«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/miloserd.htm
Дети в храме
11.03.2017
Воспитанники
стационарного отделения РКЦСОН "Островок" для детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, посетили храм Преподобного Сергия Радонежского, где
встретились с архиепископом Сердобским и Спасским Митрофаном.
Огоньки
свечей и лампад, блеск облачений, запах ладана, пение хора, звон колоколов -
все оставляет в душе ребенка светлые впечатления, делает его восприимчивым к
доброте. А это особенно необходимо воспитанникам, которые уже столкнулись с
жизненными невзгодами.
http://www.serdobsky.ru/news-7-6894.html
Благотворительный
праздник для детей и их родителей
13.03.2017
10 марта
гостеприимное кафе «Чикаго» города Кузнецка распахнуло свои двери для особых
гостей — детей с ограниченными возможностями и их родителей. Все, и дети, и
взрослые, смогли отвлечься от будничных проблем, отдохнуть, пообщаться,
заняться творчеством.
По
традиции, протоиерей Андрей Романов поздравил всех присутствующих с прошедшими
праздниками. Он пожелал мира, добра и хорошего настроения.
Кукольный
спектакль по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь» ребятам показали
сотрудники Центральной городской библиотеки им. А.Н. Радищева.
Мальчишки и
девчонки узнали, какими были детские игрушки в начале XX века, смогли не только
посмотреть, но и познакомиться с каждой куклой.
Дети делали
открытки, смотрели мультфильмы, рассказывали стихи и даже немного потанцевали.
И, конечно же, насладились угощением, которое приготовил Евгений Александрович
Анисимов.
В завершение
встречи Оксана Шаронова сказала несколько добрых слов мамам и бабушкам,
поблагодарила всех участников праздника и подарила небольшие подарки.
Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2017/03/13/blagotvoritelnyj-prazdnik-dlya-detej-i-ix-roditelej/
В Пензе пройдет кинопоказ для детей-аутистов
13.03.2017
2 апреля, во Всемирный
день информирования о проблеме аутизма, в кинотеатре «Высшая лига»
в Пензе впервые состоится «Особенный показ» - адаптивный сеанс для
ребят с диагнозом «расстройство аутистического
спектра».
«Дети и
взрослые с особенностями развития так же, как и другие люди, любят кино и
мультики. Но для просмотра фильмов им нужны особые условия из-за острого
восприятия звуков, запаха, света, вкуса, а также из-за сложностей в общении и
понимании правил окружающего мира. При этом люди с аутизмом остро нуждаются в
развитии социальных навыков. Поход в кинотеатр для них часть терапии», -
сообщила ИА «ПензаИнформ» координатор проекта «2
апреля в Пензе» Екатерина Миленькая.
После того
как региональная общественная организация содействия психологической и
социальной адаптации детей с задержкой психоречевого
развития и расстройствами аутистического спектра
«Сила настоящего» выступила с соответствующей инициативой, компания Disney в России предоставила «Высшей лиге» право провести
благотворительный показ мультфильма «Смурфики.
Затерянная деревня».
В
кинотеатре создадут все условия, необходимые для проведения адаптивного показа.
Так, сеанс начнется в 10:00, когда посмотреть кино приходит минимум зрителей;
выключать освещение не станут; во время показа не будут транслировать рекламу и
трейлеры новых фильмов. Кроме того, помещение оснастят специальными визуальными
указателями, понятными детям с особенностями развития; громкость звуковой
дорожки фильма уменьшат примерно наполовину; на территории кинотеатра создадут
«тихую комнату», где ребенок с РАС сможет снять стресс.
«Еще одним
требованием к проведению адаптивного сеанса является заполненность
зала не более чем на 60%. Таким образом, учитывая, что дети придут с
родителями, количество мест будет ограниченно. Поэтому на киносеанс введена
предварительная запись по телефону 8-904-265-53-50»,
- добавила Екатерина Миленькая.
http://www.penzainform.ru/news/social/2017/03/13/v_penze_projdet_kinopokaz_dlya_detej-autistov.html
В
Пензенской области детей-сирот не бросают и во взрослой жизни
13.03.2017
В регионе
создан координационный центр, который помогает им быстрее адаптироваться в
современном мире.
Истории разные, но проблема одна
В
подростковом возрасте Оля оказалась сиротой при живых родителях. Мама девушки
предпочла дочери устройство личной жизни, а папа никогда не горел желанием
исполнять свой отцовский долг. Несколько лет Оля находилась на попечении бабушки, девочка хорошо училась, подавала большие
надежды в спорте. Но бабушка умерла, когда Оле было всего 16 лет. Выбора не
оставалось — только детский дом.
Достигнув
18-летия, девушка покинула его стены, по сути, оставшись один на один со всеми
сложностями взрослой жизни и бытовой неустроенностью.
К счастью,
Оле повезло. Она встретила хорошего парня, вышла за него замуж, через несколько
месяцев у молодых людей появится первенец.
Но проблемы
остались. К примеру, сразу после родов молодая мама хочет снова пойти учиться.
Но не знает элементарного: куда обратиться, какие льготы положены студентам,
имеющим статус сироты, и многого другого.
Так бывает.
Выпускники часто оказываются один на один с бурным потоком жизни: захочешь жить
— научишься плавать и выплывешь.
Отчасти
спасательным кругом стал созданный по инициативе областного Минобра в январе
2017 года на базе Спасского детского дома координационный центр, который будет
заниматься сопровождением детей-сирот и молодых людей, находившихся под
попечительством, столкнувшихся с трудностями при социальной адаптации во
взрослой жизни.
—
Сотрудники центра не только окажут социальную поддержку, но и защитят права и
интересы выпускников детских домов, помогут в получении образования, жилья,
трудоустройстве, оформлении документов. Речь идет о поддержке молодых людей в
возрасте от 18 до 23 лет, — объяснила социальный педагог Спасского детского
дома и сотрудник центра Евгения Данилина. — По сути, это постинтернатское
сопровождение ребят. Мы, конечно, и раньше их не бросали, но теперь эта работа
будет координироваться несколькими ведомствами: Министерством образования,
Министерством труда, социальной защиты и демографии, органами местного
самоуправления муниципальных районов и городских округов. То есть, создана
единая система, в которой каждый отвечает за свое направление.
Кто хочет – тот учится
Появление
центра — не спонтанное мероприятие. Хотя наш регион стал одним из первых в
России, где создана подобная структура.
— Проблема адаптации
детей-сирот к самостоятельной жизни всегда была актуальна. Поэтому рано или
поздно мы пришли бы к подобному выходу. За последнее время похожие центры
образованы в пяти городах страны. Мы изучали опыт Ростова, Московской и
Тверской областей, Пермского края, — объясняет Евгения Петровна, которая 20 лет
своей жизни посвятила работе с детьми, оставшимися без попечения родителей. —
Бытует мнение, что абсолютно все дети-сироты — это неприспособленные к жизни,
ничего не умеющие и ни к чему не стремящиеся люди. Я с ним совершенно не
согласна. Все зависит от самого человека. Воспитанников детских домов учат всем
навыкам, которые могут пригодиться в жизни: готовить, стирать, убирать,
мастерить что-то своими руками, шить. Есть те, кто эти знания берет, а есть
такие, которые проходят мимо. Но их единицы. Большинство выпускников детских
домов вполне благополучно устраиваются в жизни: создают семьи, находят работу,
некоторые живут в Москве, кто-то уехал в Израиль, в Америку.
Несмотря на
то, что центр работает всего два месяца, его сотрудники совместно с
администрацией Мокшанского района помогли оформить
документы на получение пособий по уходу за ребенком выпускнице Неверкинской школы-интерната. Во взаимодействии с
администрацией Городищенского района собрали пакет
документов на прописку выпускника той же школы-интерната, а с администрацией Сердобского района ведется работа по трудоустройству двух
выпускников Спасского детского дома.
Работники
центра задействовали в своей работе и Интернет. В социальной сети «Одноклассники»
создается группа «Отклик: ты не один», где будет размещена не только полезная
юридическая информация, но и советы психологов о том, как легче адаптироваться
к большому миру.
Помощь неравнодушных
Работы у
вновь созданной структуры немало, хотя, как отмечает Евгения Данилина, в стране
создано все возможное для жизни детей, которые остались без родителей. Огромную
помощь и поддержку им оказывают и благотворительные организации. Например,
Пензенская региональная общественная организация «Благовест» реализует проект
«Квартал Луи». Это реабилитационный центр, созданный по модели сопровождаемого
проживания. На его базе молодых инвалидов, оставшихся без родительского
попечения, готовят к самостоятельной взрослой жизни.
И это
только один из примеров.
Специалисты
координационного центра уверены, что подобная форма работы с молодыми людьми
будет набирать обороты. И, возможно, через несколько лет выльется в
самостоятельную структуру.
— Вероятно,
в список «подшефных» нашего центра войдут и те ребята, которые находятся в
опекаемых семьях. Вспомните, еще несколько лет назад в Пензенской области
существовало 13 детских домов. Сейчас остался один — в Спасске. Практически
всех детей передали под опеку. Но наступит время, когда им исполнится 18 лет.
Поэтому уже сейчас нужно продумать вопрос о том, как адаптировать их к взрослой
жизни, чтобы еще не самостоятельный молодой человек не остался один на один со
своими проблемами, — говорит Евгения Петровна.
Цифры
По данным
на 1 января 2017 года, 3955 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, проживают в Пензенской области, 3825 из них находятся на воспитании
в замещающих семьях (это 96,9% от общего числа; на эту же дату 2016 года
процент составлял 95,8%, 2015 года —– 95,7%).
Обратиться за помощью в координационный
центр можно по адресу: г. Пенза, ул. Маркина, 2,
Министерство образования Пензенской области, или по телефону 8 (8412) 56-15-85.
Также можно направить вопрос по
электронной почте koordcentr@mail.ru или в группе
«Отклик: ты не один» в социальной сети «Одноклассники».
Елена СИНИЦЫНА
Фото: Владимир ГРИШИН,
Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА
http://pravda-news.ru/topic/76117.html
В
Пензе впервые пройдет фотовыставка, посвященная детям с синдромом Дауна
14.03.2017
Фотография © PenzaNews
Открытие
фотовыставки «Солнечные дети» состоится в пензенском торгово-развлекательном
комплексе «Коллаж» в Международный день человека с синдромом Дауна, во вторник,
21 марта. Об этом ИА «PenzaNews» сообщила
председатель региональной общественной организации «Пензенские лучики» Людмила
Ермакова.
Экспозиция
включает в себя снимки формата А2, на которых
изображены 18 детей из Пензенской области с синдромом Дауна. Работы для
выставки сделала фотограф Наталья Чернова, а место для съемок предоставила фотостудия «Андерсон».
Она
пробудет в ТРК «Коллаж» в течение месяца. Выставку планируется сделать
традиционной.
Ее открытие
намечено на 17.00. Ожидается, что на мероприятии будут
присутствовать около 40 семей, в которых есть дети с особенностями развития.
Также
планируется присутствие почетных гостей, в числе которых заслуженный артист
России, худрук драмтеатра имени А.В. Луначарского Сергей Казаков, руководитель
общественной организации «Благовест» Мария Львова-Белова и председатель реготделения «Российского детского фонда» Мария Гаврюшина.
На 1 этаже
магазина «Коллажа» — вблизи входа со стороны гипермаркета «Леруа
Мерлен» — состоится развлекательная программа для
гостей мероприятия. На празднике дети с синдромом Дауна расскажут стихи и
покажут свои танцевальные номера.
https://penzanews.ru/society/112216-2017
Иеромонах
Вениамин (Гришинов) встретился со слабовидящими
15.03.2017
Председатель
епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению
иеромонах Вениамин (Гришинов) посетил центр для слепых и слабовидящих людей г. Сердобска.
Священник
провел беседу на тему «Великий пост не только для тела, но и для души».
В своем
выступлении иеромонах ответил актуальные вопросы:
зачем и как следует поститься, как часто следует посещать храм и причащаться в
Великий пост, каковы особенности богослужения в этот период?
— Пост утончает душу для покаяния.
Когда усмиряются страсти — просветляется духовный разум. Человек начинает лучше
видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и
покаяться пред Богом. Святитель Василий Великий в Слове 1-ом о посте
рассуждает: «Глава всех нас Господь наш, когда вооружил постом плоть, ради нас
воспринятую, то победил самого диавола. Постился же
Господь для того, чтобы научить и нас вооружаться постом во время подвига в
искушениях»,—
отметил священнослужитель.
Данные
встречи уже стали традиционными, еженедельно иеромонах Вениамин посещает
общество слепых и проводит разнообразные беседы.
http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/2017/03/15/ieromonax-veniamin-grishinov-vstretilsya-so-slabovidyashhimi/
Встреча
священника с учащимися МБОУ СОШ №8 Кузнецка, посвященная теме «Милосердие»
15.03.2017
Руководитель
молодёжного отдела Кузнецкой епархии протоиерей Андрей Романов и классные руководители
9 а и 7 б классов МБОУ СОШ №8 города Кузнецка Наталья Владимировна Злодеева и Галина Викторовна Участкина
организовали час общения, целью которого стало формирование этических норм
поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной
сферы обучающихся.
Эпиграфом
встречи стали слова Зигфрида Ленца «Без сострадания и
милосердия невозможно жить в мире». В ходе общения ребята размышляли,
задумывались над поступками людей, вели дискуссию, отстаивали свою точку
зрения. В итоге, вместе составили памятку «Жизненных правил».
Протоиерей
Андрей Романов рассказал ребятам о работающем в городе проекте «Дари добро»,
целью которого является помощь не только близким, но и совершенно незнакомым
людям, нуждающимся в помощи.
Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2017/03/15/vstrecha-svyashhennika-s-uchashhimisya-mbou-sosh-8-kuznecka-posvyashhennaya-teme-miloserdie/
Священнослужители
подарили духовную литературу жителям дома-интерната р.п. Неверкино
15.03.2017
14 марта
благочинный Неверкинского округа протоиерей Сергий
Афонюшкин и настоятель Никольского храма села Неверкино протоиерей Петр Барцев посетили дом-интернат для престарелых и инвалидов. В
рамках празднования Дня православной книги священники подарили в библиотеку
учреждения духовную и краеведческую литературу.
Директор
дома-интерната Александр Вячеславович Фомин рассказал священнослужителям о
жизни своих подопечных, о радостях и сложностях в повседневном, нелегком
служении ближним. Протоиерей Петр Барцев поведал
присутствующим о важном значении православной книги в
религиозно-нравственной жизни человека. Священники пожелали всем крепкого
здоровья, упомянув о необходимости взаимных молитв персонала и жителей дома-интерната.
Администрация учреждения заключила соглашение с духовенством Неверкинского благочиния о дальнейшем взаимодействии и
сотрудничестве.
Сайт
Неверкинского благочиния
Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2017/03/15/v-den-pravoslavnoj-knigi-svyashhennosluzhiteli-podarili-duxovnuyu-literaturu-zhitelyam-doma-internata-r-p-neverkino/
Руководитель
православного детского центра NIKA освятил детский дом
16.03.2017
14 марта
иерей Константин Проскуряков, руководитель православного детского центра NIKA
освятил Спасский детский дом.
По
окончании водосвятного молебна священнослужитель
окропил святой водой учебные классы, кабинеты администрации школы, учительскую,
столовую, спортивный зал, жилой корпус, автобусы и машины, и помолился, чтобы
Бог хранил всех здесь живущих и работающих.
В
богоугодном деле священнику помогала матушка Валентина Проскурякова, регент
Вознесенского собора г. Спасска.
После
совершения молитвы и освящения помещения руководитель Центра провел с
преподавателями беседу, посвященную духовно-нравственному воспитанию
подрастающего поколения.
http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/2017/03/16/rukovoditel-pravoslavnogo-detskogo-centra-nika-osvyatil-detskij-dom/
ИЗ ПОЧТЫ САЙТА
Пожалуйста,
помогите дочке купить лекарства!
16.03.2017
Реквизиты для оказания помощи Оле
Савиной:
Сбербанк
России
Банковская
карта № 4276550044922428
Получатель:
ИРИНА ФЕДОРОВНА КАРТУНКОВА
Это
крёстная мама Олечки
Номер
счета: 40817810655862542844
Банк получателя:
Сбербанк
БИК:
044030653
Корреспондентский
счет: 30101810500000000653
Яндекс
кошелек
410015036018832
Qiwi
кошелек 9126537934
Мтс
(7)912-653-7934
СПАСИБО
ОГРОМНОЕ ВСЕМ КТО НЕ СМОГ ПРОЙТИ МИМО НАШЕЙ БЕДЫ!
«Дом
Вероники» в Пензе планируется открыть в День защиты детей
16.03.2017
«Дом
Вероники» достраивают в Пензе. В нем будут жить молодые люди с тяжелой формой
инвалидности.
В апреле исполнится
ровно год с тех пор, как был заложен первый камень в основание стройки. Автор и
идейный вдохновитель проекта Мария Львова-Белова не упускает из виду ни единой
детали. Важно продумать все — вплоть до мелочей. И, если нужно, успеть
переделать.
«Мы решили
заложить один дверной проем, чтобы наш камин был в гостиной. Там, где,
собственно, будет и наша барная стоечка, и кухонный
гарнитур. Библиотека будет в хостеле на втором этаже
в зимнем саду», — сказала она.
На втором
этаже появится новая комната с панорамными окнами для мастер-классов,
семинаров, выставок и встреч. Здесь будут жить 25 человек. 10 студентов
поселятся на первом этаже.
Уже в
апреле для «Дома Вероники» начнут подбирать персонал — профессионалов с доброй душой.
Сейчас внутри делают стяжку полов, проводят отопление, подключают электрику. А
недели через две хотят начать клеить обои. Для каждого жителя — своя расцветка
и рисунок. «Осталось сделать чистовую отделку, положить плитку, поклеить обои,
шпаклевать стены и сделать ландшафтные виды работ», — пояснил начальник
строительного участка Сергей Шиндяпкин.
Для
открытия выбрали символичную дату. Двери гостеприимного «Дома Вероники» должны
распахнуться в день защиты детей — 1 июня.
ВИДЕО: https://youtu.be/7fWdbSI5kg4
http://russia58.tv/news/71493/
Пензенским школам не хватает средств на тьюторов
17.03.2017
Журналист
«ПП» решила выяснить, как воплощается инклюзия, провозглашенная в стране, в
школах нашей области.
НА БУМАГЕ
С 1
сентября 2016 года в российской школе осуществляется инклюзия, или совместное
обучение детей здоровых и особенных. Теперь все первоклассники могут учиться в
школах по месту жительства. И школы обязаны их принять.
Конечно,
особенные дети учились и раньше, но либо в коррекционных заведениях (зачастую
иногородних), либо (в 90 процентах случаев) находились на домашнем обучении.
Самое
революционное в новых правилах - то, что школа распахнула двери для детей с
расстройствами аутистического спектра и с другими
ментальными нарушениями. Инвалиды-колясочники пусть редко, но в наших классах
встречались и раньше, а вот аутисты там не
присутствовали.
Родители
говорят (не знаю, насколько достоверны их слова, но сослаться на официальную
статистику невозможно, ее просто нет), что знают о единственном примере в
системе пензенского образования в новейшей истории России, когда аутичный ребенок очно окончил
школу. Тогда как за рубежом, если верить Интернету, это делает половина таких
детей, а 30 процентов получают вузовский диплом.
ЗАЧЕМ ОН
НУЖЕН?
Но, как
говорят эксперты, инклюзия окажется миражом, если в школах не появятся тьюторы. Сейчас учителя либо боятся работать с особенными
детьми, либо просто не знают, как это делать. А тьютор
знает.
Например,
учитель предлагает детям выглянуть в окно и написать сочинение о зиме. Обычные
дети открывают тетрадки и старательно выводят в них про новогодние елки,
катание на коньках и так далее.
У аутичного ребенка так настроены системы восприятия, что те
звуки, которые не имеют для него актуальной значимости, отсекаются. Речь
учителя он может воспринимать просто как шум. Но если тьютор
покажет картинку, где нарисована та же елка или
мальчик, катающийся на санках, аутичный ребенок вполне
способен составить предложение и занести его в тетрадку.
А еще
особенный малыш может, например, бояться ходить в столовую, поскольку запахи в
его системе восприятия играют гораздо большую роль,
чем у обычных людей. Тьютор знает технологии общения,
которые постепенно этот страх убирают.
Другими
словами, тьютор - это педагог сопровождения, который
помогает аутисту встроиться
в социум.
СХЕМА
РАБОТЫ
В идеале у
каждого аутичного ребенка должен быть свой такой
специалист. И в идеале должен быть ресурсный класс.
Ресурсный
класс - это помещение, куда из обычного (регулярного) класса ребенка можно
потихонечку вывести, когда он, переполненный звуками, запахами или другими
избыточными впечатлениями, не справляется с напряжением и начинает «плохо себя вести».
Он же не должен мешать другим детям!
Еще лучше,
если ресурсный класс будет оборудован учебным материалом, наглядными пособиями,
чтобы уроки для особенных детей можно было проводить там.
Сейчас
каких-то единых требований нет, пока каждая школа нарабатывает собственный
опыт.
Стоит
отметить, что в связке с тьютором должны работать
школьные дефектолог, логопед, психолог.
Назначает
ребенку тьютора психолого-медико-педагогическая
комиссия (ПМПК). Если перед началом учебного года она дает заключение о необходимости
выделения специалиста, школа обязана его предоставить.
По данным
руководителя областной ПМПК Ирины Перекусихиной, в нашей области перед началом
этого учебного года было рекомендовано в общей сложности порядка 50 тьюторов и ассистентов разным категориям особенных
первоклассников.
МАМА В
КОРИДОРЕ
Вот,
например, Костя (имя изменено). Он учится в одной из пензенских школ, правда,
не в обычном, а в коррекционном классе. То есть учеников в этом классе гораздо
меньше и у каждого есть некие особенности - одни с задержкой умственного
развития, другие не владеют в полной мере русским языком.
Косте и еще
одному аутичному первокласснику были рекомендованы тьюторы. Но их нет. В роли тьютора
у Кости выступает мама.
Сначала она
сидела с сыном за одной партой. Потом, едва малыш попривык, маму попросили в
коридор. Она продолжала помогать сыну ходить в столовую и туалет, готовиться к
следующему уроку и вообще была наготове. А сейчас просто приводит ребенка к
началу занятий и забирает по их окончании.
С работы
пришлось уволиться. Благо есть муж, который обеспечивает семью, а другой
ребенок уже взрослый и живет самостоятельно.
Профессиональный тьютор Косте точно бы не помешал. Мальчик
наверняка показывал бы лучшие результаты в учебе. Да и учительнице было бы
легче. Сейчас, признается она, очень тяжело.
- Да хоть
бы нас выучили на тьюторских курсах перед 1 сентября,
- сетует мама, - но их же в Пензе нет!
Спрашиваю о
тьюторах директора. По закону именно руководитель
учебного заведения отвечает за то, чтобы в штате появился необходимый
специалист.
У директора
своя правда. Дипломированных тьюторов, говорит, нет в области ни одного!
Кроме того,
как всегда, не хватает денег. Можно было бы принять в штат на должность тьютора, например, опытного дефектолога, но всякий новый
специалист - это дополнительная нагрузка на фонд оплаты труда. А это означает
снижение зарплат у других педагогов.
Но все-таки
выскажу собственное мнение: не деньги и не отсутствие кадров виноваты в том,
что у конкретного Кости нет тьютора.
Наша школа
- это поточное производство, конвейер. Утрирую, конечно, но тем не менее. А тьютор - это индивидуальный подход.
Перейти на
новые технологии, если ты всю жизнь проработал по
старым, не так-то просто психологически.
О КАДРАХ
Государство
провозгласило, что тьюторы особенным детям необходимы. Точка. Между тем сегодня на таких специалистов
действительно учат только в одном российском вузе - Московском педуниверситете.
Правда,
есть пять региональных центров, где учителя могут пройти курсы переподготовки. Ближайшие от нас - в Чувашии, Удмуртии и Волгограде.
В
педагогическом институте ПГУ признали проблему, но сказали: едва ли она решится
в ближайшие годы, потому что для профессиональной подготовки тьюторов вузу как минимум нужна лицензия.
Нет никаких
курсов и в институте развития регионального образования.
На тьюторов еще не учат, а некоторые мамочки уже говорят об
отставании российской теории от международной практики.
Самый, по
их мнению, востребованный в мире способ коррекции аутизма,
клинически доказавший свою эффективность, - это АВА-терапия (Applied behavior analysis - прикладной анализ поведения). Он пришел из-за рубежа и порою напоминает дрессировку животных. Одна из
мамочек, с которыми я беседовала при подготовке этого материала, рассказывала,
что возила чадо в Москву на АВА-уроки
и ей было противно смотреть, как у ребенка вырабатывают навыки с помощью
лакомства. Но зато это дает потрясающие результаты.
Методика -
коммерческий продукт, дорогой. В Москве многие родители сбрасываются в частном
порядке и приглашают в ресурсный класс АВА-тераписта.
По такой
схеме в Пензе пока не работают, но есть мамочки, которые хотят это
осуществить.
Пока же
самый удачный пример тьюторства - это школа № 27 в
областном центре. Здесь учатся три аутичных ребенка,
есть ресурсный класс и тьютор. Это Ирина Валентиновна
Апакина. Правда, по образованию она дефектолог, но
знает об аутизме, наверное, больше всех, поскольку эта болезнь коснулась ее
семьи.
ВЫВОДЫ
На мой
взгляд, полноценная инклюзия в наших школах пока не состоялась. Большинство детей
с аутизмом и с ментальными нарушениями продолжают учиться либо дома, либо в
классах коррекции.
Та же школа
№ 27, замечательное учебное заведение, вошла в число пяти лучших инклюзивных
школ России, но число детей с ограниченными возможностями здоровья приблизилось
там к 30 процентам.
Вместо того
чтобы дети учились по месту жительства, их, получается, сосредоточили в одном
месте. Это мало чем отличается от прежних специализированных школ. Это не
классическая инклюзия, когда особенный ребенок учится и развивается в обычном
классе, среди обыкновенных сверстников.
С тьюторами положение в региональной системе образования тоже
пока нельзя признать удовлетворительным. Их по большому счету нет. И нет
ассистентов, это еще один школьный работник, который чисто физически помогает
особенному ребенку, например, когда тот на инвалидной коляске.
ЦИФРА
По данным
областного министерства образования, 1 сентября 2016 года в 1-й класс поступили
249 детей с ограниченными возможностями здоровья и 162 ребенка-инвалида.
РАЗБРОС
ПОНЯТИЙ
Тьюторы
пришли из зарубежного образования в российское двумя
путями: через Томск и через Москву.
Еще лет 500
назад в старейших университетах нынешней Великобритании студенты не учились по
установленным программам, а слушали лекции по собственному выбору и даже в
разных учебных заведениях.
Университет
предъявлял требования только на экзаменах, и студент
должен был сам выбирать путь для достижения суммы знаний, необходимых для
получения степени. В выборе этого пути помогал особый наставник - тьютор. Система тьюторства
сохранилась в зарубежных университетах до сих пор.
Тьюторы
как помощники в построении индивидуальной образовательной траектории у
школьников появились в нашей стране в виде эксперимента еще в 90-е годы в
Томске.
Существует
мнение, что в этом качестве тьюторы должны работать в
каждой школе с обычными детьми. Но сегодня, когда говорят о тьюторах,
чаще всего имеют в виду школьных педагогов сопровождения для особенных детей.
Первые такие педагоги появились в Москве, в школах при иностранных посольствах,
уже в нынешнем веке.
В
пензенских вузах внесли еще один оттенок в богатую палитру понятия. Здесь под тьюторами понимают старшекурсников, которые на добровольных
началах помогают первокурсникам, например
организовывать художественную самодеятельность. Наверное, таких помощников
можно было бы назвать вожатыми.
В
пензенских вузах есть школы тьюторства и главный тьютор. Например, в ПГУ это очаровательная студентка
пединститута и будущий учитель физики Валентина Глухова.
Ежегодно в вузах проходят конкурсы «Тьютор года».
НЕОЖИДАННЫЙ
ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ
Число аутистов растет во всем мире. И почему так, никто не знает.
Что
касается России, то у нас все достаточно печально. Эту болезнь долго
рассматривали только через призму медицины, детей пичкали лекарствами, а о том,
чтобы социализировать их, речи не велось. Пока даже статистики по детям с таким
диагнозом в России нет.
Но
заведующая детским отделением областной психиатрической больницы Елена Когельман подтвердила рост заболевания. Если в прошлом
году, сказала Елена Юрьевна, к ним в отделение обратились за помощью родители
примерно шестидесяти таких детей в возрасте до 15 лет, и еще двадцать она
знает, то 10 лет назад это число было вчетверо меньшим!
Среди
возможных объяснений - активное вмешательство врачей в роды, не до конца
изученное влияние прививок на детский организм.
Существуют
и очень экзотические версии. Вот одна из них. Есть такая наука - этология. Она
изучает поведение (инстинкты) животных, в том числе людей.
В 60–70-х
годах прошлого века этолог Джон Кэлхун провел ряд
шокирующих экспериментов. Колонию грызунов поместили в идеальные искусственные
условия. Еды и питья было вдоволь, плюс отсутствие хищников, ветеринарный
контроль. Поначалу колония активно росла. Но когда мышей стало слишком много,
то между ними возникла жесточайшая конкуренция, мыши повели себя агрессивно. Но
самое неожиданное, что в следующих поколениях стали рождаться мыши, которые не
дрались, не ухаживали за самками, вообще не проявляли никакого интереса к
другим «колонистам». Их поведение Кэлхун назвал аутичным.
Несмотря на
обилие еды, колония погибла, потому что мыши перестали размножаться.
Безусловно,
мышей и людей сравнивать не стоит. Однако, как пишут в школьных сочинениях,
«это заставляет о многом задуматься».
Продолжается
массовый исход людей в города, растет скученность, и хотя с голоду никто не
умирает, конкуренция обостряется, напряжение в обществе растет.
Марьям Енгалычева
«Пензенская
правда», № 11, 14 марта 2017
г.
http://www.penzainform.ru/press/pp/2017/03/17/penzenskim_shkolam_ne_hvataet_sredstv_na_tyutorov.html