25 И Ю Н Я
П Ё Т Р А Ф О
Н С К И Й
Петра Афонского звали
также капустником. За многие столетия народ связал день памяти этого
малоизвестного святого с важными переменами в цепи нескончаемых крестьянских дел.
Ко дню
Петра Афонского, по старому стилю к 12 июня, заканчивалась основная работа
на огороде. Но прибавлялись заботы в поле и на лугах: следовало поскорее завершить
вспашку пара да вовремя управиться с сенокосом – первый укос начинался с середины июня.
Приближалась пора жатвы хлебов. Лето набирало силу, солнце поворачивало на зной, а дни
укорачивались. Об этом и поговорки молвили:
С Петра солнце на
зиму, а лето, – на жару.
С Петрова дня – красное лето,
зеленый покос.
Утешили бабу
петровские жары голодухой.
А поучение гласило:
«Ладь косы и серпы к Петрову дню».
Как и многим другим
святым русской православной церкви, Петру Афонскому отведено важное место в
календаре сельскохозяйственных работ. Он также служил заметной вехой в крестьянской жизни. Однако
сам по себе он не имел никакого отношения к сельским делам.
О Петре Афонском
сохранились очень скудные сведения. В молодые годы он был полководцем, в 667 году
воевал с арабами в Сирии. Однажды его армия потерпела поражение, он попал в плен и был заточен в
крепость Самару, расположенную на реке Ефрате. Лишь после 12 лет сурового заточения
Петр получил свободу.
Пережитые лишения и невзгоды изменили его мировоззрение, и он решил посвятить себя служению Богу. Пришел на Афон и поселился в монастыре. В монашестве
совершил множество праведных подвигов
и скончался в 734 году глубоким старцем.
В старину календарей не имели даже
некоторые помещики и чиновники, и отсчет
дней в простонародье шел по службам, совершаемым в церквах. В церковь обращались почти каждый день с разными нуждами и потребностями: крестили и
нарекали детей, отпевали умерших,
поминали родных и близких, давно ушедших из жизни, чтили святых, праздновали великие праздники. Известны были
очередные месяцы, а незапоминающиеся числа заменялись именами святых, которые значились в святцах или церковных службах. Совпадавшие с этими днями
сельскохозяйственные работы
примечались, откладывались также в памяти и приметы, связанные с почитанием различных святых. Так
возник и распространился народный
календарь, из века в век обогащаясь новыми
сведениями. Поэтому и случилось, что день памяти полководца связывался, например, со временем посадки капусты. Но запоминалось крепко: на Петра Афонского следовало
покончить с делами на капустных грядках. Это был последний срок. Практическими указаниями служили и многие другие дни
святых...