30 А П Р Е Л Я
З О С И М А - П Ч Е Л Ь Н И К
Пчел водили на Руси с
незапамятных времен. Еще у древних славян и разноплеменных обитателей Поволжья
широко было
распространено «бортничество» — промысел меда диких пчел «в бортях» —
естественных древесных дуплах и колодах. Постепенно земледельцы «приручили» пчел и
стали разводить их на пасеках, в специальных ульях, наиболее удобных для продуктивной
работы с насекомыми.
Неутомимые медоносные работницы особо
чтились крестьянами. Пчелу называли «божьей
угодницей», которая «трудится людям на потребу, Богу на угоду». Пчел
оберегали, искусство разведения пчел высоко ценилось. И конечно,
пчела-труженица нуждалась в постоянном
небесном покровительстве, как всякая живность
в крестьянском хозяйстве. В конечном счете, попечителем над пчелами русские крестьяне избрали святого
Зосиму, игумена Соловецкого, и он
получил прозвище «Зосимы-пчельника». Его имя появилось в поговорках и приметах,
относившихся к делам с пчелами:
«Зосима цветы пчеле ростит, в цветы меду наливает»,
«Рой роится — Зосима веселится», «Без Бога ни до порога, без Зосимы — ни
до улья», «Зосима пчелу бережет», «Что у
пчелы в соте, то Зосима дал», «Зосима вместе с пчелой Богу свечу лепит».
Одна из примет
гласила: «Мало на пчелах убыли за зиму — к урожаю гречи, много убыли — греча не
уродится».
Монах Зосима оставил
заметный след в истории нашего Отечества. Творением его рук держава наша многие годы пользовалась и во славу себе, и на свой позор. Зосима
основал Соловки.
Раннее
обстоятельное жизнеописание преподобных Зосимы и Савватия
составил соловецкий игумен Досифей.
Но с историей
основания Соловецкого монастыря связана судьба трех подвижников. Третьего
звали Германом. С него эта примечательная история и началась.
Первым на диких и
необитаемых Соловецких островах побывал уроженец Тотьмы инок Герман,
искавший уединения. Однако он не выдержал
одинокой жизни в суровом краю и, покинув острова, обосновался на берегах речки Выг,
которая впадала в Выг-озеро.
О существовании Соловков известно было в некоторых северных монастырях.
Прослышал о диких и богатых всякими угодьями островах в Белом море и бывший инок
Кирилло-Белозерского монастыря Савватий. В поисках
затворнической жизни он прожил некоторое время на острове Валааме в Онежском озере, но не удовлетворился
здешними условиями и решил перебраться на манившие его Соловки.
Однако нужен был
верный и надежный спутник, единомышленник. В поисках его Савватий
прознал про Германа, пришел к нему на Выг-реку и уговорил вернуться на Соловки вдвоем. Было это в
1429 году.
Срубили они на самом
большом острове, на берегу под Секирной горой, по келье, обустроились
и стали осваивать ближайшие островные окрестности. И хотя богаты были острова дичью, рыбой,
грибами и ягодами, хлеб, овощи и другие припасы все же приходилось пока возить из
Онежского городка или других селений Поморья, до которых было два дня пути. За припасами,
одеждой и необходимыми в отшельнической жизни посудой и инвентарем ездил
молодой и выносливый Герман. Так они прожили шесть лет.
В 1435 году, во время
очередной отлучки Германа на Онегу, Савватий захворал. Убоявшись
смерти в одиночестве, он поспешил перебраться поближе к людям, на Побережье. Достиг
только деревни
Сороки и тут умер. Потеряв сотоварища, Герман на Соловки не вернулся и опять обосновался
на Поморье. И тут его в 1436
году нашел другой подвижник, стремившийся на заманчивые Соловки, — Зосима.
Это был энергичный,
предприимчивый, волевой и грамотный деятель православной веры. Родился он в селе Толвуе, которое и по сей день стоит на берегу Онежского озера
перед входом в Повенецкий залив. С детства полученная
закалка в условиях северной
природы, не останавливала его ни перед какими препятствиями и испытаниями. И Герман охотно последовал за новым отважным спутником.
Они выбрали себе на
прежнем острове другое место и поставили другие кельи. Скоро к ним присоединился
богатый поморский рыбак Марк. Его примеру последовали еще несколько молодых подвижников.
Иноческое поселение стало разрастаться. Неторопливые и основательные в своих делах
поселенцы поставили церковь Преображения, затем возвели общую обитель. Так возник монастырь. Для
освящения первого Соловецкого храма из Новгорода приехал архиепископ Иона. Он
вскоре прислал и первого
игумена — иеромонаха Павла.
Не вынес, однако,
игумен Павел суровых условий соловецкого бытия и уехал
обратно в Новгород. Тогда монастырская братия единодушно избрала игуменом Зосиму.
Поскольку официального сана он не имел, пришлось ему ехать в Новгород, провинцией которого
считался и весь Беломорский край. Тут Зосима торжественно был рукоположен в
священники. Новгородцы — бояре и «гости» — приветствовали и щедро одарили новоустроенный Соловецкий
монастырь. Зосима вернулся с богатыми пожертвованиями: с деньгами, одеждой,
посудой, съестными припасами.
А в 1465 году Зосима
перенес с берегов речки Выг, где был похоронен Савватий, его мощи. Их положили в особо возведенной часовне для
поклонения паломников, число которых множилось год от года.
И хотя население монастыря разрасталось,
жизнь на Соловках не становилась менее
суровой. К тому же с некоторых пор
она омрачилась возникшей тяжбой с жителями Поморья, которые, видя экономическое процветание обители
на островах, вдруг заявили свои
претензии на природные богатства и угодья Соловков.
Поморцы даже пригрозили разорить монастырь, если не удовлетворятся их завистливые претензии.
Зосима поехал с
челобитной в Новгород, которым в то время правила известная Марфа Посадница. Будучи
женщиной властной и высокомерной, она не только отказалась принять соловецкого игумена, но и велела
прогнать его .от ворот с бесчестьем.
Влиятельный
новгородский епископ принял сторону монастыря, вступился за
Зосиму. Его поддержали и авторитетные горожане. И Марфа устыдилась и раскаялась в своем
неправедном поступке и попросила у Зосимы
прощения. Он получил из рук Марфы грамоту на вечное владение всеми Соловецкими
островами. Марфа даже пожаловала монастырю свои беломорские волости: Кемь и Суму. Зосима
предсказал ей: «Ее дние грядут, иже дому сего житие не исследят
стопами своими двора сего, и затворятся двери дома сего, и к тому не отверзутся и будет двор их пуст». Его предсказание
сбылось: блистательное и уверенное правление Марфы оборвалось трагически.
Умер Зосима, окруженный всеобщим уважением и доброй славой, оставив
преемником верного ученика Арсения. Русь обязана была его самоотверженному
подвижничеству освоением беломорской жемчужины — достославных Соловецких островов. В 1547 году Вселенский
собор канонизировал Зосиму, объявил его святым. «Но почему Зосиму прозвали пчельником?
— спросит читатель.— Почему он избран покровителем пчеловодов?»
Верующие крестьяне
благолепно почитали каждого святого. Однако же день памяти наиболее известного или
полюбившегося
христианского подвижника, выделяемого церковными службами, они как-то
само собой связывали со своими хозяйственными заботами, и «избранный» доброй молвою
святой становился «соучастником», крестьянских дел, сельского бытия. Не упускались, конечно, из
виду земные дела небесных покровителей. Зосима, основав монастырь, заботился о
хозяйственном обустройстве обители. Он был одним из сельских практиков, разводивший пчел на
северных Соловецких островах. В сказаниях о Зосиме отмечено и это его важное
достижение. Он водил пчел еще в отшельнической жизни, как все тогдашние
отшельники,
потому что мед был основным продуктом их питания. Приспособился он к этому
искусству и на Соловках.
Но не только за это
прозвали Зосиму пчельником. Его прозвище имело и символическое значение. Он
остался в истории человеком,
сумевшим в трудных условиях создать трудолюбивый,
подобно пчелиному рою, человеческий «улей» — Соловецкий монастырь, превратившийся со временем в одну из
самых мощных северных крепостей Русского государства. И еще при царе Алексее Михайловиче та крепость-обитель снискала к себе
также известность самой мрачной
российской тюрьмы, долгие годы оставаясь таковою и после революции, в наши времена.