Председатель
Синодального отдела религиозного образования и катехизации
епископ Зарайский Меркурий встретился с президентом Российской академии
образования
19 ноября в Российской академии образования состоялась встреча
президента РАО Н.Д. Никандрова
и председателя Синодального
отдела религиозного образования и катехизации
епископа Зарайского Меркурия.
В ходе встречи обсуждались вопросы проведения
эксперимента по преподаванию «Основ религиозной культуры и светской этики»,
проводимого по поручению Президента РФ; проекты Концепции духовно-нравственного
воспитания и возможности взаимодействия Российской академии образования РФ и
Синодального отдела религиозного образования и катехизации
в вопросах дальнейшего развития и становления административной и
научно-педагогической деятельности Российского Православного института
св. ап. Иоанна Богослова
.
По всем вопросам
было достигнуто взаимопонимание и выражена общность взглядов и подходов;
намечены конкретные шаги по их реализации.
Prokimen.ru/Патриархия.ru
ЕПИСКОП
МЕРКУРИЙ: «КАМНЕМ
ПРЕТКНОВЕНИЯ» ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КАТЕХИЗАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ САМО ДУХОВЕНСТВО
13.11.2009 14:35
Катехизация – научение
новоначальных христиан вере – имеет смысл только тогда, когда она подкрепляется
всей церковной жизнью. Эту мысль всячески подчеркивал епископ Зарайский
Меркурий, глава Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации Русской Православной Церкви, выступая 10 ноября
перед молодежью в рамках общедоступного лектория "Основы православного
мировоззрения".
Лекции, книги, курсы, семинары, а также хорошее семейное воспитание
(необязательно религиозное), готовящее почву для принятия «дара веры», - все
это необходимо для серьезного научения,
но недостаточно. «Научить вере можно только через жизнь», - утверждает епископ,
добавляя, что «и жизнь, и слово должны быть едины». Пример этого единства
должны показывать сами катехизаторы: «Наша задача –
пастырей, катехизаторов – сделать все, чтобы наше
слово о вере, подкрепленное нашей жизнью, коснулось сердца того человека, к
которому мы обращаемся. Надо любить тех, к кому мы обращаемся, и то, о чем мы
говорим».
Для самого епископа Меркурия таким примером является его духовный
руководитель – архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
(1910-2006), пишет Благовест. У него не было никаких
«трактатов по катехизации», которые сейчас
загромождают стол главы Синодального отдела. Старец «жил Церковью, Богом, любил
людей. Даже единожды встретившись с ним, получив благословение, пару слов,
человек уже никогда не забывал этой встречи», - вспоминал архиерей.
Самой действенной катехизацией
он считает не лекции и беседы, а социальное служение церковных людей в
больницах, детских домах, тюрьмах, «сопряженное с проповедью». Именно через
опыт такой ненавязчивой катехизации «самой жизнью»
проходят студенты духовных школ РПЦ, отметил епископ. «Люди, принимающие
помощь, в конечном итоге всегда спрашивают, почему им помогают. Тут и заходит
разговор о Боге».
И напротив: «человек, обладающий
церковным знанием, но не живущий по-христиански, страшен для Церкви», а значит
– является «страшной разрушительной силой в обществе», подчеркнул выступавший.
Надо признать также, что существенным «камнем преткновения» для организации катехизации является само духовенство. Епископ привел
пример съезда катехизаторов в одной из крупных
епархий, куда явились всего полтора десятка приходских священников. «Это
страшно!» - так оценил докладчик инертность своих собратьев. Он убежден, что,
помимо желания самих настоятелей приходов, должна быть явлена «и воля
епархиального начальства, и Священного Синода», которые могут определить некий
«оптимум» подготовки для тех, кто серьезно устремился в Церковь. «Крестить,
венчать нельзя без оглашения! 3-4 встречи или 12, но какой-то минимум или
оптимум должен быть обязательно», - убежден иерарх.
Он отметил также, что впервые на
предстоящих Рождественских чтениях особое внимание будет уделено именно катехизации.
http://www.regions.ru/news/2251567/
16.11.2009
А я вот просто мечтаю, чтобы церковь
заговорила со мною по-русски
Наткнулся на сообщение одного из информагентств: "Богослужение в Русской православной церкви (РПЦ)
надо сделать понятным – но не за счет полной русификации, а, в первую очередь,
через изменение отношения новоначальных верующих к церковнославянскому языку.
Такую мысль высказал епископ Зарайский Меркурий, глава Синодального отдела по
религиозному образованию и катехизации РПЦ, отвечая
накануне на вопросы слушателей общедоступного лектория "Основы
православного мировоззрения", сообщает "Благовест Инфо".
И так далее...
Кому интересно,
сами пройдите по ссылке.
Вообще, спор о
том, должна ли наша Церковь переходить на нормальный русский язык – давний.
Многие мировые христианские Церкви давно это сделали, то есть, конечно, не на
русский перешли, а на свой родной язык.
Зачем? А мне
очевидны некоторые вещи, о которых не говорит епископ Зарайский Меркурий, вещи,
простите владыко, довольно азбучные:
1. Учить другой
язык трудно. А вы предлагаете идти через «изменение отношения новоначальных
верующих к церковнославянскому языку». Мы церковнославянский в университете не
учили специально, но пришлось много читать именно на нем. Невероятно красивый
по образности язык, но...
На нем идут
богослужения, и он используется очень узкой профессиональной группой людей. В
каком-то смысле, он даже с латынью сравниться в этом смысле не может — латынь
более живая на сегодняшний день. Учить для понимания службы массово миряне
церковнославянский язык не будут, это точно.
2. Тем более, не
будут учить «новоначальные» верующие — это ведь сказано о молодежи, которая
должна прийти в церковь. Молодежи, которая совсем не та, что была еще даже
пятнадцать лет назад. Им интересны бизнес-языки,
и это нормально. Чтобы привлечь их к церкви нужно говорить с ними на их языке,
а не пытаться научить тому, что им явно будет не интересно.
3. Из-за этого
понимание Священных писаний и богослужений останется для «новоначальных», да и
для многих давно верующих, во многом на чисто ритуальном уровне.
4. А то, что
нельзя или трудно понять – бесполезно. Мне, честно говоря, об этом думать даже
как-то горьковато. Я вижу, как медленно, даже с каким-то испугом, скрываемым за
защитной высокомерностью, многие батюшки общаются с этими самыми
«новоначальными» прихожанами в кроссовках и косухах, которых не понимают и
зачастую не принимают внутренне.
А без такого
понимания – трудно будет, так православная церковь может их просто проиграть.
Надо уже как-то
идти к людям, а не ждать, когда люди придут в храм. Я с интересом и даже завистью
читаю, что Папа Римский записал музыкальный диск, что в Англии есть вполне себе
полусветская молитва для супругов перед тем, как они
решили заняться любовью, что астрономы Ватикана пытаются понять, как возникла
вселенная. У нас тоже есть ростки: недавно «КП» рассказала о рэперских молитвах.
Так надо на закукливаться, а расширять эти ростки. Жизнь меняется и
резко, успевать за нею надо, а то кто не успел, тот опоздал. Сейчас, по-моему,
время для православия хорошее, но сложное, соблазнов много. Но все-таки первые
какие-то нормальные веяния чувствуются.
Мне вот, как
православному и верующему человеку, как раз и не хватает того, чтобы церковь
заговорила, наконец, со мною на моем и понятном мне языке.
Может,
попробовать, наконец?
Андрей ДЯТЛОВ
http://penza.kp.ru/daily/24394.5/572232/