29
И Ю Л Я
А Н Ф И Н О Г Е Н
Жатва хлебов в
средней полосе России прежде начиналась с середины июля. Поскольку с 1918 года
российский календарь передвинулся на 13 дней вперед, то и день святого Анфиногена, «зачинавший» уборочную страду, в тех местах
утратил свое «стартовое» значение. Комбайны на поля тут выезжают, как и прежде, в середине
июля, а Анфиноген теперь починает косовицу хлебов в северных
областях да в Сибири. Но, слава Богу, и сибирское хлебное
поле у нас обширное. Ныне зауральские да алтайские земледельцы дают России чуть ли не половину ее хлебных запасов. Так что и ныне священномученик
Анфиноген остается
крестьянским заботником на хлебной ниве в горячую пору жатвы.
Севастийский епископ Анфиноген
был тоже сеятелем. Семена христианского
благочестия и добродетелей, которые он щедро распространял в народе,
давали густые и мощные всходы. Языческий правитель
Филомарх, каждодневно теряя число своих сторонников, охотно воспринимавших учение Иисуса Христа и умножающих христианскую общину, велел схватить Анфиногена.
Но епископ, предупрежденный о
грозившей ему опасности, успел скрыться с помощью своих единоверцев. Тогда
стражники принялись хватать его
учеников. Однако в их руки попало только десять христиан, недавно обращенных Анфиногеном
в новую веру. Их приговорили к
смертной казни.
Узнав об этом, Анфиноген
сам явился на суд Филомарха. Приняв все обвинения на себя, он попросил отпустить
безвинных. Жестокий правитель велел казнить всех. Когда на глазах Анфиногена под ударами мечей пали его ученики, он сам положил голову на плаху. Начинался еще только четвертый век от
Рождества Христова. В Севастии было уже много анфиногеновых
учеников, и среди них скоро нашлись
такие же сеятели, как и он.
Почитая Анфиногена, крестьяне связали с его именем переломный рубеж лета.
Пернатое население лесов и озерных зарослей обзаводилось гнездами и начинало
заботиться о потомстве. «На Анфиногена пташки
задумываются», – говорили в народе.
Жаркая погода
ускоряла созревание зерна в колосе. «Финогенов день к Илье Пророку навстречу идет –
жнитво с солнышком блюдет». Предстоящей страде нужны были тихие и солнечные
дни.
Мужики знали: «На Финогена молись солнышку – проси Бога о ведрышке», потому
что опыт утверждал: «Финоген с теплом – уберешься с жнитвом», а то ведь известно было: «Финоген
с дождем
– копногной», в дождливую жатву хлеб и в снопе прорастает.
Начинали жатву с
присловьем: «Первый колосок Финогену, последний – Илье на
бороду». Так и делали. В первый день жатвы, которую начинали старшая
из женщин в семье или старший из мужчин. Если выходили в рожь с крюками, оставляли на корню несколько «волошков» хлеба – Илье Пророку в подарок, чтобы погодил
со своими громами да дождями, позволил снять хлеб с корня, убрать снопы в ригу или
сложить в непромокаемые «крестцы» и «бабки».
Самый первый,
«зачинный», сноп в этот день с песнями несли на гумно. Его обмолачивали первым, а
соломой от первого снопа кормили
больную скотину – верили в целебную силу Анфиногенова снопа, Зерно же, вымолоченное из первого снопа, берегли до весны или, если то была рожь, – до озимого
посева. Им и наполнял сеятель первое лукошко, выходя на разделанную под посев пашню.
С Анфиногена начинали и лесную жатву. «Парной туман над лесом
– грибы пошли», – радовались селяне. Краснели от ягод лесные поляны,
тяжелели малинники. Ребятишки первыми устремлялись в ягодники.