28 М А Р Т А -
30 А П Р Е Л Я
В Е Р Б Н О Е В С К Р Е С Е Н Ь Е
Официально этот
праздник называется «Вход Господень в Иерусалим» и отмечается в воскресенье,
предшествующее пасхальному. А вся неделя перед
Пасхой называется Страстной. В церковном календаре каждый день Страстной недели именуется «Великим» —
«Великий понедельник», «Великий вторник» и т. д., и всю неделю в церквах идут службы.
Начало Страстной
неделе положило следующее событие.
В городе Вифании, недалеко от Иерусалима, жил Лазарь с сестрами Марфой и
Марией. В их доме был Иисус Христос: он любил это семейство за согласие и
благочестие. Внезапно Лазарь заболел. Сестры известили Иисуса Христа о недуге
брата в
надежде на его помощь. Но Христос с опозданием получил печальное известие и
пришел в Вифанию, когда Лазарь уже умер. Марфа
встретила Христа с упреком: «Если бы ты был здесь, не умер бы брат мой». Христос
утешил ее: «Воскреснет брат твой».
Христос отправился к
пещере, в которой был замурован почивший Лазарь, и велел отвалить камень,
закрывающий вход. Войдя в пещеру, Христос приблизился к Лазарю, умершему три дня назад,
сотворил молитву и громко воскликнул: «Лазарь, встань и иди вон!» Лазарь очнулся, встал
и вышел из пещеры. Люди, собравшиеся возле пещеры, изумились свершившемуся чуду. Оно еще более
укрепило у народа веру во всемогущество Сына Божьего.
Достоверно ли чудо
воскрешения из мертвых, случившееся по воле Христа в те далекие времена? Вполне. Почему бы не рассудить по-современному:
Лазарь не умирал, а просто впал в летаргический сон, похожий на смерть. Кто способен был в древние времена
определить наступление необратимой кончины человека после его последнего вздоха?
Разве не мог Иисус Христос, наделенный сверхъестественными, божественными, по мнению его
современников, свойствами, быть лекарем-чудодеем, которые во все века появлялись
среди людей в разных странах? Не напрасно ли бесчисленные воинственные атеисты нашего времени
поломали вороха копий, усердно и неустанно обличая Христа в несостоятельности, неправдоподобии его чудесных врачеваний? Почему же они не
отвергают «чудес» современных
врачевателей-экстрасенсов? Потому что марксизм не совместим с христианством? Жизнь не согласуется с теориями современных атеистов. В народе,
просвещенном и цивилизованном,
и ныне живут христианские праздники. И они по-прежнему волнуют православных верующих в нашей стране. Вербное воскресенье, как по-народному
именуется день Входа Господня в
Иерусалим, также отнесен к «Двунадесятым» праздникам.
Воскрешение Лазаря
произошло в субботу. Вернув жизнь своему другу, Христос на следующий день
отправился в Иерусалим. До Пасхи оставалась всего неделя, и народ стекался отовсюду, со всей
Палестины. К тому же слава Христа уже разнеслась по всей палестинской земле, и люди
желали видеть человека, удивляющего своей мудростью, пророчествами и чудотворными деяниями.
Народ с почестями встретил Христа на улицах Иерусалима, шествующего в храм в
сопровождении своих учеников. Многие приветствовали его пальмовыми ветвями, как
принято было встречать царей и великих
полководцев. Апостол Матфей писал в своем
Евангелии: «И когда Он прибыл в Иерусалим,
весь город пришел в смятение, и все спрашивали: кто Он? А многие люди
отвечали: Он пророк, Иисус из Назарета Галилейского.
И
вошел Иисус в храм Божий, и изгнал всех продающих и покупающих в храме
(в те времена многие храмы в Палестине были местом торга.— В. Ю.), а столы менял, и лавки
продавцов голубей опрокинул, и говорил им: «Написано ведь: дом Мой домом молитвы
наречется: вы же из него сотворили вертеп разбойников».
Это событие и по
сей день, привлекает внимание христианских богословов, стремящихся найти ему
наиболее верное объяснение, доступное уму массе прихожан. Епископ Симферопольский
и
Крымский Антоний в проповеди, произнесенной на богослужении в честь
упомянутого праздника, говорил: «В течение своей земной жизни много раз входил Господь
наш Иисус в святой град Иерусалим. На этот раз он вошел в город в последний раз. Вошел
торжественно, как победитель, и был принят иерусалимлянами как владыка и царь.
Вошел для того, чтобы выйти из него также в последний раз, выйти и дорогой, не похожей
на прежние земные пути, — крестной дорогой, дорогой смерти, вошел и вышел для
того, чтобы путем победы, воскресения и вознесения на небо войти в новый, небесный
Иерусалим».
Но почему — Вербное
воскресенье? Ведь в Иерусалиме вербы не растут. Христа, входившего в Иерусалим,
встречали пальмовыми ветвями. А на Руси пальмы не растут, и с давних времен появился обычай
отмечать день Входа Господня в Иерусалим ветками вербы, унизанными пушистыми
почками.
Верба — первая из
деревьев в наших краях пробуждается от зимнего оцепенения. Народ считает вербу
чудодейственным растением. Согласно поверьям, освященная в церкви верба охраняла дом от
пожара, а крестьянское хозяйство — от разорения, оберегала скот от хворей, а посевы — от
градобития и всяческих
дурных напастей. Издавна крестьяне приметили, что вода, в которой стояла
ветка вербы, долго потом сохранялась свежей. Это свойство усиливало веру в
чудодейственную силу вербы. Оттого праздник и назван Вербным воскресеньем.
С вербой связаны многие поговорки и
народные приметы.
Помню, как бабушка
утром Вербного воскресенья обходила нас, спящих детей, и, легонько похлестывая
прутиком вербы, приговаривала: «Верба хлест — бей до слез! А ну, вставайте, засони!» А когда по весне
кто-либо в семье занемогал, бабушка лечила тоже вербой, извлеченной из-за
божницы. Постукивала хворого — чаще всего это случалось с дедом —
веточкой по груди и строго произносила: «Хворь — в лес, а
здоровье — в кости!» И казалось, это заклинание помогало: дедушка, покряхтев,
поднимался
и принимался за свои обычные дела по дому.
Были и другие поговорки:
Не верба бьет — старый грех.
Верба красна — бьет напрасно.
Верба бела — бьет за
дело.
Верили селяне
и в приметы Вербного воскресенья:
Если вербная неделя ведреная, с утренниками, то яри хороши будут.
Где вода — там и верба,
где верба — там и вода.
Вербное воскресенье
было «тихим», трезвым праздником. Наступающая Страстная неделя требовала кротости
и благочестия, как и
полагается перед Пасхой — величайшим праздником в христианском мире.