Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Д Е К А Б Р Ь 25.04.24
30 Д Е К А Б Р Я

30  Д Е К А Б Р Я

 

Д А Н И И Л   И   Т Р И   О Т Р О К А

 

В христианском календаре означено множество святых, прославившихся подвигами еще за много веков до новозаветного времени. Неизвестно кем и когда были составлены их Жития, как сложились предания о них, но память их, по сей день, славят не только в церковных богослужениях, но и в народных обрядах. 17(30) декабря на Руси исстари отмечали подвиг «трех отроков». Даже сложился особый обряд, похожий на своего рода игрище.

Жили отроки еще за 600 лет до Рождества Христова. Было это в Вавилонском царстве, в годы правления. Навуходоносора.

Однажды он выступил с большим войском против Иерусалима и овладел святым городом. Завоеватели разрушили воздвигнутый еще царем Соломоном величественный храм и многих иерусалимских жителей увели в плен. В неволю, вместе с другими, попали юноши Даниил, Ананий, Азарий и Мисаил.

Среди пленников отроки выделялись здравым умом, сильной волей и твердыми убеждениями. Навуходоносор приметил их и приблизил к своему двору. Старший из пленных отроков, Даниил, скоро прославился способностями в разгадывании снов и пророчествами, а трех младших Навуходоносор велел обучать халдейским мудростям и окружить царской роскошью. Однако отроки, храня заповеди своей веры, упрямо и твердо отказывались от предлагаемых соблазнов, вели скромный и строгий образ жизни и питались только овощами и сырой водой.

Даниил превзошел всех халдейских звездочетов. За верное толкование снов Навуходоносор назначил его начальником своей сто­лицы – Вавилона.

Уверовав в исключительность собственной личности, Навуходоносор велел воздвигнуть на главной площади Вавилона свое изображение – огромную статую, и приказал всем вавилонянам воздавать ей божеские почести. Горожане покорно повиновались прихоти царя, но пленные отроки Ананий, Азарий и Мисаил решительно отвергли царский приказ, заявив о нерушимой приверженности вере своих предков. Разгневанный царь предал непокорных отроков лютой казни.

Их бросили в горящую печь, которую натопили в семь раз жарче обычного. Но ангел, посланный Богом, охладил пламя, и отроки ходили по пылающим угольям и остались невредимыми. Пораженный Навуходоносор велел им выйти из печи и скоро сам обратился к вере в истинного Бога.

Даниил и три отрока, его соплеменники, которых по-прежнему держали в плену, пережили несколько царей. При персидском царе Дарий Даниила, не угодившего новому властителю, бросили в ров на растерзание голодным львам. Однако звери не тронули пророка, и Даниил был помилован. При приемнике Дария, царе Кире, Даниила выпустили из темницы, но оставили в плену, как и трех его сотоварищей. Всё шире по земле распространялась пророческая слава Даниила. Он смело возвестил величие последнего на земле Царства – Иисуса Христа. За дерзкие пророчества персидский царь Камбиз приказал обезглавить Даниила. Вместе с ним были казнены и его верные сподвижники, оставшиеся в народной памяти отроками – Ананий, Азарий и Мисаил.

И с давних пор на Руси, чествуя подвиг «трех отроков», во многих городах и селениях стали разыгрывать их «историю». О народном «Пещном действе» – обряде, совершавшемся в память о трех святых отроках, писал еще английский купец Джайлс Флетчер, посетивший Москву в 1588 году. «Каждый епископ,– вспоминал он,– в своей соборной церкви показывает трех отроков, горящих в пещи, куда ангел слетает с церковной крыши, к величайшему удивлению зрителей, при множестве пылающих огней, производимых посредством пороха так называемыми халдейцами, которые в продолжение всех двенадцати дней должны бегать по городу, переодетые в шутовское платье и делая разные смешные шутки, чтобы оживить обряд, совершаемый епископом. В Москве царь и царица всегда бывают при этом торжестве».

«Пещное действо» во всех селениях собирало немало зевак. Из толпы непременно присоединялись к нему охотники, бравшие на себя роль «халдейцев». И обряд превращался в веселый массовый спектакль, который клал почин рождественским святкам.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг