18.11.2010
Обращение к миссионеру
На заключительном пленарном заседании IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской
Православной Церкви, состоявшемся 18 ноября 2010 г., редакционной комиссией
съезда был предложен и принят новый декларативный документ — «Обращение к
миссионеру».
Обращение к православному миссионеру
«Что лучше, возвышеннее, благороднее служения
миссионерского?»1 Оно «есть дело поистине святое и равноапостольное.
Блажен, кого изберет Господь и поставит на такое служение!»2.
К тебе, дорогой собрат, ощутившему в своем сердце призыв
Божий к миссионерскому служению, обращены эти строки, собранные от сокровищницы
святоотеческого наследия.
Прежде всего, православному миссионеру надлежит «догматов
веры и сущности деятельного учения держаться так твердо, чтобы ничего
противного им не говорить и не допускать, хотя бы угрожала тебе явная смерть»3.
«Ни единым догматом, ни единой чертой в догмате мы не можем поступиться, так
как все, что мы содержим до иоты — Божие учение,
данное роду человеческому для спасения»4.
Если миссионер твердо следует этим принципам, тогда «на его
стороне стоит истина Православия, а истина есть такая сила, которую ничто в
мире одолеть не может»5.
Истина христианства проста, и изложение ее должно быть ясным
и доступным.
Из прочих «признаков, по которым должен быть угадан хороший
миссионер, самый первый есть смирение — источник силы и успеха для миссионера,
ибо только "смиренным Бог дает благодать". Без благодатной же помощи
Божией миссионерское служение — ничто; второй признак — искреннее желание
служить Богу проповедью Евангелия»6. Если миссионер обладает этими
признаками, тогда он в своей деятельности избегает ошибок и крайностей,
способных вызвать соблазн в Церкви. Ибо смирение уберегает его от
самоуверенности и желания эпатировать людей, от увлечения миссионерскими
формами в ущерб содержанию проповеди, от стремления обрести какую-то корысть,
пусть даже в виде преходящей славы.
Нам, дорогой собрат, следует быть особенно осторожными. «В
таком служении, как наше, сколь опасно быть предоставленным одному себе, а не
опираться на надежный авторитет»7. Поэтому при любых новых
инициативах прежде их воплощения надлежит рассмотреть их сквозь призму Писания
и Предания Церкви, обсудить с опытными миссионерами, и, конечно же,
предоставить на рассмотрение правящего епископа, поставленного Богом надзирать
за Церковью Христовой в своей епархии.
Чуткость, осмотрительность миссионера, стремление не
навредить душам доверившихся ему людей и не ввести в соблазн братьев по вере,
ни в коем случае не должны исключать смелости и дерзновения, поиска новых форм
и средств христианской проповеди, открытости представителям различных
субкультур и социальных слоев. Нет такой глубины невежества и омрачения человеческого, до которых не сошел бы Сын Божий,
нет на земле такого места, где бы не могла звучать вдохновенная проповедь о
Христе.
Дорогой собрат!
К тому, чтобы стать подлинно хорошим миссионером, у тебя
есть несколько средств.
Во-первых, молитва, «потому что она низводит на дела благовествования ту благодать, которая сильна разрушить
всякую твердыню: она делает слово проповедника действенным, покоряющим сердца
слушателей в послушание Христово»8.
Во-вторых, поучение в Откровении Божием: «Непрестанно
упражняйтесь в чтении слова Божия. Пусть не пройдет у вас ни единого дня, когда
бы вы не прочитали, прежде всего, положенного в этот день чтения из Евангелия и
Апостола. Такое чтение, неопустительно ежедневное,
нужно не только для того, чтобы помнить слова Евангельского или апостольского
учения, но для того, чтобы напитаться духом этого учения»9.
В-третьих, надежда на Бога, истребляющая пагубную
самонадеянность, — «Только бы сердце миссионера Господу принадлежало, только бы
он, куда ни устремится, везде учился ходить пред Богом и жить для Бога и
действовать с Богом, взирая на Него»10. «Имей всегда скромное
расположение духа и не обещай себе самонадеянно необычайных или верных успехов
по твоему делу. Такие обещания происходят от гордости, а гордым не дается
благодать»11.
В-четвертых — христианская вежливость. Миссионеру надлежит
«говорить со всеми кротко, разумно, от любви, — тогда слово большей частью
будет производить хорошее действие, по крайней мере, не будет вредить; говорить
же гневно, гордо, нетерпеливо, — слово будет гнилое, — люди так и примут его, и
хорошего ничего не выйдет»12. «С первого вступления твоего в
должность [миссионера], поведением своим… старайся заслужить о себе хорошее
мнение и уважение… Доброе мнение заставляет уважать, а кого не уважают, того и
не слушают»13.
А в-пятых — любовь. «Помни всегда, что если проповедник не
будет иметь в себе любви, как к своему делу, так и к тем, кому проповедует, то
и самое лучшее и красноречивейшее изложение учения
может остаться без всякой пользы, ибо только любовь созидает; а потому старайся
иметь в себе дух святой любви»14. «Христова истина успешнее всего
проповедуется любовью. Любовь — лучший проповедник. Она найдет путь и в самую
черствую душу для истины Христовой» (прп. Иустин Попович).
Любовь рождается и подпитывается в
миссионере, когда он не только проповедует словом, но и исполняет заповеди
Христовы о милосердии к тем, кому проповедует. Поэтому важно, чтобы миссионеры
«разными образами помогали бы страждущим и бедствующим»15, чтобы
таким образом «благотворительность тесно связывала юную паству с миссионерами.
Без нее и невозможно … совершать дело благовествования»16.
Чтобы не допускать лжи в деле, совершаемом тобою ради
Господа Иисуса Христа, необходимо прилагать всемерные усилия к тому, чтобы
жизнь привести в соответствие со святой истиной Божией. Ведь «если проповедник
говорит не от сердца, лицемерно, то слушатели внутренним чутьем понимают
несоответствие слов проповедника с его сердцем, с его жизнью — и слово не имеет
той силы, которую оно могло бы принести в случае, когда проповедник сам
исполнял бы слово свое на деле»17.
«Успех евангельской проповеди зависит не от количества
только, но и от качества проповедников веры. Итак, для миссионерского служения нужны
... такие деятели, которые могли бы учить не только словом, но и нравами
своими»18. «Подвижничество — единственная миссионерская школа
Православия. Православие — это подвиг и жизнь, поэтому и проповедуется оно
только жизнью и подвигом»19.
Поэтому миссионеру как «ратнику Церкви необходимо носить на
себе броню правды и наблюдать, чтобы она всегда была целою, чтобы ни одного
кольца не выпало из этой кольчуги, ни одного дела праведности не было опущено.
Иначе противник Церкви, заметив в сопернике своем какой-либо нравственный
недостаток или нарушение какого-либо устава Церкви, свои стрелы обличения и
будет направлять прямо на этот недостаток в миссионере, и может заставить его
замолчать»20.
Наконец, миссионерское служение немыслимо без жертвенности и
самоотречения. «Путь миссионера легок не бывает»21, и это видно как
в житиях святых апостолов, так и проповедников последующих времен. Но «неужели
мы убоимся издержек, беспокойств, неудач, ведущих к решительному успеху в деле,
составляющем внутреннюю, неувядающую, истинную, и вечную славу нашего народа?
Нет, не убоимся, если только возжелаем сей славы... если решимся... стремиться
к цели, к награде вышнего звания Божия во Христе Иисусе»22.
***
1 — Св. Николай Японский. Дневник, 8
августа 1881 г.
2 — Свт.
Иннокентий Московский. Наставления священнику, назначаемому для обращения
иноверных и руководствования обращенных в
христианскую веру
3 — Свт.
Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 17
4 — Св. Николай Японский. Дневник, 23
декабря 1898 г.
5 — Свт. Макарий (Невский). Беседы о миссионерском деле. С. 223
6 — Св. Николай Японский. Письма. С. 281
7 — Св. Николай Японский. Письма. С. 78
8 — Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 211
9 — Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 212
10 — Прп. Макарий (Глухарев). Мысли о способах к успешнейшему
распространению Христианской веры между Евреями, Магометанами и язычниками в
Российской державе, XXXIII
11 — Свт.
Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 2
12 — Св. Николай Японский. Дневник, 4 марта
1888 г.
13 — Свт.
Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 33
14 — Свт.
Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 5
15 — Прп. Макарий (Глухарев). Мысли, XXVII
16 — Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 202
17 — Св. Иоанн Кронштадтский.
Моя жизнь во Христе. Часть I.4
18 — Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 227
19 — Прп. Иустин (Попович). Внутренняя миссия нашей Церкви
20 — Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 214
21 — Свт. Филарет
Московский. Письма к игумении Марии (Тучковой), 26
22 — Прп. Макарий (Глухарев). Мысли, VI
Миссионерский отдел/Патриархия.ru
http://www.patriarchia.ru/db/text/1321749.html