25 А П Р Е Л Я -
28 М А Я
Т Р Е Т Ь Е В О С К Р Е С Е Н И Е П О С Л Е
П А С Х И.
Ж Е Н Ы - М И Р О Н О С И Ц Ы
Слово «жена» в
Священном писании означает «женщина». В длинном списке женщин, причисленных к лику
святых, особо выделяются жены-мироносицы.
День жен-мироносиц отмечают в третью, вслед
за Фоминой, неделю после Светлого воскресенья. Первыми среди мироносиц называют Марию, мать Иисуса Христа, ее
падчерицу Марию Клеопову, Марию Магдалину, верную спутницу и сподвижницу сына Божия,
и Саломию, мать Иоанна и Иакова, сыновей Зеведеевых. Эти женщины
вместе с апостолом Иоанном
присутствовали при распятии Иисуса Христа, видели его страдания и слышали последние его слова.
После того как Иисус
Христос умер на кресте, один из его учеников, житель города Аримофеи Иосиф обратился к Понтию Пилату, римскому правителю,
предавшему сына Божия мучительной казни, с просьбой отдать ему тело Христа для погребения. Понтий позволил Иосифу свершить последний
обряд.
Завернув тело
казненного в плащаницу, Иосиф поместил его в высоченную пещеру, называемую
«гробом», и завалил вход камнем. Эта пещера в Иерусалиме и по сей день называется «гробом Господним».
Спустя три дня, как
требовал обычай, женщины, бывшие у креста, приготовили из смеси оливкового
масла и вина, сдобренных
разными ароматными травами и веществами, особую мазь, называемую «миром». Таким
благовонием в те времена «умащивали» тело
покойного. Женщины-мироносицы пришли к пещере, чтобы совершить обряд «миропомазания» — отдать последний долг покойнику. Однако Иисуса Христа «во гробе» уже не было.
О том, как произошло
«воскресение», рассказано в другом месте. Здесь же продолжится речь о
женах-мироносицах и пасхальном празднике в их честь.
Позже к упомянутым
«женам», для каждой из которых потом был установлен свой день памяти,
присоединились Мария и Марфа — сестры Лазаря, воскрешенного Иисусом Христом в канун Вербного
воскресенья, и Иоанна. Последняя была женой домоуправителя Хузы служившего у
царя Ирода Антипы. Она спрятала и захоронила отрубленную голову
Иоанна Крестителя. Позже мироносицей стали почитать и Сусанну, ставшую, подобно Марии
Магдалине, сподвижницей и спутницей Иисуса Христа в его проповеднических
странствиях. Еще, спустя несколько веков, к женам-мироносицам добавили царицу Грузии Тамару Великую,
которая способствовала, как сказано в ее «Житии», «широкому распространению веры
Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей». Она и окончила свою жизнь в
монастыре инокиней-затворницей.
Святость и
благочестивые деяния жен-мироносиц высоко оценила христианская церковь. В честь их
подвижничества был учрежден общий объединяющий их памятный день, связанный с Пасхой.
На Руси день
жен-мироносиц стал «женским праздником». Он повсюду широко и весело справлялся,
особенно сельскими жительницами.
Крестьянки единственный день в году
«гуляли» своей, отдельной от мужей женской
компанией. Мужчинам в этот день приходилось
брать на себя заботы по хозяйству, и уход за детьми, и варево, и стирку, и приборку, и дойку коров, и,
если случалось, срочную штопку и
починку. Получалось это у них неловко и
нескладно, что и служило потом предметом насмешек и подначек на весь год, и стало даже сюжетом для смешных баек «про то, как мужик бабью работу делал». А жены
гуляли весь день, по-мужски — с «хмельным
питием», пригласив в компанию, как бывало у нас в Липовке
под Камышином, лишь одного «мужчину» —
смирного и трезвого паренька-гармониста. К вечеру, бывало, возле него, смертельно уставшего и еле перебирающего пальцами по ладам, оставалось две-три
наиболее выносливые и неугомонные
бабы, самые трезвые и веселые.
А остальных либо
уже после полудня разводили намытарившиеся мужья, либо они разбредались сами.
День этот в каждом
селе запоминался надолго. Потому что только в этот день и можно было увидеть
женщину-крестьянку, строгую трезвенницу, беспечной и хмельной. И то больше в притворстве, нежели
на самом деле. Разве могла она хотя бы на день снять с себя тяжкое бремя
ответственности за благополучие своей семьи, которое она покорно, энергично и с
достоинством
несла весь свой век, духовно опираясь лишь на своих далеких
предшественниц, называвшихся женами-мироносицами.