30 С Е Н Т Я Б Р Я
С В Я Т А Я С О Ф Ь Я И ЕЕ Д О
Ч Е Р И
Почитание святой
Софьи на Руси восходит к началу распространения христианства по Русской земле.
Новгородцы утверждали: «Где София – там Русь». Среди первых храмов, возведенных в Киеве и
Новгороде, самые величественные названы ее именем. В «Повести временных лет» сказано: «В год
6545 (1037). Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии...» А спустя восемь
лет старший сын Ярослава Мудрого
князь Владимир начал строительство Софийского
собора в Новгороде. И в Киеве, и в Новгороде храмы святой Софии стали средоточием христианской
культуры. Ярослав Мудрый «любил книги
и, много их, написав, положил в церкви святой
Софии, которую создал сам». Еще раньше, будучи новгородским князем, Ярослав основал первую на Руси школу, которая затем под сенью Софийского храма стала
готовить христианских священников.
Подобные учебные
заведения вскоре были учреждены в Киеве и других русских городах. В Киеве же в
1051 году «Поставил Ярослав Илариона митрополитом, русского родом, в святой
Софии».
Так Киевский Софийский собор, под сводами которого был избран первый русский,
не «призванный из греков» святитель, возглавивший на Руси православную церковь,
стал центром русской христианской митрополии. Все эти важные события, происходившие в
первое столетие только что крестившейся Руси и связанные с именем Софии, выделили ее
вместе с дочерьми-мученицами из ряда других святых. В народе Софию нарекли
мудрой, покровительницей
христианской культуры не только из-за ее причастности к распространению богословия,
но и как мать, воспитавшую трех дочерей в христианском благочестии и
высокой духовной
стойкости.
Предание повествует,
что еще в девичестве приняв христианство, римлянка София назвала своих дочерей
именами высших христианских добродетелей – Верой, Надеждой, Любовью. Оставшись вдовой с
тремя дочерьми, София прослыла страстной проповедницей учения Иисуса
Христа. Ее дочери сердечно восприняли от матери самые добрые и благодатные
качества христианской нравственности, неутолимую жажду к духовному совершенству.
Слух о чудесных
девочках дошел до императора Адриана, и он велел доставить Софию с дочерьми к
нему. Перед грозным императором, как сказано в предании, девочки стояли «без
всякой боязни и смотрели на всех веселым взором, как будто они были призваны на
пир». Происходило это в 137 году, и было Вере – 12, Надежде – 10, а Любови –
9 лет.
Императорские жрецы
потребовали от Софии и ее дочерей, чтобы они публично
отреклись от Христа и принесли жертву богине Артемиде. Но они решительно отказались.
Тогда девочек отдали палачам...
Нашим
современникам, изнеженным и слабодушным, искалеченным уродливыми нравами
Советской власти и пороками коммунистической морали, восхваляющей предательство
и двуличие, чужда и непонятна духовная стойкость первых христиан, бесстрашно клавших
голову на плаху во имя своей святой убежденности.
Боль пыток и
неотвратимая угроза смерти не сломила даже детские души Софьиных дочерей. Их
жестоко истязали на глазах у матери. Но и она держалась с невиданным мужеством.
«Веру раздели
донага и били без всякого милосердия», а потом положили на раскаленную
железную решетку, на которой она лежала два часа. После этого девочке отрубили
голову. Так же истязали и казнили
и двух младших дочерей.
Пытали и Софию. Она
не отреклась от христианской веры и твердо заявила, что готова разделить участь
своих безвинных дочерей.
Изумленные стойкостью женщины, палачи пощадили мать и отдали ей тела казненных
дочерей. София сложила всех трех в общий
ковчег и отвезла за город. На высоком месте она вырыла общую могилу и с помощью добрых людей-единоверцев похоронила останки дочерей-мучениц. И осталась у
свежей могилы, вознося молитвы.
Так она сидела три
дня, пока ее душа не соединилась с душами дочерей. Ее тело погребли в одной с ними
могиле.
Подвиг Софии и ее дочерей высоко возносится во всем христианском мире. В
777 году папа Римский Адриан отдал мощи святых мучениц страсбургскому епископу
Реминио, который поместил ковчег с останками Софии и ее
дочерей в церкви города Эша, там он и хранится по сей день.
Однако не
католическое, а православное христианство отдает наибольшие почести Софии и ее дочерям. Во все времена среди российских женщин
большой популярностью пользовались имена Софьи, Веры, Надежды и Любови.
Имя и «прозвание»
человека в репутации, в его общественном положении всегда имело важное
значение. Недаром говорилось: «Людей именуют по имени и прозванию, чествуют
по отчеству, величают по званию и сану». Имя, взятое из святцев, называлось «реклом». И
бывало, человек носил два имени. В качестве «рекла» женщины нередко предпочитали
имя – Софью, синоним мудрости, Веру, Надежду или Любовь – они как бы
обозначали преобладание будущего душевного свойства женщины. Любопытная статистика
указывает: в конце XVIII века на Дону и в Нижнем Поволжье трех
женщин из ста звали Софьями. А в конце прошлого и начале нынешнего веков Софьями стали
две из ста, а Вер, Надежд и Любовей – более трех.
В день памяти
святой Софии и ее дочерей-мучениц в российских селениях
устраивались «вселенские бабьи именины». Было принято чествовать, угощать пирогами
односельчанок, которых звали Софьей, Верой, Надеждой и Любовью. Пирог и поныне
остается
главным гостинцем имениннице или имениннику. И именины праздновали обычно
три дня. Так и говорили: «Добрый именинник до трех дней». А «бабьи именины» в
честь материнской Мудрости и женских Добродетелей праздновались особенно широко и
щедро.