Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ 25.04.24
О Т А В Т О Р А

О Т   А В Т О Р А

 

Осенью 1715 года в Москве произошло событие, которое вызвало оживленные толки в среде образованной публики. В библиотеке Навигаторской школы был выставлен для всеобщего обозрения необыкновенный календарь. Сразу же названный посетителями по имени создателя «Брюсовым календарем», он привлек небывалый интерес не только москвичей, но и многочисленных гостей Первопрестольной.

Календарь был выгравирован на шести больших медных пластинах достаточно разборчивой вязью и снабжен соответствующими рисунками и даже карикатурами на астрологов. От посетителей отбоя не было, и у календаря поочередно дежурили библиотекарь Василий Куприянов и его помощник Алексей Ростовцев, которые любезно и обстоятельно давали пояснения. «Брюсов календарь» многим казался диковинкой. Это был первый на Руси письменный календарь, удачно соединивший астрономические «премудрости» со святцами и широко распространенными народными приметами.

На Руси народный календарь, как и в любой другой стране, сложился с незапамятных времен. Жизнь человека немыслима без отсчета дней, лет и разных периодов года. И чтобы свободно ориентироваться во времени, народ отмечал и запоминал чередование сезонов года, будней и праздников, определявших уклад жизни.

С распространением на Руси христианства, существовавшие до того у древних славян языческие праздники, обычаи и обряды наполнились более высоким духовным содержанием. Народные праздники постепенно «приспособились», приурочились к православному календарю, приобрели характер их своеобразного обогащенного сплава. С праздничными днями крестьянин связывал и природные законы, смену времен года, погодные перемены, от которых зависело его благополучие. Постепенно утвердился и распространился русский народный календарь, наполненный народными приметами, веселыми и затейливыми обрядами, глубоко почитаемыми обычаями. Народный календарь стал незаменимым наставлением верующего крестьянина в его труде, досуге и духовных отправлениях.

В православном календаре почти каждый день помечен именем какого-либо святого, особо чтимого народом, или событием, требующим обрядного справления. С ними чаще всего связывались и приметы, относящиеся к очередности сельскохозяйственных работ, или предсказания будущей погоды, основанные на многолетних наблюдениях. Особо выделялись «двунадесять», т. е. двенадцать великих праздников, над которыми отдельно главенствует Пасха, поскольку к ней самой привязано несколько «двунадесятых» и ряд периодов, требующих перемен порядка в жизни верующих. «Двунадесятые» – это праздники торжественные, сложные и веселые, длящиеся от одного дня до нескольких недель.

Много в календаре и однодневных праздников, которые полагалось отмечать определенными обрядами. Народные праздники приносили простому крестьянину, ремесленнику, служивому не только отдых, прерывая и украшая его тяжкий труд, обеспечивающий существование. Воздействуя на его житейский порядок, они заметно отражались в делах и мыслях, укрепляли дух, усиливали веру, рождали новые, добрые надежды.

История народного календаря как часть истории отечественной культуры прошла долгий и сложный путь. Не сразу установилось и утвердилось даже начало года. В Древней Руси год начинался 1 марта. Но в XIV веке христианская церковь предприняла попытку перенести начало года на сентябрь... Гражданский и христианский календари оказались в противоборстве. Только в 1492 году (в 7000-м «от сотворения мира») было официально признано христианское «новогодье». И два века Новый год в Русском государстве встречали 1 сентября.

Петр I решил сравнять российское летоисчисление с европейским и с 1 янва­ря 1700 года ввел Юлианский календарь. 1699 год был в России самым коротким: он продолжался всего четыре месяца – с сентября по декабрь включительно. Надо заметить, что новый календарь российский народ принял довольно легко, так как памятные и праздничные дни остались на своих местах без изменений, а передвинулся только Новогодний праздник.

Многие столетия народный календарь, пополняясь новыми наблюдениями и обычаями, переходил от поколения к поколению лишь в устной памяти, не отражаясь в письменных или печатных изданиях. Объясняется это тем, что до начала XVIII века все «книжное дело» находилось в руках церкви и «книжным творением» занимались преимущественно монастыри, которые переписывали и распространяли в основном священные писания. Народный же календарь к таким сочинениям не относился и не мог стать настольной книгой не только в крестьянской семье, но даже в боярских хоромах. К тому же в народном календаре тесно переплетались обычаи и обряды, сложившиеся еще в языческие времена, и церковь, конечно, не могла позволить издание в своих стенах книги с «еретическими» установками. За это могла взяться лишь типография «мирского» назначения. Но прежде нужен был энтузиаст, который взялся бы за составление народного календаря, доступного и понятного народу.

Такой человек нашелся в годы царствования Петра I. Звали его Яковом Велимовичем Брюсом. Его родители, выходцы из Шотландии, приехали в Россию и поступили на службу к русскому царю еще в 1647 году. С 17 лет начал службу у молодого царя и Яков Брюс. Талантливый и всесторонне образованный, Я. В. Брюс был удостоен высшего в России чина генерал-фельдмаршала. Он участвовал в Полтавской битве, затем Петр I поставил его во главе Берг... и Мануфактур-коллегий.

В 1709 году Брюс занялся составлением первого русского календаря. В помощники себе он взял отменного рисовальщика, превосходного математика и географа Василия Куприянова, служившего библиотекарем в Московской навигаторской школе, а также его ученика, стихоплета и гравера Алексея Ростовцева. Втроем они с увлечением принялись за неведомое никому из них дело. Но работа растянулась на шесть лет.

Первый медный лист – со знаками Зодиака – был закончен 2 мая 1709 года. Петр I одобрил работу брюсовской компании. Это прибавило энтузиазма, и 1 ноября 1709 года был выпущен второй лист – со святцами. Однако каждый последующий лист отнял почти по году труда, а над последним листом со сложными астрономическими исчислениями Брюс и его помощники корпели более двух лет. Наконец в 1715 году «Брюсов календарь» увидел свет.

Это было удивительное «произведение». Календарь, выгравированный на медных листах, помимо чисто «календарных» сведений сопровождался стихами, символическими рисунками и таблицами. Содержал он 20 разделов и начинался «от сотворения мира». Специальный раздел был посвящен предзнаменованиям «на всякий год по планетам». Несколько таблиц рекомендовали, в какое время, и какое действие следовало предпринять, чтобы добиться наиболее благоприятного исхода. На последних листах излагались народные приметы, связанные с погодой, и другие сведения, имевшие практическое значение.

Впервые Брюс использовал народные наблюдения природных явлений, которые связывались с погодой. Ныне многие из них знакомы нам с детства, но тогда они поражали своей мудростью. Брюсов календарь сообщал, например, что «если кошка спит у порога – к теплу, а лезет в печку – к морозу», «ласточки низко летают – к дождю», «облако на восходе солнца багровое – к ненастью» и т. п. Календарь Брюса содержал также расчеты с 1800 года на 200 лет вперед. В наше время, согласно его предсказаниям, ожидались следующие события: «1942—1970—1998 годы. Тяжкая война, между просвещенными государствами, дворянство некоторого государства (под «некоторым государством» Брюс явно подразумевал Россию) окажет знания отменной храбрости в пользу своего государства и отечества». Это предсказание, относившееся к 1942 году, к годам Великой Отечественной войны, сбылось с поразительной точностью. Или: «1931 — 1959—1987 годы. Великая перемена в некотором знаменитом государстве, новый образ правления в некоторой республике (все это – о России), славное побоище, великий государь воцарится». Ну, разве не прорицателен был мудрый Брюс?

Брюсов календарь был настолько популярным во всей России, что издавался два века!

Однако в советское время издание подобных всеохватывающих календарей, основанных на религиозных верованиях, астрологических и народных наблюдениях, было прекращено и предано гневному порицанию. Они не соответствовали духу воинствующего атеизма и ослабляли накал классовой борьбы с буржуазными взглядами и темными предрассудками. Предосудительным и недопустимым в обществе, строящем коммунизм, считались и старинные праздничные обряды и гулянья. Взамен их неутомимые богоборцы принялись внедрять новые, советские праздники и обряды. Успеха, правда, не добились, но помогли юным поколениям забыть старое и сделать самодеятельную духовную жизнь народа пресной, скучной и убогой.

Перестройка политической системы в нашей стране, устранение губительной отчужденности человека от собственности и производимых им благ, обновление духовной жизни общества пробудили интерес людей к былым обрядам и обычаям. К еще не искорененной вовсе животворной сути христианского народного календаря и истинно народным праздникам, которые справлялись не по административным директивам, а из духовной потребности людей, из сознания их слитности с природой, из естественного стремления жить в ладу с ее законами. В стремлении восполнить заметный пробел в основах нашей культуры – смысл предпринятого издания народного календаря. Правда, пока что в «традиционной» форме – оторвано от святцев, от христианских корней. И потому полный христианский народный календарь еще ждет своего издателя.

В предлагаемой книге автор задался целью воспроизвести старый наш календарь и рассказать о прежних народных христианских праздниках хотя бы в сжатом виде. Ведь в прежние времена российские крестьяне справляли в течение года не только Пасху и «двунадесять» великих праздников, но и еще около десятка затейливых веселых гуляний, не выделяемых церковным календарем. Например Новый год (единственный из обрядных праздников, сохранившийся до наших дней), масленицу, 1 Мая (не «пролетарский», а иной старинный весенний народный праздник – «Еремеев день»), «петровки», Ильин день, Покров, Николу и ряд других. А памятных дней в честь наиболее почитаемых святых, также отмечавшихся определенными обрядами, в народном календаре насчитывалось более ста. Кто знает, когда и по какому поводу пекли «кресты» и «жаворонки»? Кому известно, что в народном календаре есть праздники перепелиных охотников и любителей «гусиных боев», дни почитания... волков, домовых и рожениц? А как возник обряд «обнаженных дев», который совершался вокруг огородных грядок? Или, например, когда и как отмечали «мясоед»? Зачем на масленицу пекут блины, когда и кто на Руси установил этот праздник? Что делают в «чистый четверг»? Когда и почему отмечали память Егория и Елизаветы? Какие торжества устраивались в дни Казанской Богоматери и Андрея Первозванного и какова связь между «Казанской сиротой» и «Андреевским» флагом? На эти и многие другие вопросы читатель найдет ответы в предлагаемой книге.

Не претендуя на всеохватное изложение особенностей каждого дня, автор ставит перед собою скромную задачу: изложить историю и суть православных христианских праздников, объяснить наиболее приметные дни народного календаря, рассказать о происхождении праздничных обрядов и обычаев. Автор вдохновлен надеждой, что труд его вызовет одобрение любителей старины и послужит им, особенно сельским жителям, практическим пособием в каждодневных заботах, поможет, хотя бы частично, вернуть в нашу жизнь и наполнить новым духовным содержанием праздники, радость которых так надолго была утрачена на Русской земле...

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг