О Т А В Т О Р А
Осенью 1715 года в
Москве произошло событие, которое вызвало оживленные толки в среде образованной публики.
В библиотеке Навигаторской школы был выставлен для всеобщего обозрения
необыкновенный календарь. Сразу же названный посетителями по имени создателя
«Брюсовым календарем», он привлек небывалый интерес не только москвичей, но и
многочисленных гостей Первопрестольной.
Календарь был
выгравирован на шести больших медных пластинах достаточно разборчивой
вязью и снабжен соответствующими рисунками и даже карикатурами на
астрологов. От посетителей отбоя не было, и у календаря поочередно дежурили
библиотекарь Василий Куприянов и его помощник Алексей
Ростовцев,
которые любезно и обстоятельно давали пояснения. «Брюсов календарь» многим
казался диковинкой. Это был первый на Руси письменный календарь, удачно соединивший
астрономические «премудрости» со святцами и широко распространенными
народными приметами.
На Руси народный
календарь, как и в любой другой стране, сложился с незапамятных времен.
Жизнь человека немыслима без отсчета дней, лет и разных периодов года. И
чтобы свободно ориентироваться во времени, народ отмечал и запоминал
чередование сезонов года, будней и праздников, определявших уклад жизни.
С распространением на
Руси христианства, существовавшие до того у древних славян языческие праздники, обычаи и
обряды наполнились более высоким духовным
содержанием. Народные праздники постепенно «приспособились», приурочились к православному календарю, приобрели характер их
своеобразного обогащенного сплава. С праздничными днями крестьянин связывал и
природные законы, смену времен года,
погодные перемены, от которых зависело его благополучие. Постепенно утвердился и распространился русский народный
календарь, наполненный народными приметами, веселыми и затейливыми обрядами,
глубоко почитаемыми обычаями. Народный календарь стал незаменимым наставлением верующего крестьянина в его труде, досуге и
духовных отправлениях.
В православном
календаре почти каждый день помечен именем какого-либо святого, особо чтимого
народом, или событием, требующим обрядного справления.
С ними
чаще всего связывались и приметы, относящиеся к очередности сельскохозяйственных
работ, или предсказания будущей погоды, основанные на многолетних наблюдениях. Особо
выделялись «двунадесять», т. е. двенадцать великих праздников, над которыми отдельно
главенствует Пасха, поскольку к ней самой привязано несколько «двунадесятых» и
ряд периодов, требующих перемен порядка в жизни верующих. «Двунадесятые» –
это праздники торжественные, сложные и веселые, длящиеся от одного дня до нескольких
недель.
Много в календаре и
однодневных праздников, которые полагалось отмечать определенными обрядами. Народные
праздники приносили простому крестьянину, ремесленнику, служивому не только отдых,
прерывая и украшая его тяжкий труд, обеспечивающий существование. Воздействуя на
его житейский порядок, они заметно отражались в делах и мыслях, укрепляли дух,
усиливали веру, рождали новые, добрые надежды.
История народного
календаря как часть истории отечественной культуры прошла долгий и
сложный путь. Не сразу установилось и утвердилось даже начало года. В Древней Руси
год начинался 1 марта. Но в XIV веке христианская
церковь предприняла
попытку перенести начало года на сентябрь... Гражданский и христианский
календари оказались в противоборстве. Только в 1492 году (в 7000-м «от
сотворения мира») было официально признано христианское «новогодье».
И два века Новый год в Русском государстве встречали 1 сентября.
Петр I решил сравнять российское летоисчисление с европейским и с 1 января 1700
года ввел Юлианский календарь. 1699 год был в России самым коротким: он продолжался всего четыре месяца – с сентября по
декабрь включительно. Надо заметить,
что новый календарь российский народ принял довольно легко, так как памятные и праздничные дни остались на
своих местах без изменений, а
передвинулся только Новогодний праздник.
Многие столетия
народный календарь, пополняясь новыми наблюдениями и обычаями,
переходил от поколения к поколению лишь в устной памяти, не отражаясь в
письменных или печатных изданиях. Объясняется это тем, что до начала XVIII века все «книжное дело» находилось в руках церкви и
«книжным творением»
занимались преимущественно монастыри, которые переписывали и распространяли в
основном священные писания. Народный же календарь к таким сочинениям не
относился и не мог стать настольной книгой не только в крестьянской семье, но даже в
боярских хоромах. К тому же в народном календаре тесно переплетались обычаи
и обряды, сложившиеся еще в языческие времена, и церковь, конечно, не могла
позволить издание в своих стенах книги с «еретическими» установками. За это
могла взяться лишь типография «мирского» назначения. Но прежде нужен был
энтузиаст, который взялся бы за составление народного календаря,
доступного и понятного народу.
Такой человек
нашелся в годы царствования Петра I. Звали его Яковом Велимовичем Брюсом. Его родители, выходцы из
Шотландии, приехали в Россию и поступили на
службу к русскому царю еще в 1647 году. С 17 лет начал службу у молодого царя и Яков Брюс. Талантливый и
всесторонне образованный, Я. В. Брюс был
удостоен высшего в России чина генерал-фельдмаршала.
Он участвовал в Полтавской битве,
затем Петр I поставил его во главе Берг... и
Мануфактур-коллегий.
В 1709 году Брюс
занялся составлением первого русского календаря. В помощники себе он взял
отменного рисовальщика, превосходного математика и географа Василия Куприянова, служившего библиотекарем в Московской навигаторской школе, а
также его ученика, стихоплета и гравера Алексея Ростовцева. Втроем они с
увлечением принялись за неведомое никому из них дело. Но работа растянулась
на шесть лет.
Первый медный лист –
со знаками Зодиака – был закончен 2 мая 1709 года. Петр I одобрил работу брюсовской
компании. Это прибавило энтузиазма, и 1 ноября 1709 года был выпущен второй лист –
со святцами. Однако каждый последующий
лист отнял почти по году труда, а над последним листом со сложными астрономическими исчислениями Брюс и его
помощники корпели более двух лет.
Наконец в 1715 году «Брюсов календарь» увидел свет.
Это было
удивительное «произведение». Календарь, выгравированный на медных листах,
помимо чисто «календарных» сведений сопровождался стихами, символическими рисунками
и таблицами. Содержал он 20 разделов и начинался «от сотворения мира». Специальный раздел
был посвящен предзнаменованиям «на всякий год по планетам». Несколько таблиц
рекомендовали, в какое время, и какое действие следовало предпринять, чтобы добиться
наиболее благоприятного исхода. На последних листах излагались народные
приметы, связанные с погодой, и другие сведения, имевшие практическое
значение.
Впервые Брюс
использовал народные наблюдения природных явлений, которые связывались с погодой. Ныне многие из
них знакомы нам с детства, но тогда они
поражали своей мудростью. Брюсов календарь сообщал, например, что «если кошка спит у порога – к теплу, а лезет в
печку – к морозу», «ласточки низко
летают – к дождю», «облако на восходе солнца багровое – к ненастью» и т. п. Календарь Брюса содержал также расчеты с
1800 года на 200 лет вперед. В наше
время, согласно его предсказаниям, ожидались следующие события: «1942—1970—1998 годы. Тяжкая война, между
просвещенными государствами, дворянство
некоторого государства (под «некоторым государством» Брюс явно подразумевал Россию) окажет знания отменной
храбрости в пользу своего государства
и отечества». Это предсказание, относившееся к 1942 году, к годам Великой Отечественной войны, сбылось с
поразительной точностью. Или: «1931 — 1959—1987
годы. Великая перемена в некотором знаменитом государстве, новый образ правления в некоторой республике (все это – о
России), славное побоище, великий
государь воцарится». Ну, разве не прорицателен был
мудрый Брюс?
Брюсов календарь был настолько популярным
во всей России, что издавался два века!
Однако в советское
время издание подобных всеохватывающих календарей, основанных на религиозных верованиях,
астрологических и народных наблюдениях,
было прекращено и предано гневному порицанию. Они не соответствовали духу воинствующего атеизма и ослабляли накал
классовой борьбы с буржуазными взглядами и темными предрассудками.
Предосудительным и недопустимым в обществе,
строящем коммунизм, считались и старинные праздничные обряды и гулянья. Взамен их неутомимые богоборцы принялись
внедрять новые, советские праздники и обряды. Успеха, правда, не добились, но
помогли юным поколениям забыть старое
и сделать самодеятельную духовную жизнь народа пресной, скучной и
убогой.
Перестройка
политической системы в нашей стране, устранение губительной отчужденности человека от
собственности и производимых им благ, обновление
духовной жизни общества пробудили интерес людей к былым обрядам и обычаям. К еще не искорененной вовсе животворной
сути христианского народного
календаря и истинно народным праздникам, которые справлялись не по административным директивам, а из духовной
потребности людей, из сознания их
слитности с природой, из естественного стремления жить в ладу с ее законами.
В стремлении восполнить заметный пробел в основах нашей культуры – смысл предпринятого издания народного календаря.
Правда, пока что в «традиционной»
форме – оторвано от святцев, от христианских корней. И потому полный христианский народный календарь еще ждет своего
издателя.
В предлагаемой книге автор задался целью
воспроизвести старый наш календарь и
рассказать о прежних народных христианских праздниках хотя бы в сжатом виде. Ведь в прежние времена российские
крестьяне справляли в течение года не
только Пасху и «двунадесять» великих праздников, но и еще около десятка затейливых веселых гуляний, не выделяемых
церковным календарем. Например Новый год (единственный из обрядных праздников,
сохранившийся до наших дней),
масленицу, 1 Мая (не «пролетарский», а иной старинный весенний народный праздник – «Еремеев день»),
«петровки», Ильин день, Покров, Николу
и ряд других. А памятных дней в честь наиболее почитаемых святых, также
отмечавшихся определенными обрядами, в народном календаре насчитывалось более
ста. Кто знает, когда и по какому поводу пекли «кресты» и «жаворонки»? Кому известно, что в народном календаре
есть праздники перепелиных охотников
и любителей «гусиных боев», дни почитания... волков, домовых и рожениц? А как возник обряд «обнаженных дев», который
совершался вокруг огородных грядок?
Или, например, когда и как отмечали «мясоед»? Зачем на масленицу пекут
блины, когда и кто на Руси установил этот праздник? Что делают в «чистый четверг»? Когда и почему отмечали память
Егория и Елизаветы? Какие торжества
устраивались в дни Казанской Богоматери и Андрея Первозванного и какова связь
между «Казанской сиротой» и «Андреевским» флагом? На эти и многие другие
вопросы читатель найдет ответы в предлагаемой книге.
Не претендуя на
всеохватное изложение особенностей каждого дня, автор ставит перед собою
скромную задачу: изложить историю и суть православных христианских праздников, объяснить
наиболее приметные дни народного календаря,
рассказать о происхождении праздничных обрядов и обычаев. Автор вдохновлен надеждой, что труд его вызовет
одобрение любителей старины и послужит
им, особенно сельским жителям, практическим пособием в каждодневных заботах, поможет, хотя бы частично, вернуть в
нашу жизнь и наполнить новым духовным
содержанием праздники, радость которых так надолго была утрачена на Русской земле...