27 С Е Н Т Я Б Р Я
В О З Д В И Ж Е Н И Е
День строгого поста.
На утренней службе в
церквах поют: «Величай, душа моя, Пречистый Крест Господень». После величания
из алтаря выносят крест, и все молящиеся опускаются на колени перед ним. А в соборных и приходских
храмах совершается чин воздвижения креста...
В этот момент
священник произносит проповедь. Я приведу часть проповеди, произнесенной в день
Воздвижения покойным патриархом
Пименом: «Крест дается церковью каждому христианину еще в его младенчестве, когда он принимает святое крещение. Крест сопутствует всей жизни христианина. И,
наконец, крест осеняет последний удел
человеческий – могильный холм... Будем молиться Господу, чтобы он осенил нас и
наш христианский путь своим
животворящим крестом и даровал нам силы для несения нашего креста».
Праздник Воздвижения
установлен как «воспоминание обретения
святого Креста» матерью византийского императора Константина Еленой в 326 году. В восьмидесятилетнем возрасте Елена
совершила путешествие в Палестину и там, в Иерусалиме разыскала крест, на котором был распят Иисус Христос.
Крест хорошо
сохранился, ибо сделан был из «нетлеющего» дерева. В апокрифической «Беседе
Иерусалимской» сообщается об особом почитании древними палестинцами растущих в Ливане кипариса, кедра и ели, которая называется также певгой. «Беседа» Утверждает, что крест для распятия Христа
изготовил из трех брусьев: елового,
кедрового и кипарисового плотник Валсамон. Древесина этих деревьев, говорят, хранится бесконечно долго. Так
сохранился и крест Христа.
Предание гласит,
что, найдя крест Господень и очистив его от праха, Елена
приказала «воздвигнуть крест на возвышенном месте», чтобы его хорошо видели толпы
паломников, собиравшиеся на Голгофе, где был распят Иисус Христос. В ознаменование
этого события
и был учрежден праздник Воздвижения.
Воздвижение
Честного и Животворящего Креста Господня, как официально называется этот праздник,–
чисто церковное торжество. Главный праздничный обряд совершается в церкви. С
возвращением
из храма у верующих продолжается обычный хлопотный день, наполненный напряженным
трудом. Осень – пора множества совпадающих дел, связанных с подготовкой к
зиме. Крестьяне
всегда дорожили в эту пору каждым часом. С Воздвижения замечалось быстрое
наступление холодов. Поэтому праздник Воздвижения, так же как и другие христианские
праздники,
издавна сплетался с хозяйственными заботами крестьянина и служил этим
заботам. На это указывали распространенные поговорки:
Воздвижение лето замыкает,
ключи сизая галочка с собою за море уносит.
На Воздвижение зипун
с шубой сдвинулся.
Воздвиженские зазимки
еще не беда.
На Воздвижение – последняя копна с
поля.
На Воздвижение чей, чей праздник, а у
капусты поболе всех.
На Воздвижение у
доброго молодца – капуста у крыльца.
Смекай, баба, про капусту
– Воздвижение
пришло.
Воздвижение по всей Руси считалось
«капустным днем».
В Поволжье тем, кто
к этому времени не успевал срубить капусту на грядках, а ею всегда занималась
почти половина огорода, односельчане устраивали трехдневные «помочи». Воздвижение как бы обостряло и осеняло чувство
добрососедского соучастия и сердечности,
объединяло крестьян к подвижничеству ради
благополучия ближнего. Ни солдатка, ни многодетная вдова, ни бобыль – не оставались наедине со своей нуждой. В общинной православной русской деревне было в
году немало «святых» дней «мирской
помочи». Жили люди вроде бы разрозненно,
каждый трудился на своей обособленной «полоске» на своем гумне, за плетнем своего двора. Но не было в русской крестьянской общине равнодушных
к нужде или беде соседа-селянина.
«Мир» в каждой деревне был живым, единым организмом, чутко отзывавшимся на боль любой своей частицы. «Миром»
судили провинившихся, «миром» помогали
бедствующим, «миром» оплакивали горе
односельчанина, «миром» играли свадьбы и веселились. И во
всей этой жизни, во всех ее коллизиях крепким и авторитетным духовным и нравственным наставляющим центром стояла церковь.
Социалистическая
коллективизация, которую грубой силой провела в российской деревне большевистская
партия во
имя построения земного коммунистического рая, «обобществив» материальную,
нравственную и духовную собственность крестьянина, фактически разъединила сельских
тружеников, разобщила их, ожесточила, лишила права на истинно человеческое горе
и радости.
Отняла землю, лишила плодов крестьянского труда, разрушила духовные и
нравственные корни сельской общины. И умертвила все, что было в ней животворного.
Нет теперь «помочи» в российской деревне, нет и былых шумных и
веселых трудовых «праздников», вроде Воздвиженской «капустной недели». За три дня до
Воздвижения капуста убиралась со всех огородов. И с этого времени объединившиеся
в «помочи» крестьянки уже не
расходились до полной «приборки» капусты.
С Воздвижения
начиналась рубка и соление капусты. Она была, до того как распространился
картофель, вторым, после хлеба, продуктом питания в каждой крестьянской
семье. И это обстоятельство тоже отразилось в народных поговорках:
Хлеб да капуста лихого не попустят.
Не казни Бог ничем,
как капуста ни с чем.
Капуста – ни густо, ни
пусто.
Капуста лучше
пуста: хоть в брюхе не порожне.
В бедных семьях к
весне нередко из всех припасов оставались хлеб («поскребки») да квашеная капуста
(«одонья»). На пустых щах и держались до первой зелени и до «новин». Поэтому в каждой семье
старались запастись капустой «вдоволь» да «впрок».
Капусту крестьянки
рубили артелями, поочередно: нынче в одном дворе, завтра – в другом... Работа
затягивалась почти на две недели, до дня Сергия Радонежского. К «Сергию» и спешили
управиться.
Весело стучали в корытах тяпки: этакие стальные лопаточки, полукруглые,
«месяцем», с загнутыми колечком концами, чтобы не повредить боков у дубовых
корыт. А рядом крутилась ребятня со всех окрестных дворов, лакомилась,
похрустывая сочными и сладкими кочерыжками.
Дни в эту пору
выпадали обычно тихие, солнечные. Летели длинные нити паутины – знамения «бабьего
лета». Крестьяне присматривались к природным «порядкам» – предвестникам будущей погоды. Если
перелетные гуси часто садились на землю, если еще не спешили с отлетом скворцы – стало
быть, ожидалась вся осень
сухой и теплой. Но эти же приметы предвещали раннюю и морозную зиму.
А вечером девушки и
парни, стряхнув усталость долгого трудового дня, сходились к любезной и
радушной вдовушке или солдатке, одинокой владелице просторной горницы, на
«капустные
посиделки», которые тоже продолжались две недели. Юные гости, как и дети,
угощались кочерыжками, «кочнами», как мы называли, и первым капустным пирогом.
Весело заливалась гармошка. Пели, плясали, перебрасывались шутками. И
втихомолку начинали, как говорили у нас под Камышином, «марьяжить», т. е. уединяться
парами на часок-другой. Приближался Покров, пора свадеб. И любовь настойчиво стучалась в
молодые сердца. Жизнь шла своим, исстари размеренным чередом.