29
И Ю Н Я
Т И Х О Н О В Д Е
НЬ
И к этому дню были
придуманы поговорки: «У Тихона тихо не лихо, а смиренье прибыльнее».
Говорил Тихон:
«Содом, где лихо, а укром, где тихо. И тих, да лих, а
криклив, да благодушен».
А примета указывала:
на Тихона певчие птицы затихают, кроме соловья, – тот поет до Петрова дня. (После Тихона дня следующий – Петров день – день памяти апостолов
Петра и Павла, 12 июля по новому
стилю.)
На святого Тихона солнце тише идет.
Наверное, мало кто
задумывался, что в этот день церковь отмечала память сразу трех Тихонов. Впрочем, каждый прихожанин чтил «своего» святого, к нему и относил этот день.
Одни чтили святого
Тихона чудотворца, епископа из города Амфунта, расположенного на Кипре. Во времена Тихона на острове было немало язычников, и он ревностно и усердно
обращал их в христианство. В благочестивых трудах Тихон дожил до глубокой старости и умер в 425 году.
Другие молились чудотворцу Тихону Калужскому.
Его Житие сгорело во время опустошения
литовцами Калужского края в 1610
году. Осталось лишь предание, согласно которому Тихон начал отшельническую жизнь, поселившись в дупле
старого дуба на берегу речки Выпрейки. Он терпеливо сносил тяжкие лишения и невзгоды, питался лишь дарами леса: съедобными
травами, ягодами, грибами и орехами, добывал мед диких пчел. К нему
постепенно присоединялись другие, искавшие уединения.
С помощью многотерпеливых сподвижников
Тихон устроил обитель в честь Успения Богородицы, которая постепенно
наполнялась новыми поселенцами и
превратилась в Тихоно-Успенскую пустынь. Избранный ее настоятелем, Тихон управлял обителью до глубокой старости. Умер он в 1492 году схимником и уже в
годы царствования Ивана Грозного стал
именоваться преподобным.
Такого же звания был
удостоен и третий Тихон, выходец из Литовского княжества и в молодости
прославившийся ратными подвигами. Однако в зрелые годы он оставил военную службу, удалился в
Москву и тут принял монашество. Уединившись, поселился в лесу на речке Лухе, где прожил,
почитаемый паломниками, до
преклонных лет. После кончины Тихона на месте его кельи основали
Луховскую обитель.
Три Тихона, трое
неприметных святых. Сошлись в народном календаре в один день и увековечились, наделив
этот день, сами того не ведая, своеобразным, неповторимым и необъяснимым обычаем.
Тихоновы дни
совпадали с началом прополки огородных грядок. А прополка их всегда была девичьей
обязанностью. В поволжских краях перед прополкой овощей девушки поочередно собирались гурьбой в глухую полночь на своих
огородах и, обнажившись, обегали гряды.
Считалось, что «обегание чистых непорочных дев» уберегало овощные грядки от всяческих худых
напастей: и червь их не трогал, и
лютые медвяные росы не нападали, не припекало
грядки солнышком, не заливало дождиком.
Назначенная ночь
«обегания» держалась в строгом секрете, и поэтому никто из односельчан никогда не видел обнаженных девушек, обегавших грядки. Однако дотошные парни обычно
прознавали про намечавшуюся ночь «обегания» и заранее
старались затаиться поблизости за
плетнем в крапиве или бурьяне, чтобы углядеть во тьме недоступную девичью красоту, какую ее «Бог создал без покрова». Увлеченные обеганием, девушки
завершали свой обряд веселыми
шутками и песнями. И случалось, не замечали наступления рассвета. В эту короткую летнюю ночь на заре иным озорным парням удавалось разглядеть у
которой-нибудь красавицы особую
примету, родинку, например, в скрытом месте. Это потом долго служило поводом для шутливых безобидных интриг и подначек. Могли ли
старцы Тихоны, строго глядя с икон, укорить неугомонную сельскую молодежь за соединение их благочестивой памяти
с невинной забавой?