28
А В Г У С Т А
У С П Е Н И Е
Этим праздником
завершался долгий, двухнедельный летний Успенский пост. Он не был тягостным, хотя и
выпадал в пору напряженных и неотложных полевых работ. Да и
мастеровой народ – ремесленники, кузнецы,
плотники, гончары, мукомолы, сапожники,
портные и многие прочие – были предельно заняты своими делами. В трудовых заботах лишения в угоду Богу незаметны. К тому же
и многолетний житейский опыт показывал, что организм, не обремененный мясной и жирной
пищей, не теряя мышечной силы, приобретал легкость и подвижность и быстро восполнял
утраченную энергию. А в дни жатвы пищи уже и без мяса было вдоволь.
Успение – один из
«двунадесятых» праздников, в народе его называли «великой пречистой», день упокоения
Богородицы. Был он наполнен
и грустью, и радостью. Грустили по поводу кончины Богородицы, радовались, что
не осталась она во гробе, но воскресла, вознеслась на небо и оттуда уже не скромной девой
Марией, а царицей небесной защищает всех чтящих и любящих ее.
О земной жизни и
обстоятельствах смерти матери Иисуса Христа известно мало. До нас дошло несколько отрывочных сведений о ней, сообщаемых в Деяниях апостолов, и
апокрифическое, официально не
признанное церковью сочинение анонимного
автора «Об успении Марии». Они позволяют составить довольно простую историю ее жизни после казни ее
сына – Спасителя.
Когда Мария вместе с
апостолом Иоанном стояла, как он сам потом поведал в своем Евангелии, у подножия креста, на котором был распят Иисус Христос, Спаситель за несколько минут до своей смерти поручил Марию попечению любимого ученика Иоанна и сказал ему: «Се мати твоя».
После Мария десять лет жила с апостолами
в Иерусалиме. Потом она переселилась в
малоазиатский город Эфес, который прославился
одним из семи чудес света – храмом Артемиды, а в то время был также одним из центров христианства. Живя тут,
Мария проповедовала учение своего сына-мессии.
В преклонном
возрасте Мария предприняла путешествие на остров Кипр, где епископом был Лазарь,
когда-то воскрешенный Иисусом Христом, его близкий друг.
Последние свои годы
Мария провела в Иерусалиме и часто общалась с апостолом Лукой, который многое с
ее слов записал в своем Евангелии.
За три дня до кончины
к Марии явился архангел Гавриил и предупредил ее об этом. У ее одра к часу
успения (не смерти, а лишь временного отделения души от тела) собрались
апостолы. И вдруг «необыкновенный свет осиял комнату», где лежала Божья матерь. «Сам
господь Иисус Христос явился и принял ее причистую душу, а тело ее апостолы погребли
в Гефсиманской пещере, где покоились тела ее родителей и праведного Иосифа».
А на третий день
прибыл опоздавший апостол Фома. Он попросил открыть гроб, чтобы попрощаться с
усопшей. Но гроб оказался
пустым. «Апостолы стояли в недоумении. Вдруг им явилась сама Божья матерь и сказала: «Радуйтесь! Я всегда буду вашей молитвенницей перед Богом».
С давних времен
Успение на Руси был праздником, знаменовавшим окончание жатвы хлебов, венцом
годовых забот земледельца. Потому поставлен он был в ряд великих празднеств.
Во многих местах
Средней России крестьяне, начиная жатву, оставляли на самой тучной ниве несжатую
кулижку – на один сноп. Его дожинали на Успение – в довершение страды. Вязали сноп – именинник
украшали его лентами и монистами и несли домой, порога именинный сноп встречали с
песнями, окропляли святой водой хранившейся с «Иордани» – с Крещения.
После торжественного
молебна в церкви совершался крестный ход на опустевшие поля – в благодарность за
снятый урожай и за будущий
В канун Успения, если
отдельные семьи – бедные, вдовьи или солдатские не успевали управиться с
жатвой к празднику, в селе устраивали «помочи» – всем миром выходили на их
нивы, чтобы не прогневить
Богородицу своим нерадением к нужде ближних,
угодить общим милосердием.
В день Успения устраивали
мирской пир, пекли пироги из новой муки, варили братское пиво. Возле именинного снопа на дворе до позднего
часа шумело веселье. Молодежь водила хороводы. Молодые жницы
пели-приговаривали:
Жнивка, жнивка, отдай мою силку,
на пест, на мешок, на колотило, на молотило
да на новое веретело.
Много крестьянке
требовалось новых сил после тяжкой, изнурительной жатвы: и работа пестом – крупу
рушить и мешки ткать, шить, чинить, и лен трепать, «колотить», и всю зиму цепом работать в риге – молотить, и прясть
в долгие зимние вечера. К «жнивке»
обращались, а шептали молитву Богородице, женской заступнице.
Потом дожиночный
сноп вносили в избу и ставили в переднем углу. И он еще служил практическому
крестьянскому делу.
В конце зимы
именинный сноп обмолачивали. Но предварительно вытаскивали наугад три колоска.
Извлеченные из них зерна сеяли в ящичке, дожидались всходов и по ним определяли будущий урожай.
Наилучшие всходы из первого колоса сулили тучный урожай хлебов раннего сева. А
если лучшие всходы давал третий колос – следовало ждать хорошего урожая от позднего посева. Это чисто мистическое
«гадание» привело потом наиболее
наблюдательных и практичных крестьян к открытию важного агротехнического приема, который впоследствии получил научное объяснение и обоснование.
Со временем
крестьяне стали сеять в ящички считанное количество семян, отбирая для этого
наиболее крупные зерна. Быстрота всходов указывала на энергию прорастания семян, а по числу появившихся
ростков в сравнении с количеством посеянных зерен крестьянин определял
жизнеспособность семян и в зависимости от этого высчитывал норму высева на поле. Еще до того, как этот
прием попал в научно разработанную агротехнику, среди крестьян он получил четкое
определение в форме категоричной и мудрой поговорки: «От худого семени не
жди хорошего племени». Яркий
пример движения опыта в науку.
День Успения
считался последним летним днем. И на Успение вечером впервые в избах «вздували
огонь» – зажигали лучину, лампу или свечу – и ужинали при свете. И ужин был особый,
«успенский»,
чаще всего – кислое молоко с толокном.
Наступала пора
осенних забот – приборка урожая, заготовка плодов лета впрок, на зиму. Поэтому
примечали погоду на Успение. Считалось: если в этот день погода тихая и ясная
– и осень
будет такой же.
Уходил праздник
Успения. Но не покидало селян праздничное настроение. Завтрашний день ожидался столь же
светлым и величальным. Он посвящался Иисусу Христу и
назывался третьим Спасом. Днем величания нерукотворного образа Спасителя.