27 О К Т Я Б Р Я
П А Р А С К Е В А – Л Ь Н
Я Н И Ц А
Святая Параскева
Сербская «ведала» в хозяйстве российского крестьянина возделыванием льна и всеми
последующими делами,
связанными с переработкой льна, ткачеством и шитьем разных изделий.
Конечно, преподобная
Параскева, жившая в XI веке, как и многие другие
святые, возведенные в канон во времена, когда христианство уже прочно утвердилось по
всей Европе и на Руси, и его подвижники не подвергались гонениям, не имела
прямого отношения
к сельским делам. Хотя Параскева родилась в семье селянина неподалеку от
Константинополя, она с юных лет отрешилась от земных дел и забот. Однажды, будучи отроковицей, она услышала в церкви, словно для нее прозвучавший
голос, который произнес одну лишь
фразу из Евангелия Матфея «Иже хощет по
Мне идти, да отвержется себе». В ней, уже стремившейся к служению Богу, исчезли последние сомнения.
Параскева постриглась в инокини и
удалилась в Иорданскую долину и там, в маленькой обители, прожила в
непрерывных молитвах всю жизнь, до глубокой
старости. Лишь за два года до кончины Параскева Сербская вернулась на родину. Ее мощи и по сей день, хранятся в Яссах, в храме ее имени.
Почему же ее особо
выделили православные крестьяне? И почему ее «ведению» поручили «льноводство» – эту жизненно важную отрасль крестьянского хозяйства, широко
распространенную в средней полосе
России и почти по всей Украине и Белоруссии?
Объяснение следует
отнести на счет нередко случавшейся в давние времена путаницы, когда два
одноименных святых, чествовавшихся в одно время года, но в разные дни, соединялись в один образ и даже
наделялись общей судьбой. Так Параскеву Сербскую соединили с более «заслуженной», если
можно так сказать, мученицей Параскевой
Пятницей (о ней рассказ позже), день
которой отмечается спустя две недели. Однако,
соответственно времени года и
подоспевшей поре хозяйственных дел или житейских
забот, каждую из них (не подозревая о нечаянном соединении) крестьяне
назначили особой «ведательницей». Параскева
Сербская стала «льняницей», а Параскеву Пятницу удостоили совсем другого назначения.
Итак, уделим наше
внимание Параскеве-льнянице.
Лен на Руси возделывали с незапамятных
времен. По словам летописца Нестора, лубяные
культуры сеяли и занимались ткачеством
даже монахи Киево-Печерской обители. А к началу XVII века льноводство и производство льняных тканей в
крестьянских хозяйствах России развилось так широко, что с 1636 года началась торговля
льняным волокном и готовым холстом с заграницей. Петр I сделал
льняное производство одной из своих первейших забот, и оно стало развиваться
уже под покровительством государства, а
экспорт льняного сырья и товара занял одну из важных статей российской экономики. В 1843 году из России вывезли льняных товаров на 19 миллионов рублей,
тогда как, например, хлеба было
отправлено на 12 миллионов, сала – на такую
же сумму, а пеньки (конопляного волокна) – на 7 миллионов рублей серебром.
В конце XIX века лен в России возделывали в 50 губерниях, он занимал
огромную площадь – 1 152000 десятин. Волокна с этой площади собирали почти 17
миллионов пудов.
Возделывание льна
было выгодным производством. Основную часть денежных доходов крестьянину приносил именно лен. На местных рынках за пуд льняного волокна давали от 2
руб. 90 коп. до
3 руб. 80 коп. А в Сибири и того дороже – до 5 руб. 16 коп. Потому и говорилось: «Удастся лен – так шелк, а не
удастся – так щелк», значит, зима
впроголодь.
Под лен отводили
самую плодородную, унавоженную полоску земли. И сеяли по хорошему предшественнику.
Помнили: «Лен с ярью не ладят». И по яровому хлебу не сеяли. Лучше – по клеверищу.
Лен кормил и одевал
крестьянина. На домашнее ткачество уходило до 2 миллионов пудов волокна. А
льняное семя, которого крестьяне снимали в хорошие годы до 40 пудов с десятины,
употребляли
на изготовление высокопитательного и вкусного масла. Оно было в большом
ходу, ибо в течение года выпадало около 200 постных дней, и «постное» масло было
единственным жиром, которым сдабривалась вся крестьянская пища.
Конечно же, такой
культуре, такому красивому в цветении и благодатному в деле растению нужна была
святая покровительница.
Непременно женщина, потому что лен почти целиком – от всходов до тканья – возделывался и перерабатывался женскими руками.
В канун
Параскевы-льняницы крестьянки старались намять и натрепать несколько первых вязок
льняного волокна. А в день святой Параскевы несли лен в церковь для освящения.
В этот день не работали. Грешно было
прясть, но шить что-либо разрешалось. А уже на следующий день в каждом дворе
вновь начинали мять и трепать льны.
Следовали мудрому совету: «Мни лен доле, волокна будут боле». У льна все шло в
дело. Обтрепанный лен расчесывали,
очески тоже пряли. Из грубой, но крепкой очесной пряжи ткали полога, мешковину.
Во многих местах
льняной России с Параскевы-льняницы начинались «супрядки» – своеобразные
вечерки-«помочи». Заранее какая-нибудь энергичная вдовушка или солдатка, владевшая просторной
горницей, собирала по селу вязки волокна или мотки пряжи и раздавала по дворам, молодым пряхам и ткачихам. Те пряли или ткали, сколько могли, и сносили
потом к хозяйке «супрядок». А та в
этот вечер угощала гостей добрым ужином
с чаем. Собранные изделия она потом разносила по бедным семьям – многодетным или больным. Так «миром»
одевали бедствовавших в нужде односельчан. Об этом благородном деле сказано в распространенной пословице: «В супрядке
не пряжа (т. е. не следует это считать
за труд), а в складчине – не торг (и складчину грешно было подвергать
оценке, считаться, кто сколько дал)».
«Супрядки» Параскевы-льняницы являли собою христианскую добродетель, бескорыстное милосердие. Выражение их в добровольном сердечном деле всегда было
высшей духовной потребностью русской
крестьянки.