Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Я Н В А Р Ь 23.11.24
31 января

31 января

 

АФАНАСИЙ – ЛОМОНОС

В этот день отмечают последние крепкие январские морозы. Говорили: «Пришел Афанасий – береги нос». А зимних дел у крестьянина всегда бывало много. Из малоземельных и худородных губерний на всю зиму уходили «в извоз» или на заработки «в отхожий промысел» пильщики, плотники, ледорубы, углежоги, дровоколы. И у тех, которые оставались дома, было немало забот: ездили в лес по дрова, в ближние и дальние города и посады – на торги, занимались домашним мастерством: кузнечили, валяли валенки и полости, гнули сани и дуги, плели лапти, выделывали овчины, резали деревянную посуду – деревенских промыслов было несчетное множество. Конечно же, в этот период примечалась погода каждого дня – ею нередко определялся успех дела. Трескучий мороз ограничивал активность мужика. И на Афанасия-ломоноса, когда, бывало, на дворе «мороз и железо рвет и на лету птицу бьет», приходилось сидеть дома.

Морозные дни несли убытки. «На дворе мороз, а в кармане денежки тают», – сетовали мужики. Стужа в день Афанасия-ломоноса служила недоброй приметой. Если этот день выдавался к тому же вьюжным и ветреным, то и весна, бывало, затягивалась и на содержание домашнего скота требовалось кормов больше обычного. У иных не хватало даже соломы, и приходилось разорять соломенные крыши по весне, чтобы поддержать скотину до выгона на пастбище.

Вместе с тем была от крепких афанасьевских морозов некоторая польза. Крестьяне морозили в эти дни про запас, впрок, рыбу, мясо, молоко, яблоки. А мороженая клюква считалась деликатесом. В Сибири даже и в наши дни на Афанасия наготавливают «про запас» пельменей, которые хранят в мешках в промороженной кладовке.

В студеные дни вынужденного безделья в крестьянских семьях кто-то из своих грамотеев – дедушка ли, внук ли, бегавший в церковноприходскую школу, затевал громкую читку дешевенькой книжки-новинки, привезенной хозяином с последней ярмарки. «Жития святых», читанные и перечитанные, водились в каждом доме. Известна, конечно, была и судьба какого-либо Афанасия из трех святых, память которых отмечалась в этот день. Тем более что имя Афанасий (по-гречески – «бессмертный») в святцах встречалось довольно часто, и было распространено среди сельского мужского населения. Поэтому у каждого Афанасия был свой покровитель. Одни чтили праведника Афанасия Наволоцкого, жившего в XVIXVII веках и основавшего первый монастырь в Олонецкой земле. Другие почитали преподобного Афанасия Вологодского, в те же времена подвизавшегося в Олонецкой и Вологодской землях. Но больше всех, волновала судьба святителя Афанасия Александрийского, почившего в 373 году.

В Житии говорилось, что Афанасий Александрийский родился в семье благочестивых христиан и получил хорошее образование. 21 года от роду был посвящен в сан диакона и введен в круг приближенных патриарха Александра. Благодаря своему усердию и способностям он довольно быстро продвигался на поприще священнослужения. В возрасте 28 лет Афанасий был возведен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской церкви. За время пребывания на этом посту он испытал немало невзгод и гонений. Афанасий не поладил с другими высокопоставленными священниками, был обвинен в ереси и по приказу императора Константина отправлен в далекую и глухую ссылку. Вскоре он бежал в Рим. На Римском Вселенском соборе в 343 году за Афанасия вступился архиепископ Юлий, и Афанасия признали ни в чем не виновным перед христианской церковью. Он вернулся в Александрию. Однако еще не раз он подвергался за свое «вольномыслие» преследованиям часто в то-время менявшихся императоров Византии. То его опять отправляли в ссылку, то он вынужденно скрывался сам. И в общей сложности из 47 лет своего епископского служения Афанасий почти половину провел в изгнании.

И всю жизнь Афанасий трудился над важным для летоисчисления сочинением «Описание праздников». Его книга, написанная на сирийском языке, постепенно распространилась по всему христианскому миру и стала первым сводом религиозных и народных праздников, отмечавшихся в то время у разных народов, населявших Византийскую и Римскую империи. Некоторые из них слились потом и с народными праздниками славян.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг