31
января
АФАНАСИЙ – ЛОМОНОС
В этот день
отмечают последние крепкие январские морозы. Говорили:
«Пришел
Афанасий – береги нос». А зимних дел у крестьянина всегда бывало много. Из
малоземельных и худородных губерний на всю
зиму уходили «в извоз» или на заработки
«в отхожий промысел» пильщики, плотники, ледорубы, углежоги, дровоколы. И у тех, которые оставались
дома, было немало забот: ездили в лес
по дрова, в ближние и дальние города
и посады – на торги, занимались домашним мастерством: кузнечили, валяли валенки и полости, гнули сани и
дуги, плели лапти, выделывали овчины,
резали деревянную посуду – деревенских
промыслов было несчетное множество. Конечно же, в этот период примечалась погода каждого дня – ею
нередко определялся успех дела.
Трескучий мороз ограничивал активность мужика.
И на Афанасия-ломоноса,
когда, бывало, на дворе «мороз и
железо рвет и на лету птицу бьет», приходилось сидеть дома.
Морозные дни несли
убытки. «На дворе мороз, а в кармане денежки тают», –
сетовали мужики. Стужа в день Афанасия-ломоноса служила
недоброй приметой. Если этот день выдавался к тому же вьюжным и
ветреным, то и весна, бывало, затягивалась и на
содержание домашнего скота требовалось кормов
больше обычного. У иных не хватало даже соломы, и приходилось
разорять соломенные крыши по весне, чтобы поддержать скотину до
выгона на пастбище.
Вместе с тем была от крепких афанасьевских морозов некоторая
польза. Крестьяне морозили в эти дни про запас, впрок, рыбу, мясо, молоко,
яблоки. А мороженая клюква считалась деликатесом.
В Сибири даже и в наши дни на Афанасия наготавливают «про запас» пельменей, которые хранят в мешках в промороженной кладовке.
В студеные дни
вынужденного безделья в крестьянских семьях кто-то из своих грамотеев – дедушка ли, внук ли, бегавший в
церковноприходскую школу, затевал громкую читку дешевенькой
книжки-новинки, привезенной хозяином с последней ярмарки.
«Жития святых», читанные и перечитанные, водились в каждом доме.
Известна, конечно, была и судьба какого-либо Афанасия
из трех святых, память которых отмечалась в этот день. Тем
более что имя Афанасий (по-гречески – «бессмертный») в
святцах встречалось довольно часто, и было распространено среди
сельского мужского населения. Поэтому у каждого Афанасия
был свой покровитель. Одни чтили праведника Афанасия Наволоцкого,
жившего в XVI—XVII веках
и основавшего первый монастырь в Олонецкой
земле. Другие почитали преподобного Афанасия Вологодского, в те же
времена подвизавшегося в Олонецкой и Вологодской землях. Но больше всех, волновала
судьба святителя Афанасия Александрийского, почившего в
373 году.
В Житии говорилось,
что Афанасий Александрийский родился в семье благочестивых
христиан и получил хорошее образование. 21 года от роду был
посвящен в сан диакона и введен в круг приближенных патриарха
Александра. Благодаря своему усердию и способностям он довольно
быстро продвигался на поприще священнослужения. В возрасте 28 лет
Афанасий был возведен в сан епископа и поставлен во главе
Александрийской церкви. За время пребывания на этом посту он испытал немало невзгод и гонений.
Афанасий не поладил с другими высокопоставленными
священниками, был обвинен в ереси и по приказу императора Константина отправлен
в далекую и глухую ссылку. Вскоре он бежал в
Рим. На Римском Вселенском соборе в 343
году за Афанасия вступился архиепископ Юлий, и Афанасия признали ни в чем не виновным
перед христианской церковью. Он вернулся в Александрию. Однако еще не
раз он подвергался за свое
«вольномыслие» преследованиям часто в то-время менявшихся императоров
Византии. То его опять отправляли в ссылку,
то он вынужденно скрывался сам. И в общей сложности из 47 лет своего епископского служения Афанасий почти половину провел в изгнании.
И всю жизнь Афанасий
трудился над важным для летоисчисления сочинением «Описание
праздников». Его книга, написанная на сирийском языке, постепенно
распространилась по всему христианскому миру и стала первым
сводом религиозных и народных праздников, отмечавшихся в то
время у разных народов, населявших Византийскую и Римскую
империи. Некоторые из них слились потом и с народными праздниками
славян.