Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ 19.04.24
З А К Л Ю Ч Е Н И Е

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 

В коротких извлечениях из обширного российского христианского календаря невозможно более обстоятельно рассказать даже о важнейших народных праздниках и памятных днях. Настоящие очерки – лишь краткое знакомство с некоторыми из них.

В заключение следует подчеркнуть два свойства и значения этих праздников. Первое – они являют собою корни отечественной культуры. Из них выросли наши литература и искусство, наполнившие жизнь народа духовным содержанием. Второе – их неистребимая живучесть и популярность. Она объясняется тем, что праздничные народные обряды и обычаи явили собою концентрацию творческого духа и характера народа, постоянно стремящегося к обогащению своего духовного бытия. И истинно животворным стержнем в этом стремлении стало христианство.

Однако в этой мысли следует отметить, что русский народ, приняв христианство глубоко и истово, сделал главным доминатом православной веры ее внешнее содержание – обряды и праздники. Но ее духовные заповеди и догмы народ в большинстве своем воспринял бесстрастно, даже равнодушно, и не утвердил своими нравственными нормами христианские заповеди и уставы. Наверное, поэтому в 1922 году народ России так легко и неистово принялся сокрушать храмы, как благоговел перед ними пять лёт назад.

Русские верующие мужики говорили в дни поста: «Пост – не мост, можно и объехать». И легко переступали порог греха.

Но крепче ли и нравственней была наша социалистическая, коммунистическая установка? «Нравственно только то, что служит нашим целям»,– внушали нам лозунги. Цели оказались утопическими, недостижимыми, но нравственной признавалась установка: «Кто не с нами, тот наш враг, тот должен пасть». Не потому ли русский народ так легко принял и «коммунистическую» нравственность, которая в сути своей оказалась бездуховной и не требовала никакой ответственности перед собственной совестью? А совесть – это вера. Она рыхлой была уже до революции и, брошенная на благодатную почву вихрями братоубийственной гражданской войны, мощно проросла в наших душах дикими побегами, которые задавили нежные, слабые ростки, что много веков старалась укоренить в человеческих душах православная церковь.

Живучей осталась лишь привлекательная обрядность христианского вероисповедания, вобравшего в себя очарование и душерадующие действия языческих церемоний. Активная игра всегда была привлекательнее недвижного, невидного душевного труда, требующего немалого внутреннего самопринуждения.

Потому и пережила православная церковь долгую эпоху свирепых гонений, что всегда ценила и высоко ставила народную праздничную обрядность. Поэтому и наблюдается в наши дни оживление народных христианских праздников. И пусть они возрождаются! Рано или поздно они облекутся в милые нашему сердцу покровы святых нравственных норм, ибо любой, задевающий чувства обряд,– это прежде всего нравственная установка. А праздничная обрядность – это уже общественные нравы. Мы же все давно тоскуем и жаждем возвращения наших добрых русских нравов.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг