24
С Е Н Т Я Б Р Я
Ф Е Д О Р И Н Д Е Н Ь
Имя
Феодора в переводе с греческого означает «Божий дар». В день Феодоры подводили итог осенним
трудам. Убирали лук, сносили в омшанник
ульи с пчелами. Говорили: «На Феодору
лето кончается». «Преподобная
Феодора – всякому делу аминь».
Феодору считали
покровительницей озимых хлебов. В этот день ходили в поле смотреть озими.
Ядреные, сильные и густые всходы сулили добрый урожай в будущем году.
К Феодорину дню обычно заваривали пиво.
Самым терпким и вкусным считалось корчажное пиво, которое выстаивалось в больших глиняных и крепко обожженных корчагах. Про
пиво много ходило поговорок.
Говорили: «Не богатый пиво варит, тароватый». Над хозяйками-неудачницами
подшучивали: «Коли выйдет – будет пиво, а не
выйдет – квас». Удачное пиво высоко ценилось: «Пиво не пьяно – и то грешно; пиво пьяно – грешней того; а пиво не станет – тошней всего».
В обед непременно
поминали святую Феодору свежесваренным пивом, угощали соседей. Вообще в этот день старались, как можно больше сотворить добра: домашним, соседям,
прохожим. В память о доброте и
мужестве и необычной судьбе святой Феодоры.
Она была поистине
легендарной женщиной.
Жила Феодора во
второй половине V века в Александрии. Ее так и прозвали –
Александрийской.
В юные годы Феодора
не могла и думать, что ее жизнь сложится так, как никогда ни у кого в мире не
складывалась, и ей придется взять на себя чужой грех и всю жизнь его
замаливать. И только после смерти людям открылся ее святой и неповторимый подвиг.
Родившаяся в простой семье, Феодора получила
скромное, но доброе воспитание. Вышла замуж
по любви и счастливо жила в браке.
Но один богач прельстился красотой Феодоры. Он подкупил сводницу, которая внушила доверчивой и пылкой Феодоре, что грех,
совершенный ночью, не вменяется в вину. Богач обольстил Феодору, и она
изменила мужу. Но, опомнившись, она осознала величину
и непоправимость содеянного греха, ее измена отняла у нее покой. Терзаясь
угрызениями совести, она рассказала о своей измене знакомой игуменье. Та напомнила ей евангельскую притчу о грешнице, омывшей слезами раскаяния ноги Иисуса
Христа и прощенной после этого.
Феодора решила уйти
в монастырь. Переодевшись мужчиной, она пришла к мужскому монастырю и назвалась
Федором. Но ее долго не пускали в монастырские ворота, и только после беседы со строгим игуменом
она была принята. Новый послушник Федор выпросил себе отдельную, лишенную всяких
удобств, келью и предался
страстным молитвам. Кротостью и благочестием Федор заслужил уважение братии. Так Феодора прожила в монастыре восемь лет.
Однажды ее послали в
Александрию с поручением купить хлеба. На обратном пути она задержалась и
заночевала в соседнем
Енатовском монастыре. В гостинице обители проживала дочь здешнего игумена,
приехавшая повидаться с отцом. Встретив в коридоре
красивого постороннего монаха, она воспылала к нему любовью и решила добиться его ответной страсти. Но
Феодора отвергла порочную красавицу. Тогда та, в поисках удовлетворения своей похоти, отдалась другому приезжему монаху и
забеременела от него. Феодора же,
выполнив поручение своего игумена, благополучно
вернулась в обитель.
Через некоторое
время настоятель Енатозского монастыря заметил беременность дочери и допытался: кто
обольститель? Гулящая дочь назвала
Феодору, т. е. монаха из соседней обители Федора, с намерением отомстить ему за отвергнутую
любовь. Отец-игумен тотчас
сообщил об этом настоятелю соседнего монастыря, тот вызвал инока и учинил ему гневный допрос. Но Федор твердо отвечал:
«Бог свидетель, я в этом не повинен». Однако из Енатовского монастыря вскоре принесли младенца с укорами в нечистоплотности всей братии соседней обители.
Разгневанный игумен вручил младенца
заклейменному позором Федору и выгнал его из монастыря прочь. В слезах, приняв младенца, Феодора вышла за ворота. Она покорилась новому испытанию как
искуплению ее старого греха.
Феодора поселилась с чужим младенцем
неподалеку от своего монастыря в заброшенной
хижине. Стойко и покорно переносила она выпадавшие ей лишения и невзгоды.
Пастухи, жалевшие «оступившегося»
монаха, давали молоко для ребенка, а сама Феодора питалась дикими
ягодами, съедобными растениями и кореньями.
Долгих семь лет продолжалось ее изгнание. Наконец братия ее обители простили «инока Феодора» и
упросили игумена вернуть его с ни в чем не повинным мальчиком в
монастырь. Феодора поселилась в прежней своей келье и еще два года жила «в затворе». После этого ее «грех» простил и сам
игумен. Мальчик рос в монастыре, называл Феодору «батюшкой», считая ее
своим отцом. Перед смертью она дала
сыну-отроку наказ: никогда не забывать
об их скитальческой жизни и доброты людей, им помогавшим. И в час смерти она не
открылась сыну и обступившим ее «братьям».
И только после смерти открылось, что «инок Федор» был женщиной.
В некоторых местах
России Феодорин день называли Аспосовым, или Аспасовым днем. А-спас
совсем не похоже на Спас. Это
праздник, противостоящий августовскому Спасу. Вроде Спас, да не такой. Осенний Спас, Осенины.
В день памяти
святой Феодоры в верхних волжских губерниях устраивали «осенщину». Осенщина в
прежние времена – пора сбора по селам съестных «даров» священнику приходской
церкви. Православные
миряне заботились о том, чтобы и семья священника жила обеспеченно и ни в чем не нуждалась. Сельские женщины помогали матушке запастись на зиму
соленьями, вареньями и сушениной.
Этим заботам и посвящалась «осенщина» – день преподобной Феодоры, прожившей жизнь мученицы.