МАТВЕЕВА К., ПАВЛОВА А., 11А класс МОУСОШ №6
им.Н.В. Кузьмина г.Сердобска
Рождество
Христово
Появление на земле
Иисуса Христа положило начало новой эры для значительной части человечества. Это
событие изложено не только в каноническом Священном писании, но и более подробно в
апокрифических Евангелиях.
До октябрьской революции
Рождество Иисуса Христа праздновали перед Новым годом, 25 декабря. Нынче этот великий
христианский праздник отмечается после Нового года – 7 января. Впрочем,
некоторые начинают праздновать со «старого Рождества» и заканчивают «старым»
Новым годом. Так что
рождественские «гуляния» растягиваются на три недели. Поэтому реальный Новый год оказался «в середине», и на него
распространились обряды и обычаи,
присущие когда-то лишь Рождеству Христову.
Дню Рождества
предшествует сочельник, с него начинаются «рождественские святки», которые
продолжаются 12 дней. Это время веселых и окрыляющих забот и забав, наполненных
торжественным одухотворением. Человек словно бы и сам обновляется заново, вместе с рождением Божьего
Сына и наступлением Нового года.
Сочельник завершал
длительный Филипповский пост, который начинался 27 ноября, на другой
день после празднования памяти апостола Филиппа. Пост был строгий, и в народе
говорили: «Кто о Филипповках не поститься, у того ржи не уродится».
Но любители «скоромных» застолий утешались: «Пост – не мост: можно и
объехать». Однако в канун Рождества строгость
поста старались соблюсти. Сочельник был днем «постной службы», весь день ничего не ели, до
первой звезды на небе. До того разрешалось «вкушать» только «сочиво» –
рисовый или ячменный взвар с медком и пшеничным хлебом. Поэтому канунный день
Рождества и был назван «сочельником».
Вечером, перед тем
как сесть за стол, на котором главным яством была кутья, селяне всей семьей
выходили на двор – «глядеть звезды». Высматривали «путеводную», а заодно по
приметам рождественской ночи определяли будущий урожай – благополучие в хозяйстве...
Если звездная ночь –
будет большой приплод скота, а в лесу уродится обилие ягод.
Перед трапезой
хозяин брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы.
Возвратившись, несколько ложек кутьи выбрасывал в дверь на двор, угощая духов.
И, широко открыв дверь, приглашал на кутью «мороз» и просил его не
нападать весной «на жито, пшеницу и всякую пашицу»,
т.е. не
губить посевы. Ели кутью из общей чашки. В недоеденной кутье оставляли ложки,
символически – бедным странникам.
Этот игровой обряд,
совершаясь вполне серьезно, творился как забавная сцена, внося в
настроение обитателей дома оживление и духовную легкость. Кутейный вечер
воспринимался как начало праздника, долгого и затейливого.
Непременной частью
обряда были заклинания и поверья.
Женщины в свят-вечер мотали тугие клубки пряжи, чтобы будущим летом
уродились крупные кочаны капусты. Матери заневестившихся дочерей прислушивались: откуда в кутью лай собаки,
оттуда и свахи будут.
Свои гадания были и
у девушек. Юные селянки гурьбой ходили в полночь к запертым дверям
церкви и подслушивали. Если которой чудился звон колокольчика, ее ожидало скорое
замужество, а глухой стук означал могилу. Тут уж не обходилось без слез.
Возвратившись,
девушки гадали дома. В.А. Жуковский в поэме «Светлана» так описал одно из
девичьих гаданий:
В чашу с чистою
водой
Клали перстень
золотой, Серьги
изумрудны:
Расстилали белый
плат
И над чашей пели в
лад
Песенки подблюдны...
С утра
рождественского дня, после службы в церкви, начинались «колядования»
– малые ребятишки, парни и девушки, да и взрослые, компаниями
отправлялись по дворам «славить Христа». В деревнях и селах южных губерний
малыши ходили со снопом в руках и пели такую колядку:
Я маленький хлопчик, принес Богу снопчик, Христа величаю, а
вас с праздником поздравляю.
Торжественные и
веселые рождественские обряды получили распространение в России благодаря
жизнерадостному и затейливому нраву Петра I.
Англичанин Г. Брайн, посетивший Москву в начале XVIII века, писал в своих заметках: «Московские государи
с 1649 года посещают знатных из своих подданных и чужестранцев перед
праздником Богоявления. В таком случае их угощают; и это называется Славлением. Царь ходит, сопровождаемый князьями, боярами и
другими царедворцами».