Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

А П Р Е Л Ь 23.11.24
25 А П Р Е Л Я - 28 М А Я

25 А П Р Е Л Я  -  28  М А Я

 

Т Р Е Т Ь Е  В О С К Р Е С Е Н И Е  П О С Л Е  П А С Х И.

Ж Е Н Ы  -  М И Р О Н О С И Ц Ы

 

Слово «жена» в Священном писании означает «женщина». В длинном списке женщин, причисленных к лику святых, особо выделяются жены-мироносицы. День жен-мироносиц отмечают в третью, вслед за Фоминой, неделю после Светлого воскресенья. Первыми среди мироносиц называют Марию, мать Иисуса Христа, ее падчерицу Марию Клеопову, Марию Магдалину, верную спутницу и сподвижницу сына Божия, и Саломию, мать Иоанна и Иакова, сыновей Зеведеевых. Эти женщины вместе с апостолом Иоанном присутствовали при распятии Иисуса Христа, видели его страдания и слышали последние его слова.

После того как Иисус Христос умер на кресте, один из его учеников, житель города Аримофеи Иосиф обратился к Понтию Пилату, римскому правителю, предавшему сына Божия мучительной казни, с просьбой отдать ему тело Христа для погребения. Понтий позволил Иосифу свершить последний обряд.

Завернув тело казненного в плащаницу, Иосиф поместил его в высоченную пещеру, называемую «гробом», и завалил вход камнем. Эта пещера в Иерусалиме и по сей день называется «гробом Господним».

Спустя три дня, как требовал обычай, женщины, бывшие у креста, приготовили из смеси оливкового масла и вина, сдобренных разными ароматными травами и веществами, особую мазь, называемую «миром». Таким благовонием в те времена «умащивали» тело покойного. Женщины-мироносицы пришли к пещере, чтобы совершить обряд «миропомазания» — отдать последний долг покойнику. Однако Иисуса Христа «во гробе» уже не было.

О том, как произошло «воскресение», рассказано в другом месте. Здесь же продолжится речь о женах-мироносицах и пасхальном празднике в их честь.

Позже к упомянутым «женам», для каждой из которых потом был установлен свой день памяти, присоединились Мария и Марфа — сестры Лазаря, воскрешенного Иисусом Христом в канун Вербного воскресенья, и Иоанна. Последняя была женой домоуправителя Хузы служившего у царя Ирода Антипы. Она спрятала и захоронила отрубленную голову Иоанна Крестителя. Позже мироносицей стали почитать и Сусанну, ставшую, подобно Марии Магдалине, сподвижницей и спутницей Иисуса Христа в его проповеднических странствиях. Еще, спустя несколько веков, к женам-мироносицам добавили царицу Грузии Тамару Великую, которая способствовала, как сказано в ее «Житии», «широкому распространению веры Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей». Она и окончила свою жизнь в монастыре инокиней-затворницей.

Святость и благочестивые деяния жен-мироносиц высоко оценила христианская церковь. В честь их подвижничества был учрежден общий объединяющий их памятный день, связанный с Пасхой.

На Руси день жен-мироносиц стал «женским праздником». Он повсюду широко и весело справлялся, особенно сельскими жительницами.

Крестьянки единственный день в году «гуляли» своей, отдельной от мужей женской компанией. Мужчинам в этот день приходилось брать на себя заботы по хозяйству, и уход за детьми, и варево, и стирку, и приборку, и дойку коров, и, если случалось, срочную штопку и починку. Получалось это у них неловко и нескладно, что и служило потом предметом насмешек и подначек на весь год, и стало даже сюжетом для смешных баек «про то, как мужик бабью работу делал». А жены гуляли весь день, по-мужски — с «хмельным питием», пригласив в компанию, как бывало у нас в Липовке под Камышином, лишь одного «мужчину» — смирного и трезвого паренька-гармониста. К вечеру, бывало, возле него, смертельно уставшего и еле перебирающего пальцами по ладам, оставалось две-три наиболее выносливые и неугомонные бабы, самые трезвые и веселые.

А остальных либо уже после полудня разводили намытарившиеся мужья, либо они разбредались сами.

День этот в каждом селе запоминался надолго. Потому что только в этот день и можно было увидеть женщину-крестьянку, строгую трезвенницу, беспечной и хмельной. И то больше в притворстве, нежели на самом деле. Разве могла она хотя бы на день снять с себя тяжкое бремя ответственности за благополучие своей семьи, которое она покорно, энергично и с достоинством несла весь свой век, духовно опираясь лишь на своих далеких предшественниц, называвшихся женами-мироносицами.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг