28
И Ю Л Я
У Л И Т А И К
И Р И К
Так звали мать и сына, живших
в годы правления римского императора
Диоклетиана. В апокрифическом Житии описаны жестокие и изощренные пытки, которым подвергали их лютые Императорские палачи.
Собственно, преследованию и пыткам была подвергнута мать за ее упрямую приверженность христианской вере, за проповедническую активность. Чтобы усилить
ее мучения и сломить дух и волю, на
глазах Улиты пытали и ее сына, которому
было всего 2 года и 9 месяцев от роду.
Особенно жестоко
истязали палачи ребенка. Надевали ему на головку раскаленный обруч, бросали Кирика в котел с кипящей смолой и, в конце концов, пригвоздили
ребенка к высокому дереву. Мальчик оказался даже более стойким, чем мать. В Житии он
изображен
одаренным необыкновенной мудростью и божественной силой. Он удержал
мать, которая, видя его мучения, готова была отречься от христианства, лишь бы
избавить сына от нечеловеческих
мучений. И в день богослужения в их память, в честь младенца Кирика ныне возносится особая
молитва. Особо помянут он и в народном
календаре.
Середина июля обычно
отличается грозами и ливнями, которые приходятся совершенно некстати, потому что к
этому времени поспевают ранние хлеба и начинается жатва. Ливни с ветрами не только мешают
жатве, но и наносят непоправимый вред посевам: высокорослая рожь и тонкостебельная
пшеница спутываются и полегают, ветры выбивают зерно из колосьев, и хлебопашцы несут немалый урон.
Поэтому в старину 15-й день июля (28-й по н. ст.) называли «Кирики-мокродырики». «Кириков день на все мокро».
Июльские грозы редко
проходят одним часом. Обычно они захватывают два-три дня. И крестьяне ко дню
Улиты и Кирика присоединили и следующий, такой же грозовой
день – памяти мученика Калинника, жившего в III—IV веках. В народных приметах и поверьях дни этих святых
соединились в единое целое, как соединены, например, дни Аграфены Купальницы и Ивана Купалы.
Летняя июльская гроза – коварное и опасное природное явление. Человек,
застигнутый мощной грозой в поле, оказывается беспомощным и беззащитным перед
неукротимой силой стихии. А суеверие прибавляло страху. Оттого, видно, и родилось
суеверное
предостережение: «Не жни на Кирика и Улиту – маньяки увидишь». Маньяками
называли страшные видения, призраки.
Чаще всего «маньей»
в поле перед перепуганными насмерть жницами являлась уродливая старуха с клюкою,
которая бродила по свету в поисках погубленного ею сына. С этим поверьем был связан и день Калинника. Говорили:
«Пронеси, Господи, Калинники мороком».
Морока – колдовской мрак, грозовая туча, проходившая без грозы и ливня, но нагонявшая немалый страх на женщин, работавших в поле.
От этих страхов было
только одно спасение – в день Улиты и Кирика и
Калинника не работали в поле. Это были несчастливые дни.