Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Н О Я Б Р Ь 23.11.24
27 Н О Я Б Р Я

27  Н О Я Б Р Я

 

Ф И Л И П П О В К И

 

Беседуя с благочестивым плотником Горкиным, юный  герой романа Ивана Шмелева «Лето Господне» рассуждал:

– Завтра заговины перед Филипповками. Так Рождественский пост зовется, от апостола Филиппа: с заговины, 14 числа ноября месяца, почитание его. А там Введение, а там и Николин день, а там... Нет, долго еще до Рождества.

– Ничего не долго. И не оглянешься, как подкатит. Самая тут радость и начинается – Филипповки! – утешает Горкин... Заговеемся с тобой завтра, пощение у нас пойдет, на огурчиках, на капустке кисленькой – духовитой посидим, грешное нутро прочистим – младенца Христа стречать».

Филипповский пост долгий. Он заканчивается только 24 декабря (по ст. ст.), перед самым Рождеством. Его последние две недели уже называются святочными, предрождественскими.

Исстари Филипповский пост считался строгим. В понедельник, среду и пятницу даже предписывалось сухоядение. Горячая пища не разрешалась, и есть можно было только раз в день. В эти дни питались в основном овощами да хлебом с растительным маслом. А в субботу и воскресенье можно было есть рыбу.

Вообще православная церковь всегда выступала против чрезмерного чревоугодия. Митрополит Александр Введенский (1888–1946), эрудированный и непобедимый оппонент А. В. Луначарского в публичных диспутах, которые устраивались в 20-х годах, Справедливо и убедительно утверждал: «Не так сильное течение рек размывает берега и обрушивает их, как сластолюбие и пресыщение подрывает все опоры нашего здоровья».

До революции в народном календаре насчитывалось до 200 постных дней в течение года. Потребление животной пищи во всех без исключения семьях, богатых и бедных, всегда было умеренным, хотя и мясо и жиры были доступны каждому. В дни долгих постов на рынках резко падала цена на мясо и животное масло. Знаменитое «вологодское» сливочное масло в большом количестве импортировалось за границу. С наступлением, например, Филипповского поста стоимость пуда говядины на наших рынках опускалась до 80 и даже 50 копеек, тогда как пуд ржаной муки стоил не менее 1 рубля.

Осуждая неумеренное «питие и ядение», православная церковь не ставила посты самоцелью. Покойный патриарх Пимен подчеркивал: «Телесный пост – это нечто подсобное, а самое основное – это пост духовный». Другой иерарх митрополит Филарет указывал: «Воздержание во время поста от некоторых видов пищи, как и уменьшение количества пищи, входит в понятие духовного подвига». Образно и убедительно выражал эту мысль христианский законоучитель Иоанн Златоуст: «Если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то по прошествии сорока дней проходит и пост. А если воздерживаемся от грехов, то по прошествии этого поста он еще продолжается и будет нам постоянная от него польза».

С большой пользой проводили долгие студеные вечера Филипповского поста православные российские крестьянки. С филипповок начинались «бабьи засидки» за чесалкой и прялками.

Пряли лен, шерсть, стучали ткацкие станы, мерно крутились и постукивали прялки. Собирались женщины небольшой дружной артелью. Работали, пели, беседовали, готовились к великому празднику – Рождеству Христову. И не тягостным был пост, и не долгими казались зимние вечера.

На Верхней Волге Филипповский пост провожали, как на масленицу, особым обрядом: делали чучело из соломы, вешали его на жердь, несли в поле и там сжигали под хоровод с песнями.

А уже шли святки...

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг