29 января
ПЕТР
– ПОЛУКОРМ
Странное название
этого дня расшифровывается просто: к этому времени обычно в крестьянских хозяйствах
выходила половина хлебных припасов и
кормов. И конечно, каждого хозяина охватывала
озабоченность: а долго ли еще продлится зима и хватит ли хлеба до новины, а кормов до выгона скота на пастбище? В губерниях средней полосы России, в Подмосковье
и на Верхней Волге, где возделывали
лен, он был основной культурой, на которой
держалась экономика крестьянского хозяйства. Будущее благополучие определялось поговоркой: «Коли
есть во льну метла
да костра – будет хлеб до Петра, а синец да звонец доведут хлебу конец».
День Петра-полукорма
был в христианском календаре особым приметным
днем. Начинался он с утренней службы, посвященной памяти «первосвященника» христианской церкви
апостола Петра и завершавшейся выносом
его вериг на поклонение верующим.
О каких веригах идет
речь?
Обратимся за разъяснениями к «Настольной
книге священнослужителя». Вот что там
сказано по этому поводу: «Около 42
года апостол Петр по повелению Ирода Агриппы был
заключен в темницу за проповедь о
Христе Спасителе. В темнице он был
связан двумя железными цепями. Ночью, накануне суда над ним, Ангел Господень
снял с апостола эти цепи и чудесно вывел его из темницы. Христиане,
услышав о чуде, взяли вериги (цепи) и хранили
их как драгоценность. Одержимые разными болезнями, приходя к ним с верою, получали исцеление. Вериги святого апостола Петра хранились в Иерусалиме до
патриарха Ювеналия, который подарил их Евдокии, супруге
императора Феодосия Младшего, а она в
437 и 439 годах перенесла их из
Иерусалима в Царьград. Одну веригу Евдокия послала в Рим своей дочери Евдоксии,
которая построила храм во имя апостола
Петра и положила веригу в нем. В Риме были также и другие вериги, в которых находился апостол перед своей кончиной при императоре Нероне».
В память о рассказанных событиях и
отводятся 29 января утренние службы во всех
христианских церквах. В иных местах молебен завершается церемонией
«выноса вериг апостола Петра» на поклонение
верующим.
И все же
хозяйственные заботы крестьянина после церковного богослужения
издавна обращались в этот день на положение дел в собственном дворе. Петр-полукорм
приметился именно
тем, что он делил зиму на две части: одна, прошедшая, была известной и вполне утешительной – «слава Богу
– прожили», а следующая половина
тревожила своей неопределенностью:
«далеко ли до весны?». Если зима затягивалась, хлеб приходилось покупать, а цены на зерно, как известно,
к весне поднимались. Товар же у крестьянина в Подмосковных и верхневолжских губерниях, который он мог по осени
вывезти на торги, был
преимущественно один – лен. Качество волокна определяло стоимость льняной продукции и
в конечном счете достаток крестьянской семьи. День Петра-полукорма
был гранью.
Лен, засоренный
другой травой – «метлой», с толстыми лубяными стеблями, которые
при трепании давали много «костры», считался малоценным в
торговле и не сулил прибыли льноводам. И уж совсем было худо, если вырастал лен с
волокном синего отлива – «синец»: его трудно
было отбелить, да еще «звонец» – короткостебельный,
густо унизанный семенными головками, которые «звенели» во время
трепания. За такой лен, из которого нельзя
было получить хорошего полотна, платили на торгах и вовсе гроши. Вырученных за
«синец и звонец» денег едва хватало на хлеб до Петра-полукорма.