28 С Е Н Т Я Б Р Я
Н И К И Т А Г У С Я Т Н И К
«С Никитина дня вся
лесная нечисть мертвым сном засыпает, и водяной, и болотные, и бесовские красавицы –
все до единого сгинут... На покой христианским душам спит окаянная сила до самого вешнего Никиты, а с ней заодно засыпают и гады земные, змеи,
жабы и слепая медяница...» – говорится об этом приметном дне в романе «В лесах» П. И. Мельникова (Андрея
Печерского).
В народе день
великомученика Никиты назван «Гусиным днем». Гусиному «роду» посвящены все поговорки
этого дня:
И гуся на свадьбу
тащат, да – во щи.
Иного употчуешь кусом, а иного не употчуешь и гусем.
Лейся беда, как с
гуся вода.
И большому гусю не
высидеть теленка.
То-се говоря, да гуся в голову.
Подтверждались приметы:
Гусь и утка ныряют – на дождь.
Гусь лапу поджимает
– к
стуже.
Гусь под крыло нос
прячет – к холоду.
Гуси хлопают
крыльями — к морозу, полощатся – к теплу.
В течение года
православная церковь отмечает память тринадцати святых Никит, но мученик был
один, неведомый русскому крестьянину вестготский воин. Он проповедовал учение
Христа среди соплеменников и
был казнен за это своим вождем Атанарихом в 372 году. Но имя Никита исконне считалось
русским, в каждой деревне было несколько Никит. Совпадал день памяти
вестготского воина с доброй порой окончания
всех сельскохозяйственных работ. Так
что праздник в это время был очень кстати.
Каким же образом был
связан Никитин день, изводивший всякую лесную и домашнюю «нечисть»,
с гусиным «племенем»? В народе бытовало поверье, что все пропажи водоплавающей птицы на прудах,
озерах и реках – злодейские дела «водяного», а хвори и
порчи на гусей напускал «домовой». Поэтому в Никитин день «на прощание»,
до будущей весны, крестьяне старались задобрить «хозяина вод».
В этот день в
крестьянских дворах начинался забой гусей, откормленных за лето: на продажу, на
собственный стол. Выбирали гусенка поплоше, забивали его и безголовую гусиную
тушку бросали
в реку или в пруд – «водяному», чтобы не губил впредь водоплавающую пернатую
живность. А гусиную голову несли в избу и кидали под печь – «домовому», чтобы не обижался.
Поверье было не то
чтобы серьезное, в массе своей крестьяне не очень-то верили в существование и козни
нечистой силы, но обряд «общения» с ней был веселым, с шутками и прибаутками
и разными затеями. Эти игровые обычаи служили забавным оформлением застолья, в
центре которого оказывался долгожданный, жирный, румяный и аппетитный гусь под добрую
хмельную чарку.
В стародавние
времена крепостного права в Никитин день крестьяне подносили барину и барыне гуся с
гусыней. Тот обычай и породил сказку о том, «как мужик гуся делил».
Гусь в Никитин день
служил не только лакомством, но и лихой забавой. На сельских и городских площадях,
даже в Москве и Петербурге, любители острых ощущений, в большинстве своем молодежь из
купеческого и мещанского сословия, устраивали потешные «гусиные бои», своего рода
«русские корриды». Для подобных
зрелищ даже вывели особую породу «бойцовых» гусей. Их разводили в Подмосковье и верхневолжских губерниях. Особенно
славились арзамасские «бойцовые гуси» – устрашающего вида птицы. Они отличались сильными крыльями и
массивным коротким и толстым клювом. Наиболее подходящими считались гусаки весом 12–17 фунтов, наделенные злобным и
агрессивным нравом. Перед боем гусей
обрызгивали медом, что считалось раздражающим
средством.
Гусиные поединки на
Никитин день собирали множество зевак и азартных поклонников. Под улюлюканье
распаленной толпы стравливались откормленные пернатые «бойцы», назначались отчаянные
ставки, летели перья, кипели страсти. О «победителях» и их владельцах писали
даже газеты...