31 М А Я
С В Я Т О Й Ф Е Д О Т И С Е М Ь
Д Е В
Этот день считали
девичьим праздником. И еще отличался он щедрыми посулами
успехов в крестьянских заботах. «Пришел Федот – берется земля за свой род», т. е. считалось, что именно к этому дню земля наливалась плодородными соками.
«Коли на Федота на дубу макушки с
опушкой, – гласила другая примета, –
будешь мерить овес кадушкой». «Если дубовый лист на Семь
дев развернулся – земля рожать готова».
В день памяти Семи дев ожидалось утешение и вдовцу: «Не тужи по бабе: Бог бабу
отнял, так девку даст». «Девкой
меньше, так
бабой больше». К Семи девам сельские свахи
приурочивали свои хлопоты о вдовцах и бобылях и подыскивали им невест из засидевшихся дев,
обойденных вниманием в дни свадебного мясоеда.
День 18(31) мая
девичьим праздником назывался только в народном календаре. В действительности же
никаких праздничных обрядов в «девичий день» не предусматривалось. В этот день
лишь
«вздыхали» сельские девушки по своему будущему доброму, удачному замужеству.
И когда опускалась ночь, они выходили на двор и высматривали «девичьи зори» – три
звезды неподалеку от Млечного Пути. Если все три светились ярко – девушки радовались, это предвещало им исполнение
желаний.
А с Федотом
связывалось распускание почек у дуба. Распустился дуб к дню
мученика Федота, стало быть, пора сеять просо.
Однако история
«соединения» мученика Федота и Семи дев непременно отмечалась
в этот день в церковном богослужении.
Жили они во второй
половине III века в Галатии, в городе Анкире (нынешней
Анкаре, столице Турции). Федот держал корчму, владел собственной гостиницей,
был женат и счастлив в семейной жизни. Уверовав в христианское учение, он
прослыл популярным проповедником и врачевателем душевных и телесных недугов.
Но наступили тяжелые
времена правления императора Диоклетиана. Начались жестокие гонения на христиан.
По всей Галатии были закрыты церкви. Федот тайно давал Приют христианам в своей гостинице. Тут
они совершали и богослужения, которые вел священник Фронтом. Среди прихожан самыми
прилежными и активными были семь дев, верховодила которыми тетка Федота Текуса.
Правителю Анкира
Фестекну донесли о тайных молебнах в гостинице Федота. Явились стражники и схватили
самых юных из христиан,
которых застали в момент богослужения, – семерых дев. Их доставили к правителю. Девы мужественно объявили ему о своей твердой приверженности к Христовой вере.
Юных христианок подвергли истязаниям, но не сломили их духа. Тогда
правитель велел отдать дев солдатам на потеху и осквернение. Текуса упала к ногам молодых воинов и, сорвав с
себя покрывало, показала им свою седую голову. Пристыженные солдаты не тронули дев и оставили их в темнице. На другой день
юных христианок решили, предать
жестокой казни. Каждой привязали на шею тяжелый камень и всех, одну за другой, побросали в озеро.
Федоту удалось
скрыться. Но предатель выдал его. После долгих истязаний Федоту отрубили голову. Он
погиб 1 июня 303 года, спустя три недели после казни семи дев. Но поскольку они состояли в одной общине и погибли за
«общее дело» – день памяти их установили
единый – 18(31) мая. Так они и вошли в христианский
календарь неразлучно – святой Федот и Семь дев.