31 А В Г У С Т А
Ф Л О Р
И Л А В Р
Византийцы братья
Флор и Лавр в юности обучились распространенному в те времена – это было во II веке – каменотесному ремеслу. В древности все крупные
сооружения: дворцы, храмы, торговые здания и городские стены – возводились из
мрамора, гранита
или просто серого камня. И у каменотесов всегда была работа, а стало быть, –
хлеб и кров. Обучались братья каменотесному делу у искусных мастеров Прокла и
Максима, которые были христианами. А ведь известно: с кем поведешься – от того и наберешься.
Осваивая ремесло, братья Флор и Лавр постепенно переняли у своих наставников
христианские убеждения и приняли крещение.
В Византии их
вероисповедание не служило им особой помехой. Но в поисках хороших заработков
братья-каменотесы переселились в Иллирию (нынешняя Хорватия в Югославии) и подрядились к здешнему
правителю Ликаону строить языческий храм.
Храм строился
несколько лет. Среди строителей у Флора и Лавра завелось немало сторонников,
принявших христианскую веру. И когда храм был готов и Ликаон распорядился разместить в нем изваяния
языческих богов, братья Флор и Лавр, поддержанные своими единомышленниками,
выбросили из храма каменных идолов и поставили в нем большой мраморный крест.
По приказу
правителя стражники арестовали дерзких каменотесов и подвергли их жестокой пытке. За
братьев вступился влиятельный местный жрец Мамертин. Незадолго до того его
малолетнему
сыну, который наблюдал за работой каменотесов, попал в глаз осколок
гранита, и братья искусно извлекли осколок и сохранили мальчику зрение.
Благодарный отец, увлекая за собою большую толпу протестующих христиан, отправился
к правителю, рассчитывая на его милосердие. Но Ликаон послал против бунтовщиков отряд воинов.
Они схватили Мамертина и еще триста рабочих-христиан. Суд приговорил жреца и его
сообщников к сожжению на площади. А братьев Флора и Лавра живыми бросили в пустой колодец и
засыпали землей.
Иллирийские
христиане много лет почитали место казни братьев-каменотесов.
Потом их мощи были извлечены из прежнего колодца и перенесены в Константинополь.
В 1200 году в
Константинополе побывал новгородский паломник Антоний, будущий архиепископ. Он и
принес в Новгород историю святых мучеников Флора и Лавра, и она постепенно
распространилась
по всей Русской земле. Трудно произносимое имя Флор преобразовалось во Фрола, а
народной молвой братья-каменотесы были назначены покровителями... лошадей. И в
крестьянском календаре день памяти Флора и Лавра стал «лошадиным
праздником». Так и поговорка гласила: «Фрол и Лавер до рабочей лошади
добер».
Крестьянин
уважительно и бережно относился к лошади, как к единственному и верному своему
помощнику, от здоровья и силы которой зависело его благополучие. «Лошадь человеку – крылья», – говорили
в народе. В день памяти святых мучеников Фрола и Лавра на лошадях не работали. С утра
их пригоняли
к церкви и крестили святой водой, а потом кони весь день «отдыхали». В этот
день их старались подкормить каким-нибудь лакомством.
Для табунщиков же и
конных пастухов устраивали мирское угощение, пекли им пироги, потчевали молодым
пивом.
День Фрола и Лавра
был также одним из многочисленных в году дней «помочи» – селяне старались
помочь управиться с осенними хозяйственными делами вдовам, одиноким старикам
и священнику,
а в награду получали угощение – либо «от мира», за бедных и малоимущих, либо от хозяина и
хозяйки.
В некоторых
северных российских губерниях уже с Фрола и Лавра начинались вечерние бабьи
«засидки» – крестьянки собирались артелями к какой-либо вдове, в просторную
избу, с рукоделием, прядевом и вязаньем.
«Фролов день»
считался концом основных полевых работ. К Фролову дню старались управиться с озимым
севом, и этот день назывался «досевками». Нерадивых предупреждали: «Коли до
Фрола
не отсеешься – «фролы» (флоры, т. е. цветочки, куколь) и родятся». Или: «Кто
на Флора сеет, у того флорки и будут». И день окончания
сева озимых было принято отмечать праздничным гуляньем.