З
А К Л Ю Ч Е Н И Е
В коротких
извлечениях из обширного российского христианского календаря невозможно более обстоятельно
рассказать даже о важнейших
народных праздниках и памятных днях. Настоящие очерки – лишь краткое знакомство с некоторыми из них.
В заключение следует
подчеркнуть два свойства и значения этих праздников. Первое – они являют собою
корни отечественной культуры.
Из них выросли наши литература и искусство, наполнившие жизнь народа духовным содержанием. Второе – их неистребимая живучесть и популярность.
Она объясняется тем, что праздничные
народные обряды и обычаи явили собою концентрацию творческого духа и
характера народа, постоянно стремящегося к обогащению своего духовного бытия. И
истинно животворным стержнем в этом
стремлении стало христианство.
Однако в этой мысли
следует отметить, что русский народ, приняв христианство глубоко и истово, сделал главным доминатом православной веры ее внешнее содержание – обряды
и праздники. Но ее духовные заповеди
и догмы народ в большинстве своем
воспринял бесстрастно, даже равнодушно, и не утвердил своими нравственными нормами христианские
заповеди и уставы. Наверное, поэтому
в 1922 году народ России так легко и
неистово принялся сокрушать храмы, как благоговел перед ними пять лёт назад.
Русские верующие
мужики говорили в дни поста: «Пост – не мост, можно и объехать». И легко
переступали порог греха.
Но крепче ли и нравственней была наша
социалистическая, коммунистическая установка? «Нравственно только то, что
служит нашим целям»,– внушали нам лозунги.
Цели оказались утопическими, недостижимыми, но нравственной признавалась
установка: «Кто не с нами, тот наш враг, тот
должен пасть». Не потому ли русский
народ так легко принял и «коммунистическую» нравственность, которая в сути своей оказалась бездуховной
и не требовала никакой
ответственности перед собственной совестью? А совесть – это вера. Она
рыхлой была уже до революции и, брошенная на благодатную почву вихрями
братоубийственной гражданской войны, мощно
проросла в наших душах дикими побегами, которые задавили нежные, слабые
ростки, что много веков старалась укоренить в
человеческих душах православная церковь.
Живучей осталась лишь
привлекательная обрядность христианского вероисповедания, вобравшего в себя
очарование и душерадующие действия языческих
церемоний. Активная игра всегда была привлекательнее недвижного, невидного душевного труда, требующего немалого внутреннего самопринуждения.
Потому и пережила
православная церковь долгую эпоху свирепых гонений, что всегда ценила и высоко
ставила народную праздничную обрядность. Поэтому
и наблюдается в наши дни оживление народных христианских праздников. И пусть
они возрождаются!
Рано или поздно они облекутся в милые нашему сердцу покровы святых нравственных
норм, ибо любой, задевающий
чувства обряд,– это прежде всего нравственная
установка. А праздничная обрядность – это
уже общественные нравы. Мы же все
давно тоскуем и жаждем возвращения наших добрых русских нравов.