Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М А Р Т 20.04.24
28

28     М А Р Т А  -  30  А П Р Е Л Я

 

В Е Р Б Н О Е  В С К Р Е С Е Н Ь Е

 

Официально этот праздник называется «Вход Господень в Иерусалим» и отмечается в воскресенье, предшествующее пасхальному. А вся неделя перед Пасхой называется Страстной. В церковном календаре каждый день Страстной недели именуется «Великим» — «Великий понедельник», «Великий вторник» и т. д., и всю неделю в церквах идут службы.

Начало Страстной неделе положило следующее событие.

В городе Вифании, недалеко от Иерусалима, жил Лазарь с сестрами Марфой и Марией. В их доме был Иисус Христос: он любил это семейство за согласие и благочестие. Внезапно Лазарь заболел. Сестры известили Иисуса Христа о недуге брата в надежде на его помощь. Но Христос с опозданием получил печальное известие и пришел в Вифанию, когда Лазарь уже умер. Марфа встретила Христа с упреком: «Если бы ты был здесь, не умер бы брат мой». Христос утешил ее: «Воскреснет брат твой».

Христос отправился к пещере, в которой был замурован почивший Лазарь, и велел отвалить камень, закрывающий вход. Войдя в пещеру, Христос приблизился к Лазарю, умершему три дня назад, сотворил молитву и громко воскликнул: «Лазарь, встань и иди вон!» Лазарь очнулся, встал и вышел из пещеры. Люди, собравшиеся возле пещеры, изумились свершившемуся чуду. Оно еще более укрепило у народа веру во всемогущество Сына Божьего.

Достоверно ли чудо воскрешения из мертвых, случившееся по воле Христа в те далекие времена? Вполне. Почему бы не рассудить по-современному: Лазарь не умирал, а просто впал в летаргический сон, похожий на смерть. Кто способен был в древние времена определить наступление необратимой кончины человека после его последнего вздоха? Разве не мог Иисус Христос, наделенный сверхъестественными, божественными, по мнению его современников, свойствами, быть лекарем-чудодеем, которые во все века появлялись среди людей в разных странах? Не напрасно ли бесчисленные воинственные атеисты нашего времени поломали вороха копий, усердно и неустанно обличая Христа в несостоятельности, неправдоподобии его чудесных врачеваний? Почему же они не отвергают «чудес» современных врачевателей-экстрасенсов? Потому что марксизм не совместим с христианством? Жизнь не согласуется с теориями современных атеистов. В народе, просвещенном и цивилизованном, и ныне живут христианские праздники. И они по-прежнему волнуют православных верующих в нашей стране. Вербное воскресенье, как по-народному именуется день Входа Господня в Иерусалим, также отнесен к «Двунадесятым» праздникам.

Воскрешение Лазаря произошло в субботу. Вернув жизнь своему другу, Христос на следующий день отправился в Иерусалим. До Пасхи оставалась всего неделя, и народ стекался отовсюду, со всей Палестины. К тому же слава Христа уже разнеслась по всей палестинской земле, и люди желали видеть человека, удивляющего своей мудростью, пророчествами и чудотворными деяниями. Народ с почестями встретил Христа на улицах Иерусалима, шествующего в храм в сопровождении своих учеников. Многие приветствовали его пальмовыми ветвями, как принято было встречать царей и великих полководцев. Апостол Матфей писал в своем Евангелии: «И когда Он прибыл в Иерусалим, весь город пришел в смятение, и все спрашивали: кто Он? А многие люди отвечали: Он пророк, Иисус из Назарета Галилейского.

И вошел Иисус в храм Божий, и изгнал всех продающих и покупающих в храме (в те времена многие храмы в Палестине были местом торга.В. Ю.), а столы менял, и лавки продавцов голубей опрокинул, и говорил им: «Написано ведь: дом Мой домом молитвы наречется: вы же из него сотворили вертеп разбойников».

Это событие и по сей день, привлекает внимание христианских богословов, стремящихся найти ему наиболее верное объяснение, доступное уму массе прихожан. Епископ Симферопольский и Крымский Антоний в проповеди, произнесенной на богослужении в честь упомянутого праздника, говорил: «В течение своей земной жизни много раз входил Господь наш Иисус в святой град Иерусалим. На этот раз он вошел в город в последний раз. Вошел торжественно, как победитель, и был принят иерусалимлянами как владыка и царь. Вошел для того, чтобы выйти из него также в последний раз, выйти и дорогой, не похожей на прежние земные пути, — крестной дорогой, дорогой смерти, вошел и вышел для того, чтобы путем победы, воскресения и вознесения на небо войти в новый, небесный Иерусалим».

Но почему — Вербное воскресенье? Ведь в Иерусалиме вербы не растут. Христа, входившего в Иерусалим, встречали пальмовыми ветвями. А на Руси пальмы не растут, и с давних времен появился обычай отмечать день Входа Господня в Иерусалим ветками вербы, унизанными пушистыми почками.

Верба — первая из деревьев в наших краях пробуждается от зимнего оцепенения. Народ считает вербу чудодейственным растением. Согласно поверьям, освященная в церкви верба охраняла дом от пожара, а крестьянское хозяйство — от разорения, оберегала скот от хворей, а посевы — от градобития и всяческих дурных напастей. Издавна крестьяне приметили, что вода, в которой стояла ветка вербы, долго потом сохранялась свежей. Это свойство усиливало веру в чудодейственную силу вербы. Оттого праздник и назван Вербным воскресеньем.

С вербой связаны многие поговорки и народные приметы.

Помню, как бабушка утром Вербного воскресенья обходила нас, спящих детей, и, легонько похлестывая прутиком вербы, приговаривала: «Верба хлест — бей до слез! А ну, вставайте, засони!» А когда по весне кто-либо в семье занемогал, бабушка лечила тоже вербой, извлеченной из-за божницы. Постукивала хворого — чаще всего это случалось с дедом — веточкой по груди и строго произносила: «Хворь — в лес, а здоровье — в кости!» И казалось, это заклинание помогало: дедушка, покряхтев, поднимался и принимался за свои обычные дела по дому.

Были и  другие поговорки:

Не верба бьет старый грех.

Верба красна бьет напрасно.

Верба бела — бьет за дело.

Верили селяне и в приметы Вербного воскресенья:

Если вербная неделя ведреная, с утренниками, то яри хороши будут.

Где вода там и верба, где верба там и вода.

Вербное воскресенье было «тихим», трезвым праздником. Наступающая Страстная неделя требовала кротости и благочестия, как и полагается перед Пасхой — величайшим праздником в христианском мире.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг