Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М И С С И О Н Е Р С Т В О 24.03.19
20

20.10.2010

 

Новые беглецы из Свято-Боголюбовского монастыря ищут помощи

 

Один из древнейших монастырей России вновь оказался в эпицентре скандала

Один из древнейших монастырей России вновь оказался в эпицентре скандала

Фото: Петр СОКОЛОВ

Один из древнейших монастырей России вновь оказался в эпицентре скандала

В редакцию московской газеты пришел директор суздальской епархиальной школы-пансиона, священник Виталий Рысев с тремя подростками, находившимися в свое время на территории Свято-Боголюбовского монастыря. Они рассказали, что их продолжают преследовать служители монастыря, пытаются вернуть в стены обители, хотя детей еще в январе перевели в школу-пансион Суздаль. А заодно подростки - мальчишка Степан Вус и девочки Ксения Головченко и Марина Лойко — рассказали об издевательствах, которые имели место в монастыре.

«По словам Раисы Лойко, на ее глазах дети в качестве наказания выполняли по 300 и даже по 500 поклонов. Дети с раннего утра и до позднего вечера работали на полях. Марина Лойко рассказывает, как ее заставили съесть кружку соли, били ремнем - 103 раза подряд. Лишали еды и сна за малейшие провинности» - пишется в «Известиях»...

20 октября мы поехали в Суздальскую школу-пансион, чтобы поговорить с героями материала лично. Однако ни отца Виталия Рысева, ни детей в Суздале не оказалось.

- Да они с матушкой в Москве, - сказал нам охранник, встав перед воротами. - Батюшка болеет.

- А как же случай с детьми из Боголюбово? Разве они не по этому поводу уехали? - удивились мы.

- Я человек маленький, ничего не знаю, - сказал тот, но достал сотовый и позвонил матушке. Та разрешила поговорить с преподавателями школы, но только на улице.

Дети жаловались на монастырь

К нам вышли две женщины — учитель математики Татьяна Лисица и учитель физкультуры Валентина Сидорова.

- Детей к нам привезли в январе, - рассказала Татьяна Лисица. - После случая с Валей Перовой Владимиро-суздальский архиепископ Евлогий дал благословение на перевод детей в Суздаль. Всего их было 36 человек. Все одеты как монахи. Рядом с ними постоянно дежурили послушницы (будущие монахини — Авт.)

Фото: Петр СОКОЛОВ

Детям выдали новую школьную форму. Определили в классы. Но с глазу на глаз с детьми учителя могли поговорить только на уроках — тогда рядом не было послушниц. Из разговоров стало ясно, что дети очень обижены на монастырь и не особо хотят возвращаться назад. Хотя послушницы неустанно твердили об этом.

- Говорили, что их лишали еды, сажали на хлеб и воду, - рассказала Валентина Сидорова. - Заставляли работать. Однако все они говорили, что в целом питались в монастыре хорошо. Только мясо на рыбу заменили.

Преподаватели между тем отметили только, что многие из детей отставали по программе. Одна 12-летняя девочка училась только во втором классе. 15-летняя Ксения, о которой упоминалось в начале, училась в седьмом классе.

- Где-то на среднем звене, в основном, отставание начиналось, - сказала Татьяна Лисица.

Президент России Дмитрий Медведев и священник Виталий Рысев

Президент России Дмитрий Медведев и священник Виталий Рысев Фото: Петр СОКОЛОВ

По словам преподавателей сейчас воспитанников и воспитанниц Свято-Боголюбовского монастыря в школе нет. В августе и сентябре детей забрали к себе родители. Сейчас они кто где. Кто-то в Белоруссии, кто-то в Украине, многие уехали в Сибирь. И Валентина Сидорова, и Татьяна Лисица утверждают, что нет даже тех детей, которые приходили в редакцию «Известий».

«Мы хотим нормального образования!»

И тут выяснилось неожиданное... В начале октября этого года из Свято-Боголюбовского монастыря сбежали еще две девушки — Света Кузнецова и Вероника Сарина. Эти молодые послушницы остались в монастыре еще зимой.

- У нас в школе нет старших классов, - пояснила Валентина Сидорова. - А девушкам по 16-17 лет. Вот они и доучивались экстерном в Боголюбово. Но вам лучше об этом спросить в Суздальском отделе опеки...

В районном отделе опеки и попечительства сразу поняли, по какому поводу мы пришли. Девочки, убежав из монастыря, пришли в местное отделение милиции. Сказали, что не хотят возвращаться в монастырь. Тогда девушек довезли до Суздаля и при сотрудниках отдела опеки допросили.

- Спрашивали о причинах побега, - сказала начальник отдела Елена Федулова. - Те говорили, что хотят нормально учиться, поступить в ВУЗ. В монастыре не получается. Почему не получается, мы толком не поняли, но приняли от них заявление и перевели на время, до приезда родителей, в суздальскую школу-пансион.

Света и Вероника пробыли в школе 4 дня, а потом вместе с родителями разъехались по своим городам. Света Кузнецова уехала к отцу в Татарстан, Вероника Сарина — к родителям в Воронеж.

- Созванивалась с ними буквально на днях, говорят, что все у них в порядке, уже ходят в обычные школы - рассказала Елена Федулова.

СПРАВКА «КП»

Проверки результатов не дали

В августе 2009 года Валя Перова и Кристина — воспитанницы монастыря бежали из него и обратились за помощью к общественникам. Те, в свою очередь, предложили девочкам написать письмо Президенту РФ, в прокуратуру и СМИ. Так «дело о Боголюбовских беглянках» стало скандалом федерального уровня. В обращении речь шла о систематических издевательствах, которым подвергаются воспитанники монастыря, о телесных наказаниях и суровом распорядке дня.

По итогам этого обращения в монастыре работали комиссии Епархии, Общественной палаты, Патриархии, губернатора, органов опеки и попечительства, комиссии по правам человека. Расследование вели сотрудники милиции и прокуратуры... Уголовное дело так и не появилось. Доказательств словам девочек не было найдено. Воспитанники монастыря как один твердили, что у них все замечательно. Правда, в декабре настоятельницу все же лишили права опекунства над воспитанниками приюта. Но скорее по формальным признакам — из-за неправильного оформления документации на детей. После этого большинство детей было переведено в Суздаль. Остались только те, что постарше.

Патриархия в конце мая 2010 года частично обнародовала результаты очередной своей проверки Боголюбовского монастыря, которую 25 и 26 мая провела специальная комиссия отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. Проверка по-прежнему обнаружила «ряд принципиальных ошибок в организации жизни детей, пребывающих при монастыре». Руководству обители были даны рекомендации по исправлению сложившейся ситуации. Кроме того, были обнаружены недостатки в выполнении предписаний, ранее выданных руководству монастыря. Каких именно — патриархия не уточняла.

Алексей СУХОВ, Александр ОРЛОВ

http://www.vladimir.kp.ru/daily/24578/749077/

 

21.10.2010

 

Скандал в Свято-Боголюбовском монастыре: "Воспитательница наматывала на руку мою косу и била головой об стенку"

После того, как год назад две девочки сбежали из обители, история повторилась

 

Скандал вокруг Свято-Боголюбовского монастыря набирает обороты. Трое экс-воспитанников обители - Марина Лойко, Ксения Головченко и Степан Вус - приехали в Москву вместе с зам. директора Епархиальной школы-пансиона Натальей Рей (в этой школе они сейчас живут. - прим. авт.) и рассказали о жестоких методах воспитания, побоях, издевательствах, пытках.

Да, да вы не ослышались. В монастыре, по их словам, произошел дикий случай. Воспитательница решила наказать шестилетнюю Машу и сунула кисть девочки прямо в печку. Причем сделала это на глазах у других воспитанников. Ребенок получил ожоги 3 степени, но в больницу ее так и не повезли. Испугались, как бы "излишки воспитания" не получили огласку.

Напомним, что в августе 2009 года из этого монастыря сбежали две девочки. Одна из них, Валя Перова, рассказала "КП", каким мучениям она подвергалась в обители. Грянули проверки. В монастырь приезжали правоохранители, чиновники, священнослужители. Но монастырь устоял.

Правда, большую часть воспитанников перевели в Епархиальную школу-пансион г. Суздаль. Только вот прибыли ребята не одни, а с воспитателями из монастыря, которые не спускали с них глаз. Учителям школы не разрешали разговаривать с детьми, они могли свободно общаться только на уроках. Но и этого хватило. Ученики рассказывали про свои мучения, а учителя плакали, слушая их признания.

- Воспитательница наматывала на руку мою косу и со всего размаха била меня головой об стенку, - вспоминала Ксения Головченко.

Девочка прожила в монастыре 6 лет. У Ксении два сотрясения мозга, ее пороли ремнем, случалось, по несколько раз в день, держали зимой в холодном помещении без еды.

Другую воспитанницу, Марину Лойко, заставили съесть чашку соли. С той поры девочка кушает только пересоленную пищу и жалуется на боли в желудке.

На глазах у Ксении и произошел тот дикий случай, когда руку шестилетней Маши воспитательница сунула в раскаленную печку.

- Мы застыли от ужаса, - вспоминает Ксения. - Нам было очень страшно. Маша так кричала.

Этим летом воспитанники суздальской школы-пансиона разъехались по домам. А осенью начались "сюрпризы". Родители в начале учебного года начали забирать детей, хотя сами ребята хотели продолжать здесь учиться.

- Выяснилось, что их мамам и отцам звонили из Свято-Боголюбовского монастыря и настоятельно советовали забрать детей из нашей школы, - рассказала "КП" Наталья Юрьевна Рей. - Дескать, их в Суздале учат только плохому, и часть родителей поддались на уговоры.

Тем временем в октябре разразился новый скандал. Еще две девочки, Катя и Вероника, сбежали из Свято-Боголюбовского монастыря и написали заявления в прокуратуру. Они попросили отправить их учиться в Суздаль. Там девочек встретили с распростертыми объятиями. Но пробыли они здесь недолго.

В школу-пансион неожиданно нагрянули их матери вместе с адвокатом и работницами монастыря. Катя и Вероника не хотели уезжать. Но родители настаивали, пришлось подчиниться. Сейчас Вероника находится в Воронеже, Катя уехала в Татарстан, в Бугульму.

- Вероника призналась, что по дороге в Воронеж, работники церкви ее обработали, - рассказала "КП" Наталья Рей. - Говорили, не заберешь заявление из прокуратуры, плохо будет всем: школу-пансион в Суздали закроют, милиционеров, принявших от вас заявление, уволят. И девочка сдалась.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения работников Епархиальной школы-пансиона в Суздале, стала попытка украсть Марину Лойко и Ксению Головченко. Девочки рассказали, что во время прогулки к ним подошли работницы монастыря, караулившие неподалеку, и пытались обманом увезти их в обитель.

После этого Наталья Рей с ребятами отправились в Москву, искать управу на служителей. Они встретились с журналистами разных изданий, в том числе и с "КП".

- Я верю детям, они не лгут, - говорит Наталья Юрьевна, заместитель директора школы-пансиона в Суздале. Сами ребята, а также мама Марины Лойко, Раиса Петровна, рассказали много про издевательства и унижения, которым подвергались в монастыре. Как их заставляли работать с утра до вечера, били за малейшую провинность. В общем, скандал разгорается нешуточный. Обращения детей переданы в прокуратуру.

Елена КОРНЕВА, КП-Самара

http://penza.kp.ru/daily/24579.4/749964/

 

21.10.2010

 

Восемь детей все еще находятся в Свято-Боголюбском монастыре

Корреспондент «Комсомольской правды» встретился с пострадавшими

 

Восемь детей все еще находятся в Боголюбском монастыре, несмотря на запрет Владимирской Епархии. По словам нашего корреспондента, они находятся на территории учреждения с одобрения родителей, которых уговорили это сделать служители монастыря.

Между тем, официально работа приюта в монастыре приостановлена, начата проверка. Уже подтвердились факты насилия над детьми.

Наш спецкор Алексей Сухов встретился с пострадавшими.

- Сегодня мы второй раз ездили в Суздальскую епархиальную школу-пансион. Наконец-то смогли встретиться с детьми, которые жили на территории Свято-Боголюбовского монастыря. Они подтвердили факт того, что детей наказывали сурово, причем даже жестоко.

- И было кормление солью, удары ремнем, доходило до 103 ударов. Огромное количество поклонов. Тяжелее для детей было наказание затвором. То есть, когда детей закрывали в комнате на несколько дней и сажали только на хлеб и воду или, как они даже говорят, это не хлеб был, а сухари.

- Часть детей сейчас уже забрали родители. И, по некоторым данным, даже отправили обратно в Боголюбовский монастырь. Но где их прячут, неясно.

Напомню, основанием для разбирательства в Боголюбском монастыре Владимирской области стала статья в газете, подготовленная на основе письма воспитанников монастыря: трое подростков сообщили о насилии со стороны наставников и попросили защиты. Ребята рассказали, что монахини заставляли живущих в приюте при монастыре детей работать на полях до поздней ночи, их лишали еды и отдыха за любую провинность и били ремнем.

Радио "Комсомольская правда", Алексей Сухов – Свято-Боголюбовский монастырь, Владимирская область

Читайте в КП:

Новые беглецы из Свято-Боголюбовского монастыря ищут помощи


Остальное по теме Валя Перова, боголюбовская беглянка

·                     21 Окт В

осемь детей все еще находятся в Свято-Боголюбском монастыре

·                     21 Окт Астахов: Воспитанницы Свято-Боголюбского монастыря находятся дома

·                     20 Окт Воспитанников Свято-Боголюбского монастыря бьют ремнем и кормят кружками соли

·                     4 Дек 2009 Детям боголюбовского приюта вернули свободу совести

·                     24 Ноя 2009 Дело о "боголюбовской беглянке" закрыто

·                     20 Окт 2009 "Боголюбовское дело" оживило черносотенцев?

·                     20 Окт 2009 Следственный комитет не нашел криминала в Боголюбовском монастыре

·                     19 Окт 2009 Патриарху Кириллу пожаловались родственники еще одной боголюбовской воспитанницы

·                     15 Окт 2009 Церковь не будет судиться с "боголюбовской беглянкой"

·                     8 Окт 2009 "Братья и сестры! Здесь же дети!"

25.10.2010

Монахини Свято-боголюбского монастыря признали, что жестко наказывали воспитанниц

Настоятельница монастыря матушка Георгия: - Да, наказывали жестко. Но не жестоко! Ремнем никого не били и не издевались...

Настоятельница монастыря матушка Георгия: - Да, наказывали жестко. Но не жестоко! Ремнем никого не били и не издевались...

«Комсомолка» продолжает расследование громкого дела [обсуждение]

В субботнем выпуске и на сайте мы рассказали о новом витке скандала вокруг Свято-Боголюбского монастыря под Владимиром. Первый звонок был в августе, когда сбежавшая из тамошнего приюта девочка рассказала «КП» об истязаниях, которым подвергали ее и сверстниц монашки.

И вот в Москву приехали очередные бывшие воспитанницы приюта. С ними - матушка Наталья, которая заведует школой-пансионом в Суздале. К ней после того первого скандала и отправили детей. Но несколько самых старших девочек оставили доучиваться в монастыре. С ними-то на днях и случился новый скандал: две девочки убежали из монастыря: Света Кузнецова и Вероника Сарина.

С 16-летней Светой и ее мамой Никой, которые ныне живут в небольшом городке Татарстана Лениногорске, нам удалось договориться о встрече не с первого раза. Семья интересная. Раньше Светину маму звали по-татарски Наиля, но после того как вышла замуж за православного, женщина крестилась и сменила имя. В новую веру ушла с головой. Стала водить детей в воскресную школу при церкви. А 6 лет назад вместе с дочкой и сыном уехала во Владимирскую область - говорит, чтобы защитить детей от пьющего отца. Хотела принять постриг, но только, пока дети несовершеннолетние, этого делать нельзя. Так Света и ее брат оказались в приюте, а мама стала послушницей в Свято-Боголюбском монастыре.

- Пока у меня было послушание, жила некоторое время в скиту (так там называли домики у монастыря, где селились верующие). Виделась с детьми раз в неделю. Девочки жили по 6 - 8 человек в одной комнате, - вспоминает Ника. - Там было чисто, светло, красиво. Учились при приюте, у них были кружки вязания, вышивания...

- Сейчас многие бывшие воспитанницы рассказывают про страшные наказания, которым подвергали их в монастыре, - напоминаем мы.

Ника опускает глаза.

- И в миру это происходит, какое воспитание без наказания... Но только в семье наказывают родные, а там чужие люди. Это и обидело девочек...

Обидело так, что ее дочь сегодня категорически отказывается вспоминать про 6 прожитых лет в том приюте! Когда нынешней осенью Света вместе с подружкой, не желая больше оставаться в монастыре, убежала, она почти неделю жила при Епархиальной школе-пансионе в Суздале. Оттуда ее забрала мама с адвокатом. Забрала и - вернула в приют. Но после скандала в монастырь одна за другой потянулись комиссии с проверками, и монахини решили разом избавиться от ненадежных послушниц.

- Нам, послушницам, сказали: «Уезжайте к себе вместе с детьми!» - рассказывает Ника.

Со Светой мы разговаривали в школе, где она теперь учится. Обычная на вид школьница - белая водолазка, черная юбочка. Но фотографироваться и рассказывать что-либо о жизни в приюте Света наотрез отказывается.

- Пробел в образовании ощутим, конечно, - делится директор школы № 8 Татьяна Ларина. - Но она старается. Я думаю, у нас получится подготовить девочку к сдаче ЕГЭ.

В приюте при монастыре экономику, информатику, правоведение, физкультуру детям не преподавали, учили только домоводству.

- Я ушла из приюта только из-за того, что хотела учиться и получить оценки по всем предметам, чтобы поступить в вуз, - говорит Света. - Иначе у меня этого не было бы. Если доучиваешься там, то так и остаешься при монастыре, насовсем!

Девочка мечтает стать врачом. Но чтобы сдать ЕГЭ, надо не только хорошо учиться. Сегодня у 16-летней Светы нет ни паспорта, ни ИНН. Есть только справка из монастыря, по которой им с мамой и продали билет до Лениногорска. В Свято-Боголюбском монастыре к мирским документам относились скептически: нельзя, мол, «цифровать» человека.

РЕПОРТАЖ ИЗ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«Меня дочка умоляла вернуть ее в монастырь!»

Родители детей, которые в свое время находились в приюте при Свято-Боголюбском монастыре, живут вокруг самой обители «истинного православия». Некоторые - прямо в Боголюбове.

Двухэтажный крепкий дом, обшитый сайдингом, пластиковые окна, вокруг территории - высокий забор. На втором этаже горит свет. Стучимся долго, сигналим из машины - никто не открывает. А едва отъезжаем от дома, на улице появляется «Лэнд ровер». Водитель, мужичок с растрепанной бородой, грозно опускает стекло...

- Вся эта история - ложь и провокация! - гремит хозяин машины Михаил Моргулис на наш краткий пересказ истории. - Все от жидомасонов идет! У меня восемь детей, трое из них жили в монастырском приюте. Так монастырь из них людей сделал! Младшая дочка меня на коленях умоляла, чтобы я ее назад в монастырь отдал. А михелевская школа, что в Суздале (куда после первого скандала прошлого года перевели «боголюбских» детей. - Ред.), - это разврат! Мне рассказывали, что там пьют, курят!

- Почему же дети говорят об издевательствах?

- Детей заставляют врать! Может быть, их даже пичкают чем-нибудь!

- А с вашими детьми можно поговорить?

- Рад бы, да они на учебе.

- Правда ли, что, когда был приют, родителям запрещали видеться с детьми?

- Ну да. Но не потому, что хотелось запретить. Нам говорили: чем реже вы видите детей, тем лучше для них. А то придут родители, дети сразу скачут, радуются. А тут монастырь, эмоции прятать надо.

- Говорят, у вас нет документов. Как же вы элементарно в больницу обращаетесь?

- В монастырь приходят терапевты, зубные врачи. И монастырь все оплачивает. У меня паспорт есть. Он до 2002 года действителен, но есть. Я ведь трудник в монастыре (то, что хозяйственным работником женского монастыря работает мужчина, - явление нередкое. - Прим. авт.). Бывает, вожу монастырских на машине в Москву - купить чего, по другим надобностям. Совсем-то без документов ну никак нельзя!

А В ЭТО ВРЕМЯ

Монахини признались, что жестко наказывали детей. Но не ремнем

Во Владимирской области продолжаются проверки по «делу о боголюбских беглянках». В пятницу во Владимирскую епархию приехали уполномоченная по правам ребенка во Владимирской области Любовь Кац и советник омбудсмена РФ Наталья Яковлева. Они сразу прошли в кабинет владыки Евлогия.

Пока гостьи беседовали с главой епархии за закрытыми дверями, в коридоре ожидали пять монахинь из Свято-Боголюбского монастыря: настоятельница матушка Георгия, инокиня Антония, которая прежде курировала монастырский приют, две монашки и одна юная послушница. Разговаривать с журналистами они не пожелали. Одна из монахинь достала псалтырь и начала про себя молиться, едва заметно шевеля губами. Так она и простояла полтора часа, пока делегацию из монастыря не попросили пройти к архиепископу Евлогию.

Разговор трех сторон - уполномоченных по правам человека, епархии и монахинь - продолжался еще около часа и временами проходил на повышенных тонах. Однако разобрать слов было нельзя.

Наконец из кабинета архиепископа вышла Наталья Яковлева.

- Две девочки из Суздальской епархиальной школы-пансиона назвали имена двух конкретных монахинь, которые над ними якобы издевались, поэтому мы и затеяли собственную проверку, - сказала она. - Сейчас мы говорили об этом. Служительницы монастыря признали, что жестко наказывали детей - заставляли бить поклоны, читать молитвы, но не так жестоко, как те описывают. Говорят, что ремнем не били. Владыка попросил монахинь поклясться на Евангелии, что издевательств не было. И они поклялись на наших глазах!

- Так кто же лжет в данной истории?

- Это решит прокуратура после тщательной проверки.

Ждем ваших откликов!

Лика ИСАЕВА («КП» - Казань»), Алексей СУХОВ («КП» - Владимир»), Фото Петра СОКОЛОВА

http://penza.kp.ru/daily/24580.5/750798/

25.10.2010

Из дела девочек-беглянок из Свято-Боголюбского монастыря: «Удары ремнем воспитатель считал вслух»

Скандал вокруг методов воспитания послушниц в монастыре Владимирской области расследует прокуратура?

Ситуация с приютом в Свято-Боголюбском монастыре во Владимирской области получила дальнейшее развитие. «Комсомолка» уже писала (смотрите в номерах «КП» за 23 и 25 с. г.), что в августе оттуда сбежала одна из воспитанниц, а на прошлой неделе - еще две из остававшихся там трех девушек (остальных воспитанниц перевели в другие пансионаты после первого скандала). А в конце прошлой недели историей занялись сотрудники уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченная по правам ребенка во Владимирской области Любовь Кац.

Правозащитники встречались не только с настоятельницей и монахинями монастыря, которые были воспитательницами, но и с архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием, а также с теми воспитанницами, которые были ранее переведены из монастырского приюта.

И те подтвердили факты жестокого обращения с ними воспитателей-монахинь. Нерадивых, по мнению монахинь, воспитанниц, как сообщается в заявлении пресс-службы уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, наказывали, по словам девочек, «многочисленными поклонами... работой в поле с 3 часов утра до 22 часов вечера с получасовыми перерывами на завтрак и обед, помещением в затвор на 2-м этаже коровника, лишением еды (вода и сухари в течение 16 дней подряд), избиением ремнем по 12, 50, 70 ударов (считает вслух воспитатель), чтением вслух псалтыри до 2 часов ночи (при том что подъем в 5.30 утра)».

Версия монахинь, бывших воспитательниц, отличается от рассказов детей. По их словам, «наказания в монастыре существуют, например, 10 минут чтения молитв, лишение сладостей». Монахини рассказали, что «в монастыре люди живут, как дома, поэтому труд детей на сельхозработах они используют. Жестоко обращаться с детьми они не могли. В этом они поклялись на Евангелии в присутствии владыки Евлогия», - пересказала их объяснения Любовь Ивановна Кац.

Проверка завершена, но история еще не закончена. Правозащитники направили по результатам проверки докладные на имя Президента РФ, премьер-министра РФ, Генпрокурора РФ, Патриарха Московского и всея Руси, губернатора Владимирской области, уполномоченного по правам ребенка в РФ. А Любовь Кац обратилась отдельно еще с заявлениями в Следственное управление СКП и к начальнику ОВД Суздальского района. Истину будет устанавливать прокуратура. Когда подписывался номер, Любовь Кац докладывала о результатах проверки губернатору Владимирской области Николаю Виноградову.

Александр ГРИШИН

http://penza.kp.ru/daily/24580.5/751183/

27.10.2010

Следственный комитет возбудил дело по Свято-Боголюбовскому монастырю

Матушка Георгия

Матушка Георгия

Фото: Петр СОКОЛОВ

«В целях обеспечения полной и объективной проверки доводов заявителей и выяснения всех обстоятельств следственными органами Следственного комитета по Владимирской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «д» ч.2 ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы)» - сообщается в пресс-релизе СК по Владимирской области.

Напомним, бывшие воспитанницы Свято-Боголюбского женского монастыря сообщили об издевательствах, которым они подвергались в стенах монастыря и о нарушении их прав.

Сам факт возбуждения уголовного дела еще не является признанием вины монахов. Но только в рамках уголовного дела действующее уголовно-процессуальное законодательство дает возможность проведения специальных исследований, экспертиз и других процессуальных действий. Следователи уже назначили ряд судебных экспертиз, в частности, судебно-медицинскую, в ходе которой будет исследовано состояние здоровья одной из несовершеннолетних воспитанниц монастыря. Также следователи намерены выяснить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в монастыре, мотивы обращения в правоохранительные органы и дать правовую оценку действиям лиц, ответственных за их воспитание.

Алексей НИКИТИН

http://kp.ru/online/news/765718/

27.10.2010

Москвичи обвинили Свято-Боголюбский монастырь в похищении дочери

Монахи же утверждают, что девушка находилась там добровольно

Скандал вокруг жестоких методов, которыми воспитывали послушниц в печально прославившемся Свято-Боголюбском монастыре, продолжается (начало в номерах за 23, 25, 26 октября). Проблемы у святой обители начались после того, как оттуда сбежали несколько воспитанниц и рассказали о том, как с ними там жестко обращались. Но, возможно, эти девочки не единственные, кто хлебнул там лиха.

Супруги Теленковы помчались во Владимирскую область из Москвы, едва услышав, что укладом Свято-Боголюбского монастыря снова заинтересовался уполномоченный по правам человека. Они уже два года пытаются здесь найти свою 22-летнюю дочь Алевтину, которую, уверены, прячут в монастыре.

По словам Теленковых, дочь их тяжело больна. В монастырь она приехала хвори свои отмолить, да там и осталась. Многие месяцы она не давала о себе знать.

Шокированные родители долго пытались добиться возвращения дочери в семью через суд, но Алевтина-то совершеннолетняя уже...

В приемной архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия Ольга и Александр Теленковы сидели молча, ждали своей очереди, стараясь не привлекать внимания. Лица уставшие. Запустили их к владыке вместе с воспитательницами из того самого Свято-Боголюбского монастыря. Но вот вышли монахини и родители Алевтины по отдельности. Теленковы были откровенно разочарованы и сказали только, что не нашли ответов на свои вопросы.

Более разговорчивой была советник уполномоченного по правам ребенка Наталья Яковлева, которая вышла из кабинета Евлогия последней.

- В этом случае родители сами виноваты, - сказала она. - Дочь их совершеннолетняя. А владыка Евлогий еще в прошлом году разрешил перевезти дочь Теленковых в другой монастырь - Княгинин. Родители посадили дочь в машину, но повезли ее не в монастырь, а к себе домой. Девушка испугалась и сбежала. Не надо было лгать дочери!

Правда, Ольга и Александр Теленковы в многочисленных интервью не раз говорили, что дело обстояло совсем не так. В феврале 2009 года, как утверждают супруги, они приехали за дочерью, чтобы отвезти ее в Москву для медицинского обследования. Алевтина села в машину к родителям, но затем их остановили сотрудники ГАИ и вернули обратно. Родители утверждают, что в монастыре их обвинили в похищении дочери.

Где сейчас Алевтина Теленкова, неизвестно. Родители предполагают, что ее прячут в одном из монастырских скитов.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Паломники совершили крестный ход в поддержку обители

Около сотни человек специально отправились из Воронежа во Владимирскую область: они считают, что святой приют необоснованно травят.

- Мы просто поражены информационной атакой на это святое место, - рассказывает Мария Соколовская, учительница из столицы Черноземья. - Я и мои знакомые неоднократно бывали в монастыре: мы приезжаем туда в отпуск как трудники - это мирские люди, которые живут в святой обители и помогают, чем могут по хозяйству. Очень дружелюбная атмосфера. Люди работают и молятся - так и положено в монастырях. Это ведь не светское заведение! А его травят!

- Но кому выгодна травля? - поинтересовались мы у паломницы.

- Этот монастырь считается одним из самых консервативных, хотя его устав не противоречит документам РПЦ. Обитель, кроме того, выступала против ювенальной юстиции. Видимо, кому-то это не понравилось. В монастыре сейчас молятся о том, чтобы воцарилась истина.

Над тем же сейчас работают и следователи.

Елена ФИЛИППОВА («КП» - Воронеж»)

Алексей СУХОВ («КП» - Владимир»

http://kp.ru/daily/24582/751853/

27.10.2010

По фактам истязания воспитанниц Свято-Боголюбского монастыря возбуждены два уголовных дела

Два уголовных дела по статьям о незаконном лишении свободы и истязании воспитанниц Свято-Боголюбского монастыря возбудили следственные органы Владимирской области.

"Возбуждено два уголовных дела - по статье "Истязание" и второе уголовное дело по статье "Незаконное лишение свободы". Круг виновных лиц пока не определен и будет ли предъявлено обвинение - это вопрос, на который должно ответить следствие", - сообщил РИА Новости в среду детский омбудсмен Павел Астахов.

По его словам, в течение двух месяцев следователи смогут проводить в рамках уголовного дела допросы, очные ставки, обыски, заказывать проведение экспертиз. Результатом предварительного расследования по данному уголовному делу станет вынесение постановления: либо о привлечении в качестве обвиняемых тех лиц, которые подлежат уголовной ответственности, либо о прекращении уголовного дела, если будет доказано, что в действии определенных лиц не было состава преступления.

Напомним, что ранее в СМИ прошла информация о жестоком обращении с детьми в Свято-Боголюбском монастыре. В публикациях со ссылкой на воспитанниц монастыря утверждалось, что их били, не давали спать и заставляли есть соль. Дети рассказали, что их заставляли делать многочисленные поклоны в качестве наказания, читать вслух псалтырь до 2 часов ночи, работать в поле с 3 часов утра до 22 часов вечера с получасовыми перерывами на завтрак и обед. По словам детей, их также помещали в затвор на втором этаже коровника, лишали еды (вода и сухари в течение 16 дней подряд), избивали ремнем.

Свято-Боголюбский монастырь уже оказывался в центре внимания прессы и правоохранительных органов в связи с выступлением воспитанницы, обвинившей монастырское начальство в жестоком обращении с детьми. Однако тогда прокуроры в действиях монахинь-опекунов уголовной составляющей не нашли, - сообщает РИА Новости.

http://www.penza-press.ru/lenta-novostei/2010/10/27/17002724

29.10.2010

"Возможно, что дети стали объектом манипуляции"

Владимиро-Суздальская епархия прокомментировала для «Комсомолки» ситуацию с жалобами приютских детей Боголюбовского монастыря на жестокое обращение

В редакцию пришло письмо пресс-службы епархии.

Напомним, Свято-Боголюбовский монастырь Владимирской области во второй раз становится объектом проверок из-за жалоб воспитанниц детского приюта. Письмо епархии многое расставляет на свои места в этой запутанной истории.

Приют был создан в 2004 году по просьбе паломников. Помещения для приюта не было. Обращения к властям с просьбой вернуть бывшее здание монастырской гостиницы, находящейся за пределами монастыря, для устройства православной гимназии с интернатом, ничего не дало. А ведь тогда  детьми занимались бы гражданские лица с педагогическим образованием! Именно нехватка жилых площадей привела к тому, что приют был размещен в монастырских стенах.

Епархия напоминает, что большая часть воспитанников поступила из социально запущенных,  неблагополучных, в основном неполных семей. Подростковый возраст, "отрицательная наследственность"... Обстановку осложняло и то, признает епархия, что особенности взглядов руководства монастыря и его насельниц привели к отказу их получать новые паспорта, ИНН, и даже от участия в переписи населения.

«Епархиальное руководство неоднократно обращалось к духовнику обители архимандриту Петру (Кучеру) с увещаниями о необходимости соблюдений установлений гражданского характера» - говорится в письме. Но, видимо, без особого успеха.

После прошлогоднего скандала, когда Валя Перова пожаловалась в СМИ на жестокое обращение в приюте, выявленные нарушения послужили основанием для лишения настоятельницы права опекунства. Было вскрыто много и других нарушений - от распорядка дня, до рациона питания, и отсутствия у детей нормальных документов. Епархия регулярно проводила проверки исполнения своих предписаний. Последняя прошла в конце мая 2010 года.

«При личной беседе с бывшими воспитанниками монастыря от них никаких жалоб или заявлений не поступало. Руководство Епархиальной-школы в Михалях и бывшие воспитанники утверждали, что инцидент полностью исчерпан, и они полностью удовлетворены своим положением.» - говорится в письме.

Но после интервью с директором школы-пансиона священником Виталием Рысевым и бывших воспитанников боголюбовского приюта, выступившими с обличениями Боголюбовского монастыря в жестоком обращении с несовершеннолетними пошли новые проверки...

 "Что могло послужить массовой причиной оттока из этой школы, где из 34 человек остается семеро. Этому должна быть какая-то причина", - говорится в письме. - «Многие указывают на возможность манипуляциями детьми для решения проблем, находящихся за пределами проблемы жестокого обращения с детьми”

Вероятно, таким образом, епархия признает, что с помощью этого скандала одни священнослужители просто выясняют свои отношения с другими.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Возбуждено второе «монастырское» дело, по статье «Истязание»

Продолжаются проверки фактов о нарушении прав детей в женском Свято-Боголюбовском монастыре.

В начале этой недели СКП возбудил дело по статье «Незаконное лишение свободы». Параллельно с этим Суздальский ОВД возбудил второе дело — по статье «Истязание». В связи с повышенной общественностью значимостью и сложностью вопроса, дело из ОВД изъято и передано  на днях в СКП. Расследование находится на контроле областного прокурора.

В Следственном управлении СКП заявили, что о подтверждении фактов, изложенных в жалобах воспитанников и СМИ, говорить пока рано и отказались комментировать ход расследования до его завершения.

- Необходимо отметить, что еще 6 октября архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием издано распоряжение, исключающее проживание в монастыре родителей с детьми, - сообщают в областной прокуратуре. - Мы продолжаем проверки совместно с органами опеки и милицией.

О пребывании детей с родителями на территории Боголюбовского женского монастыря в п. Боголюбово Суздальского района (2004-2010 гг.)

В конце 90-х гг. 20 в. при Боголюбовском женском монастыре в силу ряда негативных социально-экономических условий сложилось сообщество родителей с детьми, получавших от обители работу, материальную и духовную помощь.

Таким образом, в определенной мере стихийно сложилось некое подобие социального учреждения, занимающегося попечением о воспитании несовершеннолетних граждан.

В 2004 году родительское сообщество при Боголюбовском монастыре обратилось к Управляющему Владимирской епархией Архиепископу Евлогию с просьбой о создании учреждения интернатного типа при Боголюбском женском монастыре. После изучения данной ситуации, с целью ввести происходящие процессы в правовое поле и защиты интересов несовершеннолетних граждан, было дано распоряжение Епархии о создании приюта как новой формы социального служения монастыря.

Этот образовываемый приют находился в ведении социального отдела Епархии, как учреждение, занимающееся социально-благотворительной деятельностью. Куратор данного направления – секретарь Епархии архимандрит Иннокентий (Яковлев) и секретарь по монастырям архимандрит Нил (Сычев). От монастыря было выделено специальное лицо, ведающее вопросами пребывания несовершеннолетних на территории Боголюбовского монастыря – инокиня Антония (Давидовская).

В феврале 2010 года после решения о создании отдела по приютам при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата означенное учреждение было передано в ведение и контроль Епархиального отдела религиозного образования и катехизации (руководитель Епархиального ОРОиК– священник Сергий Минин, руководитель комиссии по приютам – священник Евгений Липатов).

При реализации данного социального проекта (приюта при монастыре) Епархия и сам монастырь столкнулись с рядом проблем объективного и субъективного характера.

Одним из основных препятствий было отсутствие помещения для приюта, отвечающего принятым санитарно-гигиеническим нормам. Для решения этой проблемы Епархия и монастырь обращались неоднократно к администрации Владимирской области с просьбой о выделении земли и возвращении обители бывшего здания монастырской гостиницы, находящегося ныне за монастырской стеной, для устройства православной гимназию с правом интернатного проживания детей. Передача монастырю двух зданий, исторически принадлежавших Боголюбовской обители, но ныне находящихся в муниципальной собственности (поселковая больница), могло решить вопрос, как соблюдения санитарно-гигиенических норм, так и нормальной организации в приюте учебно-воспитательного процесса. Монастырь взял бы на себя духовно-богослужебное окормление детей и их материальное обеспечение в  приюте, находящемся за стенами иноческой обители. Вопросами образования и воспитания занимались бы гражданские лица (миряне), имеющие специальную педагогическую квалификацию. Были бы созданы  более благоприятных условий жизнедеятельности приюта - в частности, устройству спортплощадки, детского игрового комплекса и т.д. за стенами монастыря

    Нехватка жилых корпусов послужила причиной вынужденного размещения «приюта» непосредственно в монастыре. Ситуация, когда дети оказались в монашеской среде, когда границы монастыря и детского приюта оказались размытыми, способствовал впоследствии возникновению конфликтной ситуации в обители.

   Особенностью данного социального учреждения (в дальнейшем условно именуемого «приютом») являлся сам контингент воспитанников, большая часть, которых поступила из социально запущенных,  неблагополучных, в основном неполных семей. В подростковый период при воспитании таких детей часто возникают конфликтные ситуации, обусловленные отрицательной наследственностью. Возникают также конфликты при общении с родственниками детей, находящихся в данном социальном учреждении. Специфика «приюта» состояла  в том, что многих детей на воспитание передавали  родители, проживающие при монастыре, или же  в рамках института опекунства по решению Суздальской опеки. Приезжающие к несовершеннолетним детям родственники создавали конфликтные ситуации, не соглашаясь с образом жизни детей при монастыре.

    Особую сложность в организации учреждения интернатного типа представляли мировоззренческие особенности взглядов руководства монастыря и его насельниц на вопросы гражданского порядка. В среде насельниц монастыря возникло стойкое предубеждение к характеру новых документов, удостоверяющих личность, и системы идентификации при налогообложении, медицинском обслуживании и т.д. Это проявилось в массовом отказе от паспортов гражданина РФ нового образца, установлении индивидуального номера налогоплательщика (ИНН), штрих-кодах на упаковке продовольственных и иных товаров, участии в таких гражданских делах как Всероссийская перепись населения и т.д.

    Епархиальное руководство неоднократно обращалось к духовнику обители архимандриту Петру (Кучеру) с увещаниями о необходимости соблюдений установлений гражданского характера. В этих обращениях указывалось, что «основа монастыря совершенно одна – полное послушание своему Правящему архиерею, у которого не может быть одно благословение действительным, как освящение св. Даров, а другое –недействительным, как выполнение гражданского долга, которого не чуждался Сам Христос, живя в мире, «лежащем во зле».

    Попечение над детьми, оказавшимися в сложных жизненных обстоятельствах, не имеющих родителей или оказавшихся сиротами в социальном плане, является областью общей заботы государства, общество и Церкви.

    Для решения возникающих проблем Епархиальное руководство, монастырь тесно сотрудничали с отделом опеки Суздальского района (Федулова Е.В.).  Было определено закрепление детей, находящихся на территории Боголюбовского женского монастыря,  за Новосельской школой. В качестве формы обучения по просьбе родителей был определен экстернат.

    К 2009 году  в Боголюбовском монастыре проживало 46 несовершеннолетних граждан обоего пола. Для  27 воспитанниц был построен новый двухэтажный корпус с мансардным помещением, где рас-положены учебные классы. Занятия в школе включали в себя все предметы школь¬ной программы, а также дополнительные занятия  по Закону Божию, церковному искусству (вышивка, роспись шкатулок, поделки из глины, основы иконописи), хоровому пению и соль¬феджио. Раз в неделю хор девочек самостоятельно пел за вечерним богослужением и литургией, а в праздничные и воскресные дни помогал основному монастырско¬му хору. Трапезная для несовершеннолетних находилась в детском корпусе. Воспитанники получали навыки самообслуживания, накрывали и убирали столы, а также чистили овощи на общемонастырской трапезной. По графику дежурств убирали помещения своего детского корпуса. В период летних каникул дети выезжали в лес за ягодами, лекарственными травами, купались в реке под наблюдением воспитателей, помогали на прополке полей, уборке сена. В выходные дни воспитанни¬цы ездили на экскурсии в паломнические поездки, смотрели фильмы духовного содер¬жания. Детям было обеспечено четырехразовое питание, которое составлено в соответствии с меди¬цинскими требованиями и включало в себя все необходимые продукты для растуще¬го детского организма. В монастырском медпункте врачами-специалистами и мед¬сестрами из числа насельниц оказывалась детям квалифицированная помощь и необходимое ле¬чение. Для мальчиков было определена своя программа воспитания, включающая  в себя возможность физического развития и занятия спортом. По договоренности с руководством Владимирского государственного университета мальчики занимались в спортивной секции при ВлГУ.

   В числе несовершеннолетних граждан, проживающих на территории Боголюбовского монастыря, оказались несколько детей, не имеющих в силу определенных обстоятельств своих законных представителей в лице родителей. В их числе были сестры Перовы- Евгения, Валентина и Мария. Мать девочек Перова Татьяна Анатольевна после развода со свои мужем Перовым Евгением Михайловичем в 2001 г. вместе со своими детьми оказалась в Боголюбовском монастыре. Мать устроилась трудницей монастыря, а дети были распределены в социальное учреждение при монастыре. Мать девочек Перовых заболела раком и скончалась в 2003 году. По желанию матери девочки остались при монастыре и над несовершеннолетними девочками было оформлено опекунство Суздальской опекой в лице монахини Георгии (Курчевской). В сентябре 2009 года Валентина Перова покинула Боголюбовский монастырь и  11.09.2009 обратилась с письмом  Президенту Российской Федерации  Д.А. Медведеву, Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Генеральному прокурору РФ и Уполномоченному по правам ребёнка при президенте РФ с заявлением о жестком обращении с ней  в означенном монастыре.

   Заявление Вали Перовой вызвало большой общественный резонанс и пристальное внимание масс-медиа. В связи были с этим заявлением были созданы для расследования всех обстоятельств этого дела комиссия Владимирское епархии (06.10.2009 г.), комиссия Московской Патриархии, комиссия Общественной палаты во главе с известным адвокатом Анатолием Кучереной, комиссия Администрации Владимирской области. Следственный комитет Генпрокуратуры проводил проверку фактов, изложенных в заявлении Вали Перовой. Расследование взял под личный контроль Святейший Патриарх Кирилл.

    В целях обеспечения условий для содержания, воспитания, образования,  на соблюдения права детей на охрану здоровья и медицинское обслуживание Епархиальной комиссией были даны следующие предписания для руководством означенного монастыря:

1. оформления необходимых документов:  медицинских полисов, паспортов – с 14 лет, лицевых счетов в банке, для детей, проживающих на территории монастыря;

2. устранению замечаний по пребыванию детей и подростков на территории монастыря со стороны государственных органов образования и прокурорского надзора;

3. оформление в установленном порядке договора о патронатном воспитании с государственным учреждением для детей-сирот;

4. назначение опекунства для детей, проживающих в монастыре без правовых оснований;

5. разработать и утвердить распорядок дня для детей, включая их участие в богослужения, согласно их возрастным особенностями и в соответствии с принятыми санитарно-гигиеническими нормами;

6. меры духовно-нравственного и дисциплинарно-педагогического воздействия на несовершеннолетних должны соотноситься с самим духом Евангельского учения о милосердии и не быть сопряжены с каким-либо унижением человеческого достоинства;

7. без рассмотрения Епархиальной комиссией и благословения Правящего архиерея впредь не принимать на воспитание несовершеннолетних детей.

8.   Отделу религиозного образования подготовить методическую базу и программы воспитания для всех детских домов Владимирского епархии.

9. Органу опеки и попечительства Суздальского района предложено не принимать решения об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними гражданами лицами из числа насельниц монастыря без надлежащего согласования с Епархиальным начальством, в ведении которого находится Боголюбский женский монастырь.

    По итогам проверки комиссии пришли к выводам, совпадающим в своих основных положениях. В частности было отмечено, что положение, в котором находятся несовершеннолетние граждане на территории монастыря, во многом противоречит нормам и правилам, принятым для образовательных и социальных учреждений. Так, продолжительность сна у детей составляет 7,5 часов при норме от 8,5 до 11 часов. Общий подъем детей происходит в 05:30, в распорядке их дня не предусмотрено свободное время. В рационе питания отсутствуют мясо и птица. Не соблюдается режим питания. Зарегистрированы нарушения санитарно-эпидемиологического режима, организации диспансеризации детей. По распоряжению настоятельницы монастыря матери Георгии (Курчевской)  дети не изучают информатику.

    Выявленные нарушения послужили основанием для лишения настоятельницы права опекунства.

    В «приюте» проживают 46 несовершеннолетних, 24 из них живут при монастыре вместе с родителями, на 12 оформлено опекунство на имя настоятельницы. В ходе проверки выяснилось, что десять детей, оказавшихся на территории монастыря, вообще не имеют законных представителей. При этом, хотя в личных делах воспитанников содержатся нотариально заверенные копии паспортов и свидетельств о рождении, самих документов у детей нет. Последний факт, руководство монастыря объясняет спецификой своего мировоззрения и по своим  религиозным убеждениям насельницы монастыря отказываются оформлять удостоверения личности с использованием цифровой символики. Таким образом, и дети, и их опекуны лишены права на получение пенсий по потере кормильца, оформление гражданства и медицинских полисов, взыскание алиментов с родителей, не исполняющих своих обязанностей, а также получение социальных выплат и пособий. В то же время проверка не подтвердила факты жестокого обращения монахинь с обитателями приюта, которые были изложены в письме бывшей воспитанницы приюта Валентины Перовой президенту и патриарху. Рабочая группа отметила, что условия проживания детей в монастыре близки к домашним, дети и подростки обеспечены помещениями для жилья, питания, учебы, личной гигиены, в монастыре по договору работает врач-педиатр, имеется медицинский изолятор, врачебный и процедурный кабинеты, физиокабинет.

   По итогам проверки во Владимирскую епархию были направлены предложения по устранению выявленных недостатков, одновременно на восьмерых несовершеннолетних был оформлен патронат монастыря по договору с Камешковским детским домом, пятерых детей забрали родители.

    19 октября 2009 года заместитель руководителя Октябрьского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре России по Владимирской области А.Н.Гущин, рассмотрев материалы проверки о жестоком обращении с несовершеннолетними В.Е.Перовой и К.С.Федоровой со стороны служителей Боголюбовского монастыря, установил, что факт лишения свободы девушек служителями Боголюбовского монастыря в ходе проведения проверки не нашел своего объективного подтверждения. "Несовершеннолетняя Перова В.Е. в силу своего несовершеннолетия и отсутствия у нее жизненного опыта не осознавала возможные последствия своих заявлений, опубликованных в средствах массовой информации, что свидетельствует об отсутствии в действиях Перовой В.Е. с субъективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 306 УК РФ (заведомо ложный донос)", – говорится в постановлении следствия. На основании изложенного, следователь А.Н.Гущин постановил, что в возбуждении уголовного дела по обращению Перовой В.Е. о незаконных действиях служителей Боголюбовского женского монастыря отказать на основании п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ, т.е. за отсутствием события преступления.

    Исполняя предложенные рекомендации по устранению недостатков в деятельности «приюта», епархиальное руководство и монастырь встретились прежде всего с существенным затруднением в его исполнении, заключающемся в том, что в монастыре не было здания, отвечающего необходимым санитарно-гигиеническим нормам для размещения в нем детей. В связи с этим по письменному заявлению родителей в декабре 2009 г. 34 воспитанника были определены для обучения и проживания в Епархиальную школу-пансион в Михалях г. Суздаля. Условием их пребывания в этом учреждении интернатного типа было исполнение всех норм учебно-воспитательной деятельности школы-пансиона, включая форму одежды, распорядок дня, питание, полное участие бывших воспитанников боголюбовского «приюта» во всех мероприятиях школы. Другими словами, родители должны были видеть в своих детях полноценных воспитанников Епархиальной школы. Эти рекомендации были переданы также руководству Епархиальной школы-пансиона. Часть детей, не имеющих своих законных представителей, были переданы в Камешковский детский дом. По просьбе родителей и детей оставить их при монастыре для 5 воспитанниц (10-11 классов) было сделано исключение, обоснованное тем, что девочки завершали свое обучение в Новосельской школе и не хотели менять образовательное учреждение.

    25-26 мая 2010 года прошла проверка исполнения рекомендаций по пребываю несовершеннолетних граждан на территории Боголюбского женского монастыря  комиссии Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. В состав комиссии вошли заведующий Сектором православного образования иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), специалист по дошкольному образованию А.С. Алексеева и юрист Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества О.М. Трайнин. При проведении проверки Синодальную комиссию сопровождали архимандрит Иннокентий (Яковлев), секретарь Епархии,  и священник Сергий Минин, руководитель Епархиального ОРОиК. Целью поездки было посещение детского «приюта» при Боголюбовском женском монастыре п. Боголюбово Владимирской епархии с целью проверки исполнения рекомендаций комиссии Московской Патриархии, сформулированных по итогам инспектирования приюта 28 октября 2009 года. В ходе проверки члены комиссии беседовали с инокиней Антонией (Давидовской) и детьми, оставшимися на территории монастыря, включая Викторию Сарину и Светлану Кузнецову. Беседа с детьми проходила наедине без представителей Епархии и монастыря. Виктория Сарина и Светлана Кузнецова высказали свое удовлетворение тем, что они находятся при монастыре и могут успешно закончить свое образование в Новосельской школе. Комиссия также ознакомилась с работой епархиальной школы-пансиона им. святителя Арсения Суздальского г. Суздаля, в которую были переведены воспитанники «приюта» при Боголюбском монастыре. При личной беседе с бывшими воспитанниками монастыря от них никаких жалоб или заявлений не поступало. Руководство Епархиальной-школы в Михалях и бывшие воспитанники утверждали, что инцидент полностью исчерпан,  и они полностью удовлетворены своим положением.

    5 октября 2010 г. две ученицы 11 класса Новосельской школы 17-летние Сарина Виктория и Кузнецова Светлана, проживающие вместе со своими родителями на территории Боголюбовского монастыря, обратились к инспектору по делам несовершеннолетних п. Боголюбово Т.А. Ястребовой с просьбой передать их на обучение и проживание в Епархиальную школу-пансион г. Суздаля. До выяснения всех обстоятельств и заявлений девочек по согласованию с Епархиальным руководством их поместили в означенную школу-пансион. Законные представители детей - матери, которых дети не поставили в известность о своем поступке, обратились в прокуратуру с заявлением о незаконном удержании детей в Епархиальной школе без их родительского согласия. После встречи с родителями Епархиальное руководство рекомендовало в данной конфликтной ситуации найти решение, учитывающее как интересы детей, так и законные права родителей, а именно: детей не возвращать в монастырь и не идти против законных требований родителей. Было предложено, возвратиться по месту своего первоначального жительства в Воронежскую область и Татарстан для воспитания детей в домашних условиях. 10 октября родители, согласившиеся на данные условия при материальной поддержке монастыря на проезд и т.д., забрали своих детей из школы-пансиона и вернулись на свое первоначальное место жительства, что и нашло  подтверждение проверкой Суздальской опеки.  Заявления девочек Сариной Вероники и Кузнецовой Виктории, а также их родителей на школу-пансион, были ими отозваны из прокуратуры. В частности, Светлана Кузнецова в своем заявлении в прокуратуру от 10 октября указывает мотивы своих обвинительных утверждений против служителей монастыря, объясняя свой поступок тем, что она «не хотела возвращаться в монастырь. Это заявление в прокуратуру меня заставили написать под диктовку женщины из органов опеки, заявив, что тогда меня точно не заберут в монастырь».

    6 октября 2010 г.  в связи с фактическим прекращением деятельности «приюта» при монастыре и отсутствием несовершеннолетних на территории Боголюбовской обители,  переводом детей согласно прошению их родителей в Епархиальную школу-пансион в Михалях г. Суздаля и другие лицензированные учреждения для детей (Камешковский детский дом),  невозможностью для монастыря обеспечить установленные  санитарно-гигиенические нормы для их проживания на территории означенной обители, в т.ч. отсутствия надлежащего здания, в соответствии с Рекомендациями Комиссии Московской Патриархии по изучению ситуации в Боголюбовском женском монастыре (№ 7899 от 26.11.2009г., пункт 13), указывающем, что неисполнение означенных рекомендаций…повлечет за с собой полный запрет на пребывание детей при монастыре» было принято решение:

1. Считать распоряжение № 217р от 17.06.2004 г. о разрешении проживания и воспитания детей в приюте при Свято-Боголюбовском монастыре утратившим силу и данный приют считать упраздненным.

2. Исключить дальнейшее пребывание в монастыре (в качестве трудников, трудниц или послушниц) родителей с детьми.

3. Обратиться в органы опеки и попечительства Суздальского района с обращением, не принимать решения об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними гражданами из числа насельниц монастыря без надлежашего согласования с Епархиальным начальством.

4. Приезжающие в монастырь на богомолье могут оставаться в монастыре только в качестве паломников, на срок не более 3-5 дней с обязательной записью в журнале посетителей.

5. Указать руководству означенного монастыря на недопустимость в области духовной миссии, при общении с паломниками, тем более имеющими несовершеннолетних детей, насилия над душой, лишая их свободного выбора между монашеством и богоугодной жизнью в миру как равных перед Богом в деле спасения.

6. Насельницы монастыря во время богослужения должны располагаться отдельно от молящихся мирян в определенном месте.

7. Миряне и паломники располагаются отдельно, включая родителей с детьми, приехавшими на богомолье.

8. Полностью исключить проживание  на территории монастыря  несовершеннолетних граждан, как паломников, без присутствия их законных представителей.

9. Трапеза паломников и насельниц монастыря проводится отдельно.

Контроль за исполнением данного распоряжения был возложен на секретаря по монастырям архимандрита Нила (Сычева) и руководителя Епархиальной комиссии по приютам священника Евгения Липатова.

    20 октября 2010 г.  в газете «Известия» вышло интервью с директором школы-пансиона священником Виталием Рысевым и бывшими воспитанниками боголюбовского «приюта» Степаном Вус, Ксенией Головченко и  Мариной Лойко, выступившими с резкими обличениями Боголюбовского монастыря в жестоком обращении с несовершеннолетними.

    Ситуацию незамедлительно взяли под свой контроль  Уполномоченный при Президенте по правам ребенка П. А. Астахов, уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин, Генеральная прокуратура, Администрация Владимирской области.  Заместитель управляющего делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов) заявил, что в связи с появлением новой информации относительно содержания детей в Боголюбском монастыре обстоятельства дела будут заново рассмотрены. В частности, было сказано, что «поступили новые сведения, которые противоречат тем, что были в прошлом году. Будем теперь дополнительно иметь суждение".

    21 октября сего года комиссия в составе советника Уполномоченного по правам человека в РФ Н.А. Яковлевой, уполномоченной по правам ребенка по Владимирской области Л.И. Кац и руководителя  Епархиального отдела религиозного образования и катехизации священника Сергия Минина посетили Боголюбовский монастырь и Епархиальную школу-пансион в Михалях, где встречались с бывшими воспитанниками «приюта» и их родителями. Было выяснено, что на территории монастыря не проживают несовершеннолетние дети, распоряжение о запрещении монастырю заниматься подобного рода социальной деятельностью исполняется. При посещении школы–пансиона было выяснено, что в новом учебном году произошел массовый отток бывших воспитанников монастырского «приюта» из Епархиальной школы пансиона. Из 34 воспитанников в стенах школы-пансиона осталось только 7. Родители объясняли свое решение передать детей в иные образовательные учреждения (кадетский корпус в Радужном, Новосельская школа) неудовлетворительным состоянием учебно-воспитательной деятельности в означенной школе.

    Руководство школы-пансиона не поставило в известность о происходящем Епархиальное руководство, хотя имело в сентябре этого года  предписание представить рапорт о начале нового учебного года с точным указанием классов и воспитанников. Таким образом, летом 2010 года  между родительским сообществом бывших воспитанников «приюта» и руководством школы-пансиона возник конфликт, проявившийся во взаимных обвинениях и уходе из школы-пансиона. В настоящее время в школе-пансионе обучаются 71 воспитанник при наличии 200 мест для учащихся. В устной беседе с членами комиссии ряд бывших воспитанников «приюта» заявил о жестоком обращении с ними со стороны конкретных воспитателей монастыря. Речь шла о возможных фактах, происшедших от полутора до трех лет тому назад.

Члены комиссии по проверке фактов, созданной в октябре 2010 года  по распоряжению губернатора Владимирской области, призывают внимательно изучить все обстоятельства этого дела и причины, побудившие детей менять свои показания или от них отказываться и вновь через год выступить с обвинениями в адрес служителей Боголюбовского монастыря. Так О.А. Беляева, заместитель директора областного департамента образования указывает, что важным является ответ на вопрос, "что могло послужить массовой причиной оттока из этой школы, из 34 человек остается семеро. Это должна быть какая-то причина. Может, причина в том, что мировоззрение, взгляды, определенные позиции не сошлись у родителей и руководителей этого образовательного учреждения? Но может, здесь другие причины".

Многие указывают на возможность манипуляциями детьми для решения проблем, находящихся за пределами проблемы жестокого обращения с детьми.

Так уполномоченный по правам ребёнка П.А. Астахов отметил, что «дети, к сожалению, стали в этой ситуации заложницами сложных отношений между взрослыми, и, к сожалению, они ими манипулируют».

Павел Алексеевич Астахов призвал тщательно исследовать все обстоятельства дела и не торопиться с выводами. По его словам "надо обстоятельнее исследовать сами заявления, которые сделали дети. … Одних заявлений детей здесь не достаточно для того, чтобы сказать, что именно так и было, потому что дети сами дважды отказались от этих заявлений».

Проверка продолжается.

Пресс-служба Владимиро-Суздальской епархии.

Роман КОМОВ, ЯЗЫНИН Михаил

http://kp.ru/daily/24583/753462/

30.10.2010

Москвич, обвинивший Боголюбскую обитель в похищении человека: «Монахи требовали у меня пожертвовать дочь монастырю»

Два года супруги Теленковы воюют со священниками за свою девочку

Недавно Свято-Боголюбский монастырь Владимирской области во второй раз стал объектом проверок из-за жалоб воспитанниц детского приюта. Год назад оттуда сбежала девочка Вера Перова. От рассказов про наказания ее и сверстниц монашками становилось дурно; на место выезжали комиссия за комиссией... А на днях история получила скандальное продолжение. Еще несколько воспитанниц монастыря рассказали прессе о том, как жестоко с ними обращались в тамошнем приюте (подробности - на сайте kp.ru). Однако эти истории меркнут перед настоящей войной, которую ведет семья Теленковых со Свято-Боголюбским монастырем.

Все началось с того, что несколько лет назад Алевтина Теленкова попала в аварию. От сильного удара девушку стала мучить сильнейшая мигрень. Врачи только разводили руками. И кто-то посоветовал искать спасения в Боголюбском монастыре - мол, самый святой из всех. Нужно только помолиться перед иконами с монахинями - и все пройдет... И 22-летняя Алевтина поехала искать избавления от боли - физической и душевной (у нее было два неудачных любовных романа).

С тех пор - а прошло уже два года - родители безуспешно пытаются вернуть дочь домой...

«ВЕРНУЛАСЬ ЗАГНАННЫМ ЗВЕРЬКОМ»

Перепуганные родители, отчаявшись забрать кровинушку самостоятельно, обратились за помощью в суд. Вот строки из решения Люблинского райсуда от 20 августа 2009 года: «Алевтина Теленкова перестала за собой следить, пользоваться косметикой, стала слышать голос Бога, потом прислала письмо из Боголюбского монастыря, что находится в глубокой печали за свою страну и русский народ. Твердит о конце света, о голоде, о том, что родители - бесы». Далее суд делает вывод о необходимости психиатрического освидетельствования Алевтины.

- Это крайняя мера, - вздыхает Теленков. - Но только так мы можем вернуть совершеннолетнюю дочь под свою опеку и спасти.

Три недели, проведенные в Боголюбском монастыре, абсолютно изменили девушку.

- Уехала веселая, общительная девочка. Вернулась загнанным зверьком, - вспоминает Александр. - Говорила дикие вещи. Самое безобидное - что скоро наступит конец света. Я такого ни в одном монастыре, ни в одной церкви, где сам был, не слышал! А через неделю она сбежала, оставив записку: «Мама, папа, я вас люблю, но у меня здесь едет крыша, ухожу в монастырь». И все, связь с ней оборвалась.

ДЕВУШКА ПРЕВРАТИЛАСЬ В ЗОМБИ

Теленковы сразу подали заявление в милицию о пропаже дочери. Были уверены, что без проблем заберут Алевтину. Но девушка... наотрез отказалась покидать обитель.

- Не забуду эту встречу, - вспоминает отец. - Забилась в угол, говорит: «Здесь меня зовут ангелочком. Мне тут хорошо». Вела себя как зомби. Потом явился сам архимандрит Петр, духовник храмов обители.

- Вы должны пожертвовать свою дочь монастырю, - объявил он. А когда отец резко оборвал священника, Петр лишь махнул рукой: - Ну, это бесы, с ними бесполезно разговаривать.

Тут же подскочил некий Дмитрий Савченко, адвокат монастыря, и сказал, что будет представлять интересы девушки. Коли ей уже 22 года, она взрослая, - то сама решает, где ей жить.

Теленковы стали добиваться перехода дочери в другую обитель. Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий подписал распоряжение о переводе девушки в Княгинин женский монастырь. Только Алевтина туда не доехала. Произошла почти детективная история.

- По дороге нашу машину остановил патруль ДПС. А следом ехал адвокат монастыря. Оказывается, он сказал милиционерам, что дочку похитили. Тут Алевтина заголосила, что хочет жить в монастыре. И адвокат увез ее с собой.

В апреле 2010 года девушка написала письмо своим родственникам (с родителями она не общается). Почерк ясный, четкий, выписана каждая буковка: «Пишу просто сказать, что у меня все хорошо, все слава Богу! Ведь это дикость, что о человеке можно долго ничего не знать, это в век современных технологий, будь они неладны...» А потом добавляет: «Что гневить Бога. Все-таки, где бы я ни была, все лучше, чем в психушке, к которой меня родители принудили. (Видимо, кто-то донес о решении суда провести психиатрическую экспертизу. - Ред.) Эх, жаль их! Не ведают, что творят».

Теперь в Свято-Боголюбском монастыре родителям говорят, что не знают, где находится Алевтина Теленкова...

- Это неправда! - почти кричит отец. - Недавно мы узнали, что один из боголюбских священников в доме неподалеку от монастыря исповедовал нашу дочь. Она жаловалась на дикие головные боли. Господи! Ну хочет она служить Богу, пусть служит. Выбирает монастырь в Московской области и живет там. Мы лишь хотим знать, что она получает необходимую медицинскую помощь. И что люди из Боголюбского монастыря больше не имеют на нее влияния...

ВЕСЬ СЫР-БОР ИЗ-ЗА КВАРТИРЫ В МОСКВЕ?

На главный вопрос - почему монастырь так вцепился в москвичку? - нет ответа. Лишь версия родителей, которая очень похожа на правду. Причина, по словам Александра, - трехкомнатная квартира в центре Москвы.

- Когда мы встречались с начальником местной милиции, он сказал вдруг такую фразу: «Пока у вашей дочери есть недвижимость, вы ее отсюда не заберете!» - вспоминает Александр.

Теленков убежден: попечительский совет при монастыре хочет прибрать к рукам ее жилье. Ведь практически все, кто оставался тут жить, жертвовали свое имущество обители... А трехкомнатная квартира - лакомый кусок. Из-за него стоит побороться. Даже с Богом...

А В ЭТО ВРЕМЯ

Епархия признала, что в монастыре творятся странные дела

После серии публикаций о скандале в обители «КП» получила комментарий от пресс-службы Владимиро-Суздальской епархии.

Елена КОРНЕВА («КП» - Самара»)

http://kp.ru/daily/24584/753704/

Остальное по теме Новые боголюбовские беглянки

·                     29 Ноя "Возможно, что дети стали объектом манипуляции"

·                     01:00 Москвич, обвинивший Боголюбскую обитель в похищении человека: «Монахи требовали у меня пожертвовать дочь монастырю»

·                     27 Окт Семья Теленковых приехала за правдой к Евлогию

·                     22 Окт Монахини поклялись на Евангелии, что детей не истязали

·                     22 Окт «Меня дочка умоляла вернуть ее в монастырь!»

·                     22 Окт Воспитанницы Свято-Боголюбовского монастыря: “Детей можно наказывать, но не так жестоко!»

·                     20 Окт Новые беглецы из Свято-Боголюбовского монастыря ищут помощи

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг