25 М А Р Т А
Ф Е О Ф А Н _ Х Р О Н О Г Р А Ф. Г Р И Г О Р И Й Д В О Е С Л О В.
Два разных
христианских деятеля. Жили в разное время. Григорий, прозванный Двоесловом, был
папой Римским в конце VI века. К ряду святых
причислен в соответствии с высоким саном и заслугами в
богословии... Феофан Византийский личность в истории более интересная.
Он родился около
758 года в Константинополе, в глубоко верующей семье. 12 лет от роду Феофана
обручили с дочерью богатого вельможи, и при достижении совершеннолетия он женился на ней. Но к
этому времени он уже твердо решил посвятить себя Богу и, женившись, не притронулся к жене и остался девственником. После смерти тестя, волей которого
держался этот странный брак, Феофан
убедил жену, столь же фанатично преданную
христианской вере и также оставшуюся девицей, удалиться в монастырь.
Христиане того
времени легко отказывались от личного счастья в нашем понимании, они видели свое
счастье в самоотверженном служении Богу и отказ от земных радостей считали высшим
назначением
своего земного существования.
Освободившись от
брачных уз, Феофан целиком отдался проповеднической деятельности, заботам о
распространении христианского учения. Со временем он основал два монастыря.
Будучи настоятелем
одного из них, участвовал в VII Вселенском соборе.
В историю
христианства Феофан вошел как хронограф. Он зафиксировал все гражданские и
церковные события, происходившие с первого года правления императора
Диоклетиана, одного из наиболее свирепых и жестоких гонителей христианства в начале IV
века, до июля 813 года — за пять веков.
Его труд, невысоко
оцененный историками, выделился все же из ряда подобных сочинений важным
достоинством — Феофан включил
в него пространные выдержки из наиболее значительных сочинений зафиксированного им периода, впоследствии утраченных.
И они остались только в его
хронографии. Поэтому сочинение Феофана
пользовалось большой популярностью у современников. Оно было переведено
с греческого на латинский язык и стало достоянием всего христианского мира.
Важный и кропотливый
труд Феофана оборвался внезапно. Будучи почитателем христианских символов,
сторонником и высоким ценителем иконописания, Феофан вступил в острый конфликт с императором
Львом V Армянином, ярым иконоборцем. Императорские
стражники схватили Феофана прямо в монастыре, в час его работы над «Хроникой». И она
оборвалась на полуслове.
После долгих и
жестоких пыток в темнице Феофана сослали в отдаленный край империи, на остров
Самофракию в Эгейском море. Поставленный в невыносимые условия и лишенный
главного
своего дела, Феофан зачах и умер 12 марта 817 года.
Так по-разному
сложились судьбы святых Георгия и Феофана, разделенных к тому же тремя веками во
времени. Но в народном христианском календаре они соединились не только памятью в один день, а, главное,
единым «хозяйственным назначением». Русские крестьяне исстари связывали с именами
Григория и Феофана свои заботы о возделывании лубяных культур — льна и конопли. 12 марта
(25-го по н. с.) в день
смерти славного хронографа в церквах поминали, исходя из симпатий верующих, в одних местах
Феофана, в других — Григория. Но, примечая в этот день погоду, убежденно
говорили: «На Феофана туманы – урожай на лен и коноплю». Или: «Утром туман
Григорию дорогу застит — быть урожаю конопли и льна».
Туман в этот день
обещал добрые лен и коноплю, где возделывались эти культуры. А посевы льна и
конопли были распространены на обширном пространстве Центральной России — от Северной Двины до Тулы
и Рязани, а также по всему Верхнему Поволжью. Затем они простерлись далеко по всей Южной Сибири.
Из льняного волокна
получали наиболее ценную тонкую ткань — на рубахи, сарафаны, скатерти,
занавески, для постельного белья. Льняное семя содержит до 50% масла, и оно
было основным
растительным жиром на крестьянском столе.
Лен выращивали в поле после зерновых
культур. Крестьяне говорили: «Лен с ярью не
ладят», т. е. по хлебу лен не сеют.
Конопля,
представлявшая несколько меньшую ценность, требовала больших забот. Волокно из конопли
(посконь) давала более грубое полотно. Однако при нужде и оно
годилось: «Невеяный хлеб не голод, а посконная рубашка — не нагота»,— гласила поговорка.
Лубяные культуры, с
продолжительным периодом роста и созревания, требовали наиболее благоприятных
условий для посева. Конопля, например, удавалась только на унавоженных землях, ее и
выращивали на участке между двором и гумном.
Весенний туман в
середине марта предвещал влажное и теплое время посева льна и конопли. В середине
мая, когда кончались заморозки, начинали посев льна. Многолетние наблюдения крестьян указывали
на зависимость благоприятных майских дней от мартовских туманов. Поэтому и
радовались туманам на Феофана и Григория.