Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

ЖИЗНЬ ПЕНЗЕНСКОЙ ЕПАРХИИ 24.11.24
23

23.05.2007года. ПГПУ. На VII Кирилло-Мефодиевских чтениях.

 

Вера – основа воспитания молодого поколения.

 

Попов В.Б., депутат Законодательного собрания Пензенской области, Генеральный директор ОАО «Сурская мануфактура» им. А.В Асеева.

 

Уважаемый Владыка, дорогие друзья.

Вы знаете, на протяжении многих лет, вспоминая каждый из вас своих бабушек-дедушек, всегда вспоминает те моменты, когда бабушки-дедушки, старшее поколение, училось тому, что в жизни все имеет продолжение. Всякая причина имеет после себя какие-то следствия. Когда человек что-то хочет сделать, старшее поколение говорило: «Да, ты можешь обмануть соседа, ты можешь обмануть людей, ты можешь все что угодно сделать, никто не видит. А Бог все видит».

И вот это зрение того, что Господь все видит, и Он за все нам воздаст, все-таки людей удерживало от тех негативных поступков, которые сейчас происходят у нас. И когда смотришь социологию, видишь, что люди, которые религиозно более просвещены, которые веруют в Бога – негативных поступков, совершенных ими, имеют намного меньше, чем те люди, которые не веруют.

Вот от этого всего я приведу небольшой пример. В начале, где-то в 1995-1996-м году мы попытались тоже в школе у нас в Сурске организовать изучение религии, но встретили очень сильное сопротивление и не смогли это сделать. Поэтому мы организовали факультатив, и у нас факультатив назывался «Изучение мировой религии и искусства». Вот так вот пришлось назвать. Основной задачей было – изучить наше православие, батюшка у нас вел этот курс. Но я хочу сказать, что все ребятишки собирались после школы. После школы шли в этот садик, там у нас был, который не работал. И там они оборудовали комнату-класс под русский православный иконостас, то есть дети участвовали в процессах. Им рассказывалось об истории религии.

Я был удивлен, присутствуя на этих факультативных чтениях тем вопросом, которые задают дети. Я грешным делом подумал: «Я бы вот такого вопроса даже не смог бы придумать, задать, по жизни, именно о том, что: «А как же так? Вот Господь сказал так, а почему у нас по жизни происходит по-другому?» И прошло уже много лет. И мы смотрим сейчас статистику, наблюдаем за теми ребятами, которые ходили на этот факультатив, и, причем, ходили практически целыми классами. Причем никто никого не заставлял, это было сугубо добровольное, после школы.

Так вот, мы сейчас смотрим на тех ребятишек, которые все-таки успели пройти часть этого курса, потому что в то время мы увидели много очень больших припонов со стороны администрации. И в итоге эти курсы прикрыли. Где-то три года они только просуществовали. Вот мы смотрим – нравственный облик тех ребят, которые получили вот этот глоток живой воды, он несоизмерим с теми ребятами, которые не получили этого. То есть у этих ребятишек есть те вопросы, которые, наверное, самые важные в человеке – это вопросы совести.

Самое главное мерило в деятельности человека – это его совесть. Он с ней должен соизмерять свои поступки. И когда мы говорим – да вот, людям ничего не нужно, им безразлично, что происходит в стране, что происходит в семье, из-за того, что совесть их не будит и не говорит: «Посмотрите, что происходит, ведь не должно так быть». А мерилом совести все-таки является вера в Бога, потому что есть какой-то высший институт, который, как сказано в Писании: «За правду прибавит, а за неправду убавит».

Мы смотрим сейчас на телевидение, смотрим на газеты, на книги, на программы, ток-шоу, которые идут. И вот когда в 90-е годы упал железный занавес, все обрадовались, что те культурные ценности, которые на самом деле есть в огромном количестве на Западе, перейдут к нам, перетекут, и мы, присоединившись к тем источникам чистой воды Запада, поднимемся еще выше, станем еще сильнее. Но, к сожалению, кто-то перепутал, и вместо свежей воды – присоединились к канализационным трубам. И теперь – наша «питьевая» вода, которую мы пьем, не из источников Запада, которую они пьют. А пьем мы вот эти канализационные стоки, которые к нам приходят.

Я хочу привести несколько примеров. Вот возьмите Америку. Помните, года два назад был огромный скандал, когда во время выступления на каком-то концерте пели два певца, и он нечаянно у своей партнерши лямочку тронул, и у нее обнажилась грудь. Так на всю Америку был скандал, и сейчас в Америке запрещено такие шоу транслировать в прямом эфире без пятисекундной задержки. Что это значит? Был принят закон, что если идет такая программа, то она идет с пятисекундной задержкой. Сидит цензор, и если такой казус получается, то на этот момент отключают и в эфир это не выходит. Представляете? Вот мы говорим, Америка такая страна. А насколько она борется за свою нравственность. Мы знаем, что Америка вообще религиозная страна. И четыре года назад была принята программа, сопоставимая с освоением космоса у них. Они выделили где-то больше 60-ти миллиардов долларов на 20 лет. На то, чтобы вот то, что у нас было 15 лет назад, когда наши школьники кончали школу, когда был вопрос девичества, выхода замуж и всего прочего, американцы поставили задачу – через 20 лет достигнуть того уровня, который у нас был 15 лет назад.

Мы с вами все хорошее и погубили. А почему? А потому что вот эта система отсутствия нравственных ценностей, которые формируются только, я думаю, на основе морали внутренней, которая существует. А мораль у нас все-таки построена на протяжении многих веков на основе религиозных наших убеждений. А основы этих религиозных убеждений у нас постарались за эти 70 лет вывести, вот это последствие того, что у нас сейчас происходит. Я думаю, что основная масса ребятишек все-таки у нас крещеная. Вот для интереса – кто крещеный? Так нельзя спрашивать – все крещеные. Все крещеные. Почему? Почему родители не верят в то, что нарушаются нравственные заповеди, все-таки своим детям хотят дать лучшую жизнь. А лучшую жизнь они хотят дать с начала их рождения. Вот они родятся, они сразу их хотят что – чтобы защитить от всех невзгод – окрестить. То есть они хотят получить Божью помощь в жизни своего ребенка. Тогда почему, если мы надеемся на то чудо, которое может нам дать Господь, у нас отвергаются те моральные устои, которые Он нам дал в десяти заповедях. В многовековых устоях, которые сформировала Церковь, формирование морали.

Конечно, очень нужное дело – проповедование христианских, в первую очередь православных, основ в школе. Потому что в школе формируется человек. Вот нам сейчас говорят, это простой пример. Всех больше в Китае получают учителя и врачи. Если рабочий получает тридцать долларов, то любой учитель в школе, который работает на периферии в деревне, получает 500 долларов. Вы представляете, как там учитель ценится. А почему? А потому что на учителе лежит основа формирования личности ребенка. Дома может что-то не произойти, конечно. Дом и учителя – это формирование личности. Дома что-то может быть не так. Дома родители не в полном объеме занимаются своим ребенком. А вот школа должна стоять на страже, чтобы сформировался не просто человек, который умеет и знает науки, но человек должен быть сформирован морально устойчивым. Чтобы вот те какие-то соблазны негативные не могли поколебать его душу. Чтобы все-таки в своей душе он всегда был выше всех тех достигнутых материальных благ.

Когда мы говорим: «Мы можем достигнуть материальных благ любой ценой», это неправда. За все всегда придется платить, за все придется платить. И вот когда говорят, что народ платит за свой первородный грех, несет муки, которые совершили Адам и Ева. Но ведь и мы должны помнить, что за все, что мы сделали, будем платить мы, будут расплачиваться наши дети, если мы совершаем какие-то грехи. И вот незнанием того, что все в жизни связано, что все придется увязать между действиями и последствиями, мы делаем такие поступки, за которые нам через многие года становится очень стыдно.

Я думаю, что у каждого из нас огромное количество таких поступков, за которые мы просто не можем ответить, почему мы их совершили. Конечно, педагоги – это основа воспитания наших ребятишек и привитие им тех знаний, которые им можно дать. Если сам педагог не владеет этими вопросами, он не сможет детям дать то, что мы сейчас от этого педагога хотим.

Ну и еще я хотел бы один аспект отметить. Представляете, вот сейчас мы говорим – мы воспитываем гармоничную личность. А ведь без знаний основ религии, особенно православной, мы не можем понять ни одного художественного полотна, которое расположено в картинных галереях, многих произведений. Вот читаешь, например, того же Льва Толстого, какая-то описывается сцена, а мы не понимаем, что к чему. А потому что мы не знаем тех основ, которые были в нашем русском государстве, а они были основаны в первую очередь на церковных, на религиозных и сюжетах, и действиях. Поэтому я хочу обратиться и к нашей церкви, и к педагогам.

Предложение у меня такое есть – давайте проведем, например, областной конкурс на знание, например, жизни наших Пензенских святых, наших святых, которые находятся в Пензе. А мы профинансируем этот конкурс, за лучшее сочинение, за лучший рассказ, чтобы был какой-то интерес изучить историю земли Пензенской, изучить историю жития наших святых. А с изучением приходит и понимание. А с пониманием приходит и необходимость всех знаний.

Спасибо большое за внимание.

 

Стенограмма и ФОТО – Валентины ГРИШИНОЙ

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг