Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М А Р Т 29.03.24
28

28     М А Р Т А

 

А Л Е К С Е Й  Б О Ж И Й  Ч Е Л О В Е К

 

В народе у этого святого несколько прозвищ: Алексей Теплый, Алексей-с гор потоки.

Откуда же взялось первое? Что значит «божий человек»? На Руси «божьими людьми» называли юродивых, праведников. У Вл. Даля «юродивый» — безумный, божевольный. «Народ считает юродивых Божьими людьми, — разъясняет далевский Толколый словарь, — находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже предчувствие или предвидение: церковь же признает и юродивых Христа ради, принявших на себя смиренную личину юродства». Разве не таким предстает перед зрителем образ Юродивого в знаменитой опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов»? Своею отважной мудростью он наводит страх даже на царя.

Преподобный Алексей — личность реальная, он умер в 411 году. Но в продолжение многовековой жизни в памяти христиан, в особенности его почитателей, подвиги и деяния преподобного Алексея обросли множеством легенд, в которых истина так переплелась с вымыслом, что невозможно отделить одно от другого.

Образ Алексея Божьего человека — один из приметных и в древней русской литературе, в частности в устном творчестве православной церкви. Приведу в пересказе один из посвященных ему стихов.

«В Риме при царе Онории жил благочестивый князь Ефимьян с супругою своею Аглаидою. Много лет они жили, не имея детей. Наконец Аглаида вымолила себе у Бога сына, который получил имя Алексея. Алексей рано выучился грамоте и полюбил божественное писание. Ему не нравились роскошь и богатство, и он отдавался труду и молитве. Чтобы отвлечь Алексея от таких наклонностей, родители выбрали ему невесту и женили.

Оставшись наедине со своей молодой женой, Алексей предложил ей покинуть вместе с ним мир и идти странствовать нищими по святым местам. Молодая жена не согласилась. Алексей, сняв со своей руки золотое кольцо, передал ей и сказал: «Молись ты Господу, трудися за Алексея, Божья человека! А я пошел в нищую землю за батюшкин грех помолиться, за матушкин грех потрудиться».

Алексей взял много злата, оделся в дорогие одежды и вышел из Рима. В дороге попался Алексею нищий. Он обменял свою одежду на одежду нищего. Сел Алексей на корабль и приехал в город Едессу, к соборной церкви. Он раздал золото нищим и стал на паперти молиться Богу: «Создай ты мне, Господи, влас долгий, чтобы отец-мать меня не познали». Услышал Бог молитву Алексея: «красота в лице его потребишася, очи его погубишася, а зрение помрачишася», и стал Алексей как убогий.

Однажды Богородица призвала Алексея и велела вернуться в Рим к родителям и принять от них благословение. Алексей повиновался. Явившись в Рим к святой церкви, Алексей увидел, что из нее вышли его отец, мать и «обручная» супруга со множеством князей, бояр и народу. Алексей подошел к своим родителям, поклонился им и сказал: «Ой еси, князь благородный! Призри мя, нищего, странного! Не ради моего упрощения, ради души моей на спасенье. Сострой ты мне, убогому, келью возле своей палаты, возле своей белой ограды не ради меня, старца, калеки — ради своего сына Алексея!» Растроганный князь, не узнав сына, стал расспрашивать у старца про Алексея. Старец сообщил, что он вместе с Алексеем в одной пустыне трудились. Князь велел построить для старца келью и приставить к нему рабов служить ему.

Рабы невзлюбили Алексея: ругали его, обливали помоями, плевали на келью. Алексей с благодарностью все переносил и молился за рабов.

Узнав о приближении своей кончины, Алексей написал рассказ о своем происхождении, о жизни и скончался. По всему Риму распространилось благоухание от ладана и тимьяна. Архиерей римский догадался, что преставился святой. Глас Божий указал, где находится скончавшийся святой. Собрались в келье старца царь, патриарх и много народу. Патриарх взял из рук святого рукописание, из которого все узнали, что старец — сын князя Ефимьяна, Алексей. Отец Алексея, узнав об этом, плачет: «Увы мне, сладчайший мой чадо... До веку мне дал скорбей мученье. Горе мне, оскорбленному! Плачу я, вижу смерть твою...» Мать Алексея стала молиться у народа: «Дайте мне место, человеци! Дайте, православные христолюбцы, видети сладчайшего своего чаду!» Она дошла до святых мощей, пала к ним и стала плакать: «Увы, мне, сладчайший мой чадо, Алексей, Божий свет-человече! Не люба пустынная твоя келья! Зачем пришел во граде — не сказался? Чаще бы я в келью прихождала, сама бы я келью топила, призирала: поила бы, кормила тебя своим куском!» Прибежала в келью и обручная княжна и плачет: «Свет ты мой, жених обрученный, святой ты мой князь, возлюбленный Алексей, Божий человече! Для чего ты жив был — не сказался! Потай (тайно) бы я в келью прихождала: мы бы вместе с тобой Богу молились, промеж нас был бы святой Дух».

Бежит народ к Алексею на прощанье. Бог явил свое прощение: слепым давал прозрение, глухим — прослышанье, безумным — разум, болящим, скорбящим — исцеление, всему миру — поможение».

Это предание, наполненное светлым благоверием и искренним, глубоким и всеочистительным покаянием, сделало образ Алексея символом обновления — и душевного, и вселенского.

В народном календаре день Алексея Божьего человека — начало обновления жизни в природе, явление весенней благодати, возобновление радостного и благодарного труда земледельца. «На Алексея санный путь рушится» — напоминал опыт, а поговорка подсказывала: «Покинь сани, сряжай телегу». «На Алексея Теплого доставай улья» — напоминало другое поучение. Вместе с тем приметы ободряли: «На Алексея тепло — весна дружная будет». «Если на Алексея курочка из лужицы напьется, то и на Егория овца наестся». И о половодье предупреждал Алексеев день: «Каковы ручьи на Алексея, таковы и поймы».

Следует напомнить, что по старому стилю Алексей Теплый приходился 17 марта. В это время тепло еще не устанавливалось твердо и можно ждать всякой погоды. И примета предупреждала: «Коли холодный день на Алексея — весна запоздает».

Но чаще всего день преподобного Алексея выдавался теплым, солнечным. И с этого дня в каждом крестьянском дворе, на огороде начинались весенние дела: хозяйки сеяли капусту в парники, мужики ладили посевной инвентарь, пчеловоды готовили улья к вывозу на пасеку. А любители потех устраивали в этот день весенние гусиные бои. Русский селянин умел совмещать труд и потеху. Особенно когда выдавались дни, подобные дню памяти Алексея Божьего человека. Кстати, имя Алексей было одним из распространенных в русских селениях. Популярно оно и в наши дни.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг