27
А П Р Е Л Я
М А Р Т Ы Н - Л И С О Г О Н
По народным поверьям,
к этому дню на лисиц нападает куриная слепота. Обеспокоенные, они покидают старые норы
и ищут
новые убежища. Охотники выходили в этот день на «лисование» — устраивали гон на лис с борзыми или псовыми собаками – лисохватами. Оттого и назвали день памяти святого Мартина «Мартыном-лисогоном».
В церквах же в этот день служат молебен
святителю Мартину. О нем мало известно.
Родом из города Тоди в Тоскане (Италия), он вначале был легатом (папским послом)
в Константинополе. А с 649 по 665 год
занимал престол папы Римского.
Строгий
христианский моралист и правозаконник, Мартин осудил приказы
императора Константина II. Усмотрев в проповедях и папских
Посланиях враждебный императорской власти дух, Константин II
велел арестовать Мартина и предать казни. Однако, руководствуясь благоразумием,
заменил казнь ссылкой в Крым. Там и умер Мартин в 665 году.
День кончины Мартина
в народной памяти выделился не столько заслугами чужого иерарха перед
христианской верой, сколько переменами, происходившими в этот день в природе.
Примечено
было, например, что «на Мартына ворон купает и отпускает детей в отдел» (т. е.
отделяет птенцов). Размножаются вороны, которые всегда доставляли крестьянскому
хозяйству
немалое беспокойство разорительным нашествием. Ворон считался недоброй птицей, его
соседство всегда было нежелательным. Говорили: «Старый
ворон мимо не каркнет».
«Ворон каркнет на церкви — к покойнику на селе, каркнет во
дворе — к покойнику в избе».
Но ворон все-таки различали:
«Ворон каркает — к
несчастью, ворона — к ненастью».
Кстати, и имя Мартын
связано с «птичьим родом». Мартыном называли чайку, а мартынком
— зимородка, иванюка.
С Мартынова дня в
южных губерниях России выезжали в поле — начиналась ранняя вспашка, боронование
зяби, сев ранних хлебов. Поэтому присматривались: какая в этот день выпадала погода.
Ясный и теплый день радовал: он сулил добрый урожай. В Мартынов день и работали в поле
от зари до зари, чтобы подготовить под посев большую площадь, больше засеять.