Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М А Р Т 25.04.24
25

25     М А Р Т А

 

Ф Е О Ф А Н  _  Х Р О Н О Г Р А Ф.   Г Р И Г О Р И Й  Д В О Е С Л О В.

 

Два разных христианских деятеля. Жили в разное время. Григорий, прозванный Двоесловом, был папой Римским в конце VI века. К ряду святых причислен в соответствии с высоким саном и заслугами в богословии... Феофан Византийский личность в истории более интересная.

Он родился около 758 года в Константинополе, в глубоко верующей семье. 12 лет от роду Феофана обручили с дочерью богатого вельможи, и при достижении совершеннолетия он женился на ней. Но к этому времени он уже твердо решил посвятить себя Богу и, женившись, не притронулся к жене и остался девственником. После смерти тестя, волей которого держался этот странный брак, Феофан убедил жену, столь же фанатично преданную христианской вере и также оставшуюся девицей, удалиться в монастырь.

Христиане того времени легко отказывались от личного счастья в нашем понимании, они видели свое счастье в самоотверженном служении Богу и отказ от земных радостей считали высшим назначением своего земного существования.

Освободившись от брачных уз, Феофан целиком отдался проповеднической деятельности, заботам о распространении христианского учения. Со временем он основал два монастыря. Будучи настоятелем одного из них, участвовал в VII Вселенском соборе.

В историю христианства Феофан вошел как хронограф. Он зафиксировал все гражданские и церковные события, происходившие с первого года правления императора Диоклетиана, одного из наиболее свирепых и жестоких гонителей христианства в начале IV века, до июля 813 года — за пять веков.

Его труд, невысоко оцененный историками, выделился все же из ряда подобных сочинений важным достоинством — Феофан включил в него пространные выдержки из наиболее значительных сочинений зафиксированного им периода, впоследствии утраченных. И они остались только в его хронографии. Поэтому сочинение Феофана пользовалось большой популярностью у современников. Оно было переведено с греческого на латинский язык и стало достоянием всего христианского мира.

Важный и кропотливый труд Феофана оборвался внезапно. Будучи почитателем христианских символов, сторонником и высоким ценителем иконописания, Феофан вступил в острый конфликт с императором Львом V Армянином, ярым иконоборцем. Императорские стражники схватили Феофана прямо в монастыре, в час его работы над «Хроникой». И она оборвалась на полуслове.

После долгих и жестоких пыток в темнице Феофана сослали в отдаленный край империи, на остров Самофракию в Эгейском море. Поставленный в невыносимые условия и лишенный главного своего дела, Феофан зачах и умер 12 марта 817 года.

Так по-разному сложились судьбы святых Георгия и Феофана, разделенных к тому же тремя веками во времени. Но в народном христианском календаре они соединились не только памятью в один день, а, главное, единым «хозяйственным назначением». Русские крестьяне исстари связывали с именами Григория и Феофана свои заботы о возделывании лубяных культур — льна и конопли. 12 марта (25-го по н. с.) в день смерти славного хронографа в церквах поминали, исходя из симпатий верующих, в одних местах Феофана, в других — Григория. Но, примечая в этот день погоду, убежденно говорили: «На Феофана туманы – урожай на лен и коноплю». Или: «Утром туман Григорию дорогу застит — быть урожаю конопли и льна».

Туман в этот день обещал добрые лен и коноплю, где возделывались эти культуры. А посевы льна и конопли были распространены на обширном пространстве Центральной России — от Северной Двины до Тулы и Рязани, а также по всему Верхнему Поволжью. Затем они простерлись далеко по всей Южной Сибири.

Из льняного волокна получали наиболее ценную тонкую ткань — на рубахи, сарафаны, скатерти, занавески, для постельного белья. Льняное семя содержит до 50% масла, и оно было основным растительным жиром на крестьянском столе.

Лен выращивали в поле после зерновых культур. Крестьяне говорили: «Лен с ярью не ладят», т. е. по хлебу лен не сеют.

Конопля, представлявшая несколько меньшую ценность, требовала больших забот. Волокно из конопли (посконь) давала более грубое полотно. Однако при нужде и оно годилось: «Невеяный хлеб не голод, а посконная рубашка — не нагота»,— гласила поговорка.

Лубяные культуры, с продолжительным периодом роста и созревания, требовали наиболее благоприятных условий для посева. Конопля, например, удавалась только на унавоженных землях, ее и выращивали на участке между двором и гумном.

Весенний туман в середине марта предвещал влажное и теплое время посева льна и конопли. В середине мая, когда кончались заморозки, начинали посев льна. Многолетние наблюдения крестьян указывали на зависимость благоприятных майских дней от мартовских туманов. Поэтому и радовались туманам на Феофана и Григория.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг