КАЧУРИН Дмитрий, 6Б класс, МОУ СОШ №9, г. Каменка, Пензенская обл.
Пребывание
Кирилла и Мефодия в Крыму
Святых братьев Кирилла и Мефодия Церковь
прославляет как просветителей славян во
всем мире.
Хождения святых равноапостольных
братьев к разным славянским племенам и народам – это святые пути вглубь
славянского мира.
Братья – продолжатели дела святого апостола Павла, о
чем напоминает «Повесть
временных лет». «До морав же доходил и апостол Павел и учил там, там же находится и Иллирия, до которой доходил апостол Павел и где первоначально жили славяне1». Как известно, за три года своей миссии
в Великоморавскую славянскую державу, святые Кирилл
(тогда еще Константин) и Мефодий совершили морское путешествие к берегам другой,
великой в будущем, славянской державы,
Киевской Руси. Они были у нас, ходили
по земле, унаследованной нами, слышали нашу речь! Цель моего исследования – проследить путь
равноапостольных братьев в период миссионерского путешествия в Хазарию, составить своеобразную кирилло-мефодиевскую карту
Крыма. 860 год... Константин и его брат Мефодий отправляются по поручению
византийского императора в Хазарский каганат. Официальная
цель поездки – доказать преимущества христианства перед исламом и
иудаизмом. Хазары жили тогда на территории Крыма, Северного Кавказа и на Нижней
Волге. Их столицей был город Итиль, расположенный на обоих берегах Волги,
севернее современной Астрахани.
Считается, что из византийской столицы
путешественники прибыли в Херсонес в конце
860 года. Как мог выглядеть морской маршрут из устья Босфора в
Херсонскую бухту в пору зимних штормов?
Эвксинский Понт
(так называлось тогда Черное море) веками приучал мореходов жаться ближе к берегам. Чтобы попасть
из Северного Причерноморья к стенам Константинополя
можно плыть двумя
водными путями: вдоль фракийского (румынского и болгарского берегов) или вдоль берега малоазиатского и
кавказско-крымского.
«Житие Кирилла»
молчит о том, каким же путем плыли братья, но восточный путь (второй) выглядел более
предпочтительнее. Во-первых, эта
территория была более обжита. Но главное – это был освященный путь в
христианском понимании святости. Он был связан с именами великих светочей веры,
начиная от первых апостолов – святых Андрея Первозванного, Симона
Кананита, учителей
и отцов Церкви, таких, как святители Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, и кончая святыми, совсем
недавно тогда, в IX веке, просиявшим, –
Стефаном Сурожским, Георгием Амастридским, Иоанном Готфским. Все они выбирали именно этот морской путь.
Правила благочестия,
обязательные для путешественника-христианина, а особенно для странников,
облеченных духовной миссией, подсказывали череду остановок, ритм плавания.
Первой пристанью могла стать Амастрида. Из жития
святого Георгия, архиепископа Амастридского,
написанного в первой половине IX века, Константин и
Мефодий хорошо знали о недавнем военном набеге руссов на этот богатый город
Малой Азии.
Дело в том, что в
860 году состоялся первый поход Руси на Византию. Тогда русское войско на 200 судах
появилось на берегах Босфора, когда император Византии Михаил III был занят войной с арабами. Результатом этого похода было
мирное соглашение. Это было «дипломатическое признание» Руси Византийской империей. Богатая
крепость Амастрида тоже была целью набегов руссов. Из жития
святого Георгия мы узнаем что «варвары-грабители» были в Амастриде
чудесным образом вразумлены в стенах здешнего храма, возле мощей этого святого3.
Скорее всего речь идет о тех захватчиках, которые
подвергли город разграблению, но в соборе, перед мощами святого были остановлены. И вот
теперь, после заключения мира с руссами, святые братья не могли не задержаться
в этом городе. Здесь, в крепости они, наверное, слышали рассказы участников
этих событий, встречали мирных скифских купцов, приплывавших на своих судах в
город.
Хорошим
руководством для дальнейшего плавания могло быть еще одно житие, которое везли с собой
Константин и Мефодий. Это житие монаха Епифания.
Константин, в недавнем прошлом главный хранитель патриаршей библиотеки, был
знаком с текстом этого жития4. Монах Епифаний прошел этим же путем из Босфора в Херсонес за несколько десятилетий до братьев. Он описал свое морское
путешествие, рассказал о местных святынях, сверяя свои
житийные сведения
об Андрее Первозванном с местными приданиями: в Синопе, в Трапезунде, в
Босфоре Киммерийском (Керчи), Феодосии, и, наконец, в Херсонесе. Скорее всего,
солунские братья буквально копировали маршрут своего предшественника Епифания, используя его житие как путеводитель. Значит,
святые просветители посетили и Керчь, и Феодосию, и мыс Феолент
в окрестностях Севастополя с его Георгиевским монастырем.
Таврия ко времени
пребывания здесь братьев-просветителей была прославлена подвигами многих святых
людей. Это и Климент, Папа Римский, святители Стефан Сурожский, епископ Иоанн Готфский.
Константин и Мефодий не могли обойти вниманием святые алтари Софийского собора
в Суроже, где покоились мощи святителя Стефана, и
монастырской базилики в Партените, где находились
останки епископа Иоанна. Солунские
братья знали славу епископа Стефана Сурожского как
мужественного, стойкого защитника иконопочитания.
Память святого Стефана совершалась в Суроже 15
декабря. Может быть, именно к этому дню братья поспели к сурожской
пристани на долгом своем пути из Константинополя? Поспели, чтобы услышать под
сводами храма Святой Софии стихиру в память святителя-иконопочитателя.
В
Херсонесе братья провели немало времени, изучая хазарский язык. Константин
здесь же перевел 8 частей еврейской грамматики. Они изучали ее для того, чтобы успешнее
просвещать хазар и состязаться с евреями, которых было много в Хазарии. Здесь
же братья
узнали, что мощи святого священномученика Климента, Папы Римского, находятся в море. Именно Константин и
Мефодий смогли
найти место захоронения святого и поднять их на корабль. Произошло это 31
января 861 года – точная дата исходит из текста самого Константина5.
В «Житии Кирилла»
упомянуто еще загадочное место – Фуллы. Замечательно
повезло Фуллам: историческая наука, в первую очередь археология,
неустанно разыскивает их с 30-х годов XIX века. Одни историки
ищут Фуллы на южном берегу Крыма, другие – в городе
Чуфут-Кале, в окрестностях Бахчисарая. Существует более 15 вариантов, где
мог находиться этот город. Из жития святых братьев мы узнаем, что они
разговаривали с жителями
Фулл, народ города
принял святое крещение благодаря проповедям Константина.
На каком языке
говорили братья с жителями Фулл? Еще в Херсонесе
Константину удалось найти «Евангелие и Псалтирь, русскими письмены
писана», а также человека, говорившего на этом языке. Просветитель, беседуя с ним,
научился этой
речи... Константин сопоставил говор Солуни с речью, которая впервые зазвучала
для него в Херсонесе. И в далекой Солуни, и здесь, в Херсонесе-Корсуни, она одна привычна и понятна – славянская
речь, хотя некоторые слова произносились по-разному. Наверное, здесь, в
Крыму, Константин продолжал работу по созданию славянской азбуки.
Но продолжим
путешествие славянских просветителей дальше. В житии Кирилла читаем, что их путь из
Херсонеса в Хазарию был таков: «к Меотскому озеру и к
Каспийским воротам Кавказских гор6». Меотское озеро – это Азовское море. Поскольку после него
обозначен только конечный ориентир, то возникает возможность двух маршрутов
дальнейшего продвижения: либо вверх по Дону, мимо недавно отстроенной хазарской
крепости Саркел, либо с переправой из Керчи на
Таманский полуостров, где начинался старинный Шелковый путь, как раз выводивший
к Каспийским (Дербентским )воротам.
Томи – Таматарха
– Тмутаракань – Тамань... Этот город, поменявший
за века существования столько названий, братья уже навещали по дороге из Константинополя. Здесь
проживало много христиан, которые
терпели притеснения от хазар, с конца 8 века исповедовавших ислам. Даже местная архиепископская кафедра, одна из древнейших в северном Причерноморье, была
разорена хазарами. Поэтому нет
сомнения в том, что целью поездки братьев в каганат было и разрешение этого вопроса – восстановление православной кафедры(церкви),
в которой так нуждалось русское население
Хазарии.
Этой «Русской
Хазарией» ученые называют поселения Таманского полуострова. Византийские, арабские
источники, а также археологические находки свидетельствуют о том, что в 30-е
годы IX века на территории Тамани находился город Руссия или Россия 9 (современная станица Голубицкая), и что местное население приняло крещение
благодаря солунским братьям. Это очень интересная и
малоизученная страница истории жизни великих братьев, которая требует отдельного
рассмотрения. Таким образом, можно составить кирилло-мефодиевскую карту Крыма и
с уверенностью сказать, что великие просветители посетили Сурож
и Партенит, Кафу и Керчь, Херсонес и загадочные Фуллы. Это путешествие
было наполнено важными событиями и встречами, изысканиями. Константин и Мефодий
продолжили свою просветительскую и миссионерскую деятельность во славу Православия и
Просвещения.
1
Повесть временных лет. Древнерусская литература. Книга для чтения. М, 1996,
с.34.
2.
История России. Под редакцией М.М.Зуева. М., 1995, с. 16.
3 Лощиц Ю. Загадочные Фуллы и русские письменаУ/Воскресная
школа. 1999, №18
4
Великое наследие славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Каменка, 1999,с.13
5
Житие Константина.
6
Житие Константина.