Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

А В Г У С Т 23.11.24
24

24     А В Г У С Т А

 

В А С И Л И Й  И  Ф Е Д О Р    М У Ч Е Н И К И  П Е Ч Е Р С К И Е

 

 «Святой Василий овцам шерсть дает», – говорили крестьяне в этот день. Сельские жители понимали эти слова буквально – в конце августа начиналась осенняя стрижка овец. Монастырские же обитатели вкладывали в это выражение иносказательный смысл. Овцами в христианских проповедях называли паству, а под шерстью подразумевалось одеяние, соответствующее сезону. Приближалась осень, и пора было подумывать о приобретении теплой, шерстяной или суконной одежды.

Василий и Федор были первыми иноками в Киево-Печерском монастыре, который за два десятка лет до того основал преподобный Антоний.

Федор происходил из богатой боярской семьи. Решив посвятить себя служению Богу, он роздал бедным все имущество и выкопал себе пещеру поблизости от кельи Феодосия, ставшего вскоре игуменом Печерской обители. Некоторое время спустя к нему присоединился отрок Василий, и они стали жить вдвоем.

Федор, переменив образ жизни, тяжело переживал лишения иноческого бытия и тосковал о розданном имуществе. Бояре осуждали Федора, подвергали сомнению его бескорыстное подвижничество. Пошли разные кривотолки. Так до киевского князя Мстислава Святополковича дошел слух, что Федор нашел сокровища в пещерах. Завистливый и алчный князь велел привести к нему Федора и учинил ему строгий допрос: где и что он нашел, почему утаил и куда перепрятал найденное золото и серебро? Федор ответил, что нигде ничего не находил и никаких сокровищ, ни явных, ни тайных, у него нет. Хмельной и распаленный Мстислав не поверил и велел своим холопам пытать Федора. Его повесили вниз головой и разожгли под ним костер.

Но палачи не добились никаких признаний. Тогда князь велел доставить Василия и тоже подвергнуть его пыткам. Однако и от Василия ничего не добились. В бессильном озлоблении князь Мстислав схватил лук и пронзил Василия стрелой. Василий, умирая, успел выдернуть стрелу из своей груди и, бросив ее к ногам князя, сказал, что сам Мстислав тоже скоро погибнет от стрелы.

Ничем не поживился князь Мстислав Святополкович и напрасно загубил две невинные души. Но сбылось пророчество Василия. Спустя год, 15 июля 1099 года, во время междоусобной войны с владимирским князем Давидом Игоревичем Мстислав был поражен стрелой, так же в упор, как он убил Василия.

Предание о мученической гибели иноков Печерского монастыря Василия и Федора не отразилось в древнеславянской литературе, но, устно передаваясь от дедов к внукам, дошло до наших дней. Существуя в народной памяти, оно попало и в народный календарь. И еще в средние века образ святого Василия, отдавшего, по завету Иисуса Христа, «жизнь за други своя», в крестьянских хозяйских заботах был связан с сезоном стрижки овец и последующими хлопотами о переработке шерсти и изготовлении необходимых на зиму теплых вещей.

Овец российские крестьяне держали в основном ради шерсти, из которой женщины вязали к зиме платки, чулки и варежки, кофты и душегрейки, а шерстобиты валяли валенки и кошмы, которыми в студеные дни закрывали окна и брали в дальнюю дорогу в виде подстилки на санях.

С «Федора – Василия» сельские шерстобиты со своим инструментом – смычком, жильными струнами и дубовым битенем разъезжали по всей Центральной России, отправлялись в Сибирь валять полости (войлочные кошмы) и валенки (по-уральски и сибирски – пимы). Этим мастерством особенно славились костромские шерстобиты. Небольшая их артель в два-три человека останавливалась в каком-либо селе, снимала подходящую баньку и принималась за дело. Их необычная работа тоже попала в поговорки. Про не в меру судачливую деревенскую кумушку говорили: «Бьет баба языком, что шерстобит струной жильной».

Исполнив все заказы в одном селе, валяльщики переезжали в другое. И так странствовали до Рождества. А в мясоед опять разъезжались в поисках заказов. До масленицы.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг