27 Н О Я Б Р Я
Ф
И Л И П П О В К И
Беседуя с
благочестивым плотником Горкиным, юный герой романа Ивана Шмелева «Лето Господне»
рассуждал:
– Завтра заговины перед Филипповками. Так Рождественский пост зовется, от
апостола Филиппа: с заговины, 14 числа ноября месяца, почитание
его. А там Введение, а там и Николин день, а там... Нет, долго еще до Рождества.
– Ничего не долго. И
не оглянешься, как подкатит. Самая тут радость и начинается – Филипповки! –
утешает Горкин... Заговеемся с тобой завтра, пощение
у нас пойдет, на огурчиках, на капустке кисленькой – духовитой посидим, грешное нутро прочистим – младенца Христа стречать».
Филипповский пост
долгий. Он заканчивается только 24 декабря (по ст. ст.),
перед самым Рождеством. Его последние две недели уже называются святочными,
предрождественскими.
Исстари Филипповский
пост считался строгим. В понедельник, среду и пятницу даже предписывалось
сухоядение. Горячая пища не разрешалась, и есть можно было только раз в день. В
эти дни питались
в основном овощами да хлебом с растительным маслом. А в субботу и
воскресенье можно было есть рыбу.
Вообще православная
церковь всегда выступала против чрезмерного чревоугодия. Митрополит Александр
Введенский (1888–1946), эрудированный и непобедимый оппонент А. В. Луначарского в публичных
диспутах, которые устраивались в 20-х годах, Справедливо и убедительно утверждал:
«Не так сильное течение рек размывает берега и обрушивает их, как сластолюбие и
пресыщение подрывает все
опоры нашего здоровья».
До революции в
народном календаре насчитывалось до 200 постных дней в течение года. Потребление
животной пищи во всех без исключения семьях, богатых и бедных, всегда было умеренным, хотя и мясо
и жиры были доступны каждому. В дни долгих постов на рынках резко падала цена на
мясо и животное масло. Знаменитое «вологодское» сливочное масло в большом количестве
импортировалось за границу. С наступлением, например, Филипповского поста стоимость пуда
говядины на наших рынках опускалась до 80 и даже 50 копеек, тогда как пуд ржаной муки стоил не
менее 1 рубля.
Осуждая неумеренное «питие и ядение», православная церковь
не ставила посты самоцелью. Покойный патриарх Пимен подчеркивал: «Телесный пост
– это нечто подсобное, а самое основное
– это пост духовный». Другой иерарх митрополит Филарет указывал: «Воздержание во время поста от
некоторых видов пищи, как и
уменьшение количества пищи, входит в понятие духовного подвига». Образно и убедительно выражал эту мысль христианский законоучитель Иоанн Златоуст: «Если
мы постимся, воздерживаясь только от
пищи, то по прошествии сорока дней проходит
и пост. А если воздерживаемся от грехов, то по прошествии этого поста он еще продолжается и будет
нам постоянная от него польза».
С большой пользой
проводили долгие студеные вечера Филипповского поста православные российские
крестьянки. С филипповок начинались «бабьи засидки» за чесалкой и прялками.
Пряли лен, шерсть,
стучали ткацкие станы, мерно крутились и постукивали прялки. Собирались женщины
небольшой дружной артелью. Работали, пели, беседовали, готовились к великому празднику –
Рождеству Христову. И не тягостным был пост, и не долгими казались зимние вечера.
На Верхней Волге
Филипповский пост провожали, как на масленицу, особым обрядом: делали чучело из
соломы, вешали его на жердь, несли в поле и там сжигали под хоровод с песнями.
А уже шли святки...