господень; сегодня является нам жертвенная, Божественная Любовь.

Сегодня ясли вифлеемские предзнаменуют нам ту пещеру, куда будет положен Господь наш Иисус Христос, снятый с креста после мучительной смерти.

И весь путь жизни Господней является ничем иным, как исполнением этой заповеди о любви, которая не знает ни границ, ни предела, о той любви, которая свою жизнь отдает за друзей своих.

Но за друзей ли одних?

Кто был другом Господним, когда Он родился, кто дал приют Матери, ожидающей Ребенка, и сопровождающему их Иосифу?

Выкинутые из человеческого селения, они нашли себе обиталище только среди зверей.

И так в течение всей жизни Христовой.

Когда в завершение Его пути израильский народ, человечество, исключит Его из града людей, останется Ему только умереть одинокой смертью на Голгофской горе.

Путь, начатый Господом «ради друзей своих», есть путь любви.

Но кто такие эти друзья?

Враги – это не те, кто нас ненавидит.

Это те, которых мы по слепоте сердца называем врагами.

Христос врагов не знал.

Все люди были Его братья и сестры, были возлюбленные Божии дети, которые потеряли свой путь и которых Он пришел взыскать.

Он Сам дал нам образ, когда сказал, что добрый пастырь оставляет девяносто девять овец, чтобы идти на розыски одной заблудившейся, потерянной овцы.

Так и по отношению к нам: тех людей, которые называют себя врагами Христа, Христос признает за Своих братьев и сестер, за детей Божиих.

Он врагов не знает, для Него нет врагов.

И поэтому за всех и ради всех Он становится человеком.

За всех и ради всех Он живет изо дня в день, отдавая все силы тела и души.

И, наконец, за всех и ради всех, после страшной Гефсиманской ночи, после издевательств, поруганий, после того, как Он был предан близким учеником, оставлен другими, Христос умирает на кресте за всех и ради всех...

И если мы – Христовы, то мы должны научиться этому Христову пути.

Сегодня можем мы покаянием, то есть переменой мысли и сердца, войти в путь Христов.

Можем новыми глазами осмотреться и с изумлением увидеть, что нет у нас врагов, а есть только дети Божии заблудшие, к которым нас посылает Господь жить и, если нужно, умирать, чтобы они ожили во веки веков.

Вот о чем нам говорит сегодня Рождество Христово – то есть рождение Живого Бога человеческой плотью.

Казалось бы, мы видим своего Бога, мы можем держать Его благоговейно и трепетно в своих объятиях. Но в этом Младенце таится вся полнота невидимого, непостижимого Бога.

Прикасаясь Ребенку, рожденному в Вифлееме, мы с ужасом познаем, что Он – Живой Бог, ставший живым Человеком нас ради.

Мера любви Божией к каждому из нас, к последнему грешнику и к самому святому праведнику – это жизнь и смерть Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим…

Разве мы не обернемся к каждому, кто вокруг нас, с подобной любовью, разве мы можем перед лицом Воплощения Христова иначе отнестись к людям, чем Сам Бог, ставший Человеком?

Заповедь новую Он нам дает.

Новую тем, что Он призывает нас не просто любить, но призывает любить и друзей и врагов.

И такой мерой любви, которая называется “положить жизнь свою за друзей своих”.

Признать друзьями тех, кто тебя другом не признает, жить для них изо дня в день, а если нужно – ради них умереть, с последней молитвой на устах: Господи, прости им – они не знают, что творят!

Христос рождается, братья и сестры – славьте Его!!!

 

С Рождеством Христовым!

Уважаемые жители Малосердобинского района!

От всей души поздравляю вас со светлым и радостным православным праздником Рождеством Христовым – великим праздником веры и любви, милосердия и мира!

Искренне желаю вам мира, здоровья и добра. Убежден, что предстоящий год станет годом доверия, взаимопонимания и стабильности.

Пусть праздник Рождества Христова принесет в каждый дом мир и достаток, покой и терпение, счастье и радость!

 

Сергий МЕСЯЦ, священник

 

http://www.trud58.ru/news-23-9438.html

 

Митрополит Серафим: «Хотелось бы, чтобы мы вышли из пандемии не просто победившими болезнь, но изменившими себя к лучшему»

 

08.01.2021

 

 

По многолетней традиции в праздничные дни митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим подвел итоги прошедшего года и ответил на вопросы председателя издательского отдела Пензенской епархии Евгения Белохвостикова.

 

– Владыка, здравствуйте! С праздником вас!

– Здравствуйте. С Рождеством Христовым!

 

– Когда я готовился к этому интервью, то сильно призадумался над тем, о чем можно было бы говорить. Понятно, что год был очень непростой и нестандартный. И все же свести весь разговор о нем к пандемии было бы неправильным. К примеру, практически полностью готов к освящению Спасский кафедральный собор. Если бы не известные обстоятельства, в 2020 году, вероятно, состоялось и его освящение?

– На самом деле мы в конце еще 2019 года обращались к Святейшему Патриарху с тем, чтобы в 2020 году он совершил освящение Спасского кафедрального собора. Но в начале года я получил резолюцию Патриарха о том, что сейчас не время это делать. Даже еще в январе-феврале для меня это было непонятно: конечно, мы слышали о том, что творится в Китае, в Италии, еще где-то, но на себя пока еще не примерили ту одежду, которую нам пришлось примерить уже в апреле-месяце. И, конечно, в виду вот этой сложной обстановки освящение не просто отложилось по срокам, но и сами работы затянулись. Те мероприятия, которые были намечены – прежде всего, строительные работы – пришлось отложить: многие организации апрель-май не работали, и это привело к тому, что иконостас мы пока еще не полностью установили, и некоторые другие моменты были отодвинуты.

Но, на самом деле, за это время многое сделано – благодаря усилиям общественного совета, который возглавляет губернатор, и тем меценатам, которые, невзирая на сложную обстановку на своих предприятиях, продолжали оказывать содействие в возрождении Спасского кафедрального собора. И на Рождество мы совершили в соборе первую Литургию, что стало значимым историческим событием, потому что фактически с 1918 года на этом месте православные не совершали Божественные литургии: затем на какое-то время собор был захвачен обновленцами, а потом вообще перестал действовать, – и в виду этого можно сказать, что спустя сто с лишним лет была совершена первая Божественная литургия. И это тоже стало возможным благодаря тому, что, в общем-то, все действительно готово к освящению собора.

 

– Иконостас, хоросы, памятник благоверным князьям Петру и Февронии, начало воссоздания храма-усыпальницы – из этого перечня понятно, что и для Спасского собора этот год не прошел впустую?

– Безусловно.

 

– А еще, несмотря на все трудности, строятся и благоукрашаются и другие храмы. В конце года вы принимали участие и в закладке храмов, и в освящении крестов и колоколов. Жизнь продолжается. Какие из строящихся в регионе храмов — помимо Спасского собора — вы бы назвали наиболее значимыми?

– Прежде всего, продолжается строительство храма Архангела Михаила в селе Кочетовка – там, где у нас новопрославленный святой, блаженный Иоанн Кочетовский. В марте 2019 года здесь случилась трагедия – храм сгорел. Но, как у русских очень часто говорится, – не бывает худа без добра. И сейчас мы всем миром продолжаем там строительство нового храма. Причем прежний храм был деревянный, маленький, а сейчас нами принято решение построить полноценный каменный храм, который вместит всех богомольцев, что приезжают в день памяти Иоанна Кочетовского. Сейчас заканчивается строительство самого четверика, и я уверен, что к концу наступившего года мы уже сможем там совершать богослужения.

Кроме того, в конце года я совершил освящение двух храмов – в селе Камайка Пензенского района и в селе Наумкино Шемышейского района. Эти храмы были заложены в конце 2019 года, и даже сложные обстоятельства не помешали построить в этих селах достойные храмы, чему я тоже, безусловно, был очень рад.

В селе Степановка Бессоновского района благодаря одному из российских благотворительных фондов сейчас тоже ведется активное строительство современного храма, с применением самых новых технологий, которые в храмостроительстве у нас пока не используются, но для меня это отрадно потому, что эти технологии дают возможность в короткие сроки и, конечно, с небольшими затратами, возвести в селе церковь. У нас же и в древности был ряд так называемых «обыденных» храмов, которые строились за очень короткие сроки, «об один день», и имели типовую архитектуру. Может быть, для небольших сел, таких, как Степановка, здешний храм Архангела Михаила и будет примером того, как можно довольно-таки незатратно и быстро возвести храм на 70-80 человек, что для такого села вполне достаточно.

Поэтому, невзирая на все наши сложности, христианская жизнь продолжается, и я благодарен всем тем, кто трудится и вкладывает свои силы, несмотря на трудности, с которыми они столкнулись за прошедший год.

 

– Имя блаженного Иоанна Кочетовского вошло в Собор Пензенских святых. Еще одно приятное и историческое событие 2020 года – Святейший Патриарх Кирилл благословил установление новой даты в церковном календаре – празднования Собора святых Пензенской митрополии. Что это будет за праздник, когда он будет праздноваться, имена каких святых объединит?

Очень давно появилось желание создать Собор Пензенских святых. Во-первых, за последние двадцать лет в нашей Церкви было канонизировано очень много святых, которые связаны с Пензой, с Пензенской губернией: кто-то здесь жил, кто-то учился, служил, кто-то здесь принял свой мученический подвиг. Мы постарались аргументированно изложить для Святейшего Патриарха свою позицию, и было принято решение о Соборе святых Пензенской митрополии, который состоит из 21 имени. Я просил Патриарха назначить дату его празднования по новому стилю на 12 июня – эта дата непростая, но она не связана с нынешним светским праздником, а связана с нашим святителем Иннокентием. Еще до революции этот праздник отмечался как день рождения святителя Иннокентия, совершались по нему панихиды, какие-то важные епархиальные события отмечались в этот день – в частности, был создан исторический кабинет, просветительское братство во имя Пресвятой Богородицы и такими актовыми, или, по-современному говоря, отчетными днями, было именно 12 июня.

Святейший Патриарх согласился, что эта дата очень значимая для Пензенской епархии, и в этом году впервые 12 июня мы отметим Собор Пензенских святых. Это день, в который мы будем праздновать всех тех, кто принадлежит в нашей Пензенской области к Церкви Небесной, то есть к той Церкви, которая молится за нас, которая является для всех нас примером христианской жизни. Я думаю, этот день со временем войдет в наш пензенский церковный календарь, как один из значимых праздников, как это случилось с днями памяти святителя Иннокентия, Иоанна Оленевского, как это происходит с местночтимыми святыми – уже упоминавшимся блаженным Иоанном Кочетовским. Потому что, слава Богу, все больше людей об этом узнает, не только из нашей губернии, и в эти дни стараются прибывать на торжества в Пензенскую область.

Сейчас мы приступили к изготовлению иконы Собора Пензенских святых, и 12 июня всех будем приглашать на это празднование, которое, надеюсь, тоже состоится в Спасском кафедральном соборе.

 

– А со времени канонизации первого пензенского святого – святителя Иннокентия – исполнилось в 2020 году 20 лет. И к этой дате, о чем мне очень приятно сказать, мы завершили издание полного собрания творений святителя Иннокентия в 10 томах. Об этом проекте, в том числе в интервью, мы уже не раз с вами говорили. Теперь, когда он завершен, – можно ли сказать, что всё только начинается: ведь не для того же, чтобы поставить на полочку, изданы книги? Изучение наследия святителя и его популяризация теперь должны выйти на качественно новый уровень?

– Я не буду говорить каких-то громких фраз, я скажу о себе. Конечно, когда мы задумывали реализацию этого проекта (до революции же было такое издание, но оно состояло всего из трех томов), для меня стало открытием, что дореволюционное издание – это малая толика того, что в принципе связано с именем святителя Иннокентия. Это первое. Второе – перед изданием я не сразу все эти десять томов прочитал, что-то просто пролистал, но, безусловно, что-то заинтересовавшее меня особенно я читал, и иногда даже перечитывал. И я для себя открыл святителя Иннокентия совершенно с другой стороны. Не скажу, что что-то кардинально поменялось в моем представлении, а наоборот – раскрылся этот образ монаха, ученого, аскета и, не побоюсь этого слова, великого святителя нашей Пензы. Человек лишь несколько месяцев пробыл на кафедре, но когда я столкнулся с теми делами, которые он успел рассмотреть за эти четыре месяца, находясь в довольно стесненных обстоятельствах – не имея возможности въехать в архиерейский дом, в болезненном состоянии своего здоровья, при всей обширности епархии, которую он тоже постарался объехать, – я понял: то, что мы стараемся делать сейчас, в данный момент, со своими возможностями – и техническими, и коммуникационными – совершенно другими, когда можно любого человека услышать и увидеть в секунду, – конечно, величина личности святителя Иннокентия в моих глазах возросла многократно – именно как такого, скажу популистским словом, трудоголика, человека, который чувствует необычайную ответственность за все, что он делает. И я уверен, что все, кто столкнется с трудами святителя Иннокентия, кто просто перелистает эти десять томов, пусть они даже просто будут у него на полке, он поймет, что человек в 35 лет – действительный академик Российской Академии, доктор богословия, ректор Петербургской семинарии, пензенский архиерей – уже по одним этим должностям, чинам и званиям, которые я перечислил, можно судить о его величине. Поэтому, я думаю, наше издание подтолкнет научный мир со своей стороны к глубокому исследованию трудов святителя Иннокентия. У нас есть семинария и две ступени высшего образования – бакалавриат и магистратура, в которых пишутся и бакалаврские работы, и магистерские. И это тоже для наших студентов – обширное поле для научных трудов. И я уверен, что найдутся и другие энтузиасты православного богословия, которых это заинтересует.

А для простых обывателей – само состояние трудов, их величина и объем заставят человека по-другому взглянуть на святителя Иннокентия. Поэтому, безусловно, это тот фундамент, на котором должно возрасти исследование жизни, подвигов и той благодатной помощи, которая оказывается святителем Иннокентием. Его произведения, сразу могу сказать, – не очень простые в прочтении, потому что это начало XIX века, совершенно другой язык, другой слог, все поменялось с тех пор в нашем мире. Но высота мысли, глубина исследований, которые проводил святитель Иннокентий, – они дадут возможность многим и многим тысячам людей продвинуться в освоении его наследия.

 

– Наверное, к заметным событиям прошлого года можно отнести и визит в Пензенскую область митрополита Дионисия, управляющего делами Московской Патриархии. Приезжал он ради участия в торжественном открытии духовно-просветительского центра Сердобска. Подобный центр есть и в Пензе – при Богоявленском храме, и в Кузнецке, и в Никольске. На ваш взгляд, оправдывают ли они свое предназначение, становятся ли настоящими центрами духовной жизни?

– Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Не в том смысле – стали или не стали, а именно – в какой мере стали. В Кузнецке (он знаком для меня: это и моя первая кафедра, и второй год идет, как я управляю временно этой кафедрой) была не столько возможность организации этого центра, сколько важен факт построения этого здания. Потому что воскресная школа и различные секции и кружки, общества, которые были при Вознесенском соборе, – вошли в это здание с надеждой на то, что каждый получит свой уголок, свое место – ведь более 200 человек обучается в воскресной школе, несколько десятков человек составляет различные патриотические и молодежные общества. Поэтому для Кузнецка это было построение здания уже под созданную структуру.

Что касается Никольска, там были, конечно, воскресные школы, но сейчас духовно-просветительский центр дал новый импульс к этой жизни. Появилось больше возможностей. Насколько они сейчас реализуются, – наверное, рано еще оценивать. Открыт центр был в конце 2019 года, а в прошлом году развивать что-то было довольно-таки сложно, – слава Богу, что хотя бы поддерживалось то, что было.

Другой вопрос, например, о районном центре Башмаково. Здесь общественность, Церковь и администрация, которые вышли с этой инициативой, разработали очень хорошую программу, которая победила в президентском гранте, администрация выделила помещение. Там всё сошлось – грант, который помог это все отремонтировать, привести в надлежащий вид и организовать что-то, и, безусловно, инициативные люди, которые и были отцами-основателями всего этого, что привело к замечательному результату.

Я уверен, что и о Сердобске тоже еще рано говорить: что там есть и что будет, потому что центр открыли мы в начале сентября, и прошло всего несколько месяцев. Но, с другой стороны, уже можно сказать, что появилась площадка, хорошая, современная, оборудованная. И, безусловно, с желанием множество детей из верующих семей будет приобщено к обучению в духовно-просветительских центрах.

 

– Кстати, раз уж мы упомянули Кузнецк. Уже полтора года вы управляете и Кузнецкой епархией. Насколько это обременительная нагрузка, и насколько тяжело уделять должное внимание двум епархиям сразу?

– Плакаться я не привык, и не скажу, что это тяжело или невозможно. Да, есть какие-то определенные сложности, потому что это немаленькие расстояния – 120 километров от одного епархиального управления до другого епархиального управления. Но, в общем-то, – благо, как я уже сказал, епархия мне знакома, я знаю всё духовенство, некоторых из них и рукополагал, туда переводил.… Сейчас жизненные обстоятельства накладывают отпечаток на то, что так долго не занимается эта кафедра новым епископом, но с помощью Божией всё возможно. И, слава Богу, что поддерживать определенный уровень там получается.

 

– В июле исполнилось 20 лет со дня кончины вашего учителя и предшественника на кафедре – архиепископа Серафима, который некогда управлял храмами Пензенской области, а в начале своего архипастырства – даже еще и Мордовии. Скромно, но все же эту памятную дату мы отметили, издали спецвыпуск журнала, и мне очень приятно, что такой интерес вызвал этот номер, и вообще – что так много людей пришли почтить память владыки. Прошло много лет, сменилось уже несколько иерархов на кафедре, а люди его помнят и любят. На ваш взгляд – из-за чего? Не только же из-за того, что он правил епархией 20 лет?

– Надеюсь, что да. Потому что сама эпоха, в которую жил и правил владыка Серафим, – это уникальная эпоха. Конец богоборческой власти, когда Церкви ничего нельзя было – 1978 год, когда он был рукоположен на нашу кафедру, – это еще не простое время. И эпоха свободы, начиная с 1988 года, – это восстановление храмов, монастырей, духовных школ, открытие гимназии, училища, много еще, что связано с именем владыки Серафима – это совсем другое время.

Конечно, нужно четко понимать, что время очень быстро летит, и 20 лет – это уже сменившееся поколение. Уже не так много остается людей, которые воочию видели владыку Серафима, но и в епархии мы стараемся поддерживать память о нем, а те, кто посещает Успенский собор, не понаслышке знакомы с жизнью владыки Серафима и владыки Феодосия, потому что создан музей их имени, они могут и на их могилах побывать. И вы правильно сказали: и к 20-летию, и в течение всех 20 лет издавались и выпуски журналов, и двухтомник о его жизни и деятельности, но я думаю, что и на этом мы не остановимся. У нас есть еще некоторые проекты – к примеру, составить книгу воспоминаний о его трудах и деятельности на Пензенской земле, и это, я думаю, тоже станет живым проектом, который поможет кому-то воскресить какие-то воспоминания, а кому-то по-новому узнать нашего архипастыря, который – единственный из всех 40 архиереев, бывших на Пензенской кафедре – занимал ее 22 года. Это тоже – целая эпоха.

 

– Увы, этот год тоже принес Пензенской митрополии потери. Прежде всего, имею в виду протоиерея Валерия Волкова из Наровчата, схиигумена Пимена из Керенского Тихвинского монастыря, протодиакона Владимира Красненкова. Конечно, как христиане мы понимаем, что смерти нет, и окончание земной жизни – просто переход в жизнь вечную. Но все же по-человечески нам тяжело смириться с тем, что среди нас больше нет дорогих нам людей, тем более трудно переживают духовные чада уход своих наставников. На ваш взгляд – все-таки бывают незаменимые люди?

– На мой взгляд, не бывает. Да, в прошедшем году кто-то ушел в мир иной. Но мы с вами – реалистичные люди и понимаем, что никто не живет вечно, поэтому нужно это понимать и предполагать. Тяжелы, наверное, те уходы, которые происходят безвременно, в молодом возрасте.

Что касается духовных чад – это переживание многих. Кто-то находит себе нового духовника, кто-то находится в молитвенном общении с тем, кто ушел. Это выбор каждого, но, в общем-то, духовник об этом тоже должен позаботиться – мы же приводим не к себе лично, а приводим к Богу. И поэтому духовник либо вручает кому-то своих духовных чад перед уходом, либо говорит, как им нужно поступать. И в этом тоже состоит особая миссия духовника. Не происходит ничего сверхъестественного. Мы не сможем, наверное, никогда смириться с уходом наших близких, а духовник – это один из самых близких людей для любого христианина, и мы можем выразить только свое сочувствие тем чадам, кто потерял своего духовного наставника, но, с другой стороны, это – тоже такая духовная работа, которой духовник должен свое духовное чадо подвести к тому, что не всегда он сможет руководить его духовной жизнью.

Жизнь течет свои чередом, но я бы не сказал, что в прошедшем 2020 году была какая-то особая масса потерь сверх нормы. Конечно, отец Валерий Волков – человек, который ушел в довольно молодом возрасте. Отец протодиакон Владимир и отец Пимен – не могу сказать, что они были в солидном возрасте, но все-таки уже в пенсионном. Псалмопевец Давид в своем 89-м псалме говорит, что человек живет 70 лет, а если имеет силы, живет 80 лет (Пс. 89, 10). Он это говорил много тысяч лет тому назад и, собственно говоря, ничего не изменилось. Все продолжается в тех же границах жизни, которая определена нам Богом.

 

– И мы волей-неволей возвращаемся к теме пандемии. В марте, я помню, все ждали, что она пройдет за несколько недель, пусть месяцев. Сейчас уже пришло понимание, что так быстро справиться у человечества не получается. Значит ли, что нам нужно как-то привыкать к жизни в условиях повышенной готовности?

– Мне кажется, мы все уже привыкли к этому. Конечно, это очень сложно, и нам от этого некомфортно. Но я уверен, что спустя какое-то время мы это будем вспоминать, хоть и не всегда, но с благодарностью. Самое главное, что я хотел бы в этом моменте подчеркнуть: любое обстоятельство, которое нам посылается Богом, – оно для чего-то посылается. И, наверное, чашу долготерпения Божия переполнили наши скверные поступки и наша греховная жизнь. Поэтому Господь одновременно всему миру дает такой знак о том, что что-то в нашем сознании происходит не то, как-то мы живем не так.… Поэтому хотелось бы, чтобы мы вышли из этого не просто победившими болезнь, а победившими самих себя, то есть что-то изменившими в себе к лучшему.

 

https://пензенская-епархия.рф/2021/01/08/митрополит-серафим-хотелось-бы-чтоб/

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг