24
А В Г У С Т А
В А С И Л И
Й И
Ф Е Д О Р
– М У Ч Е Н И К И П Е Ч Е Р С К И Е
«Святой Василий овцам шерсть дает», – говорили
крестьяне в этот день. Сельские жители понимали эти слова буквально – в конце августа
начиналась осенняя стрижка овец. Монастырские же обитатели вкладывали в это выражение
иносказательный смысл. Овцами в христианских проповедях называли паству, а под шерстью
подразумевалось одеяние, соответствующее сезону. Приближалась осень, и пора было
подумывать о приобретении теплой, шерстяной или суконной одежды.
Василий и Федор были
первыми иноками в Киево-Печерском монастыре, который за два десятка лет до того
основал преподобный Антоний.
Федор происходил из
богатой боярской семьи. Решив посвятить себя служению Богу, он роздал бедным все
имущество и выкопал себе пещеру поблизости от кельи Феодосия, ставшего вскоре игуменом
Печерской обители. Некоторое время спустя к нему присоединился отрок Василий, и они
стали жить вдвоем.
Федор, переменив
образ жизни, тяжело переживал лишения иноческого бытия и тосковал о розданном
имуществе. Бояре осуждали Федора, подвергали сомнению его бескорыстное подвижничество. Пошли
разные кривотолки. Так до киевского князя Мстислава
Святополковича дошел слух, что Федор нашел сокровища в пещерах. Завистливый и алчный
князь велел привести к нему Федора и учинил ему строгий допрос: где и что он
нашел, почему утаил и куда
перепрятал найденное золото и серебро? Федор
ответил, что нигде ничего не находил и никаких сокровищ, ни явных, ни тайных, у него нет. Хмельной и распаленный Мстислав не поверил и велел своим холопам пытать Федора. Его повесили вниз головой и разожгли под ним
костер.
Но палачи не добились
никаких признаний. Тогда князь велел доставить Василия и тоже подвергнуть
его пыткам. Однако и от Василия ничего не добились. В бессильном озлоблении князь Мстислав схватил лук и пронзил
Василия стрелой. Василий, умирая, успел
выдернуть стрелу из своей груди и, бросив ее к ногам князя, сказал, что
сам Мстислав тоже скоро погибнет от стрелы.
Ничем не поживился
князь Мстислав Святополкович и напрасно загубил две невинные души. Но сбылось пророчество Василия. Спустя год, 15 июля 1099 года, во время
междоусобной войны с владимирским
князем Давидом Игоревичем Мстислав был
поражен стрелой, так же в упор, как он убил Василия.
Предание о
мученической гибели иноков Печерского монастыря Василия и Федора не отразилось в древнеславянской литературе, но, устно передаваясь от дедов к внукам,
дошло до наших дней. Существуя в народной
памяти, оно попало и в народный календарь. И еще в средние века образ святого
Василия, отдавшего, по завету Иисуса Христа, «жизнь за други
своя», в крестьянских хозяйских
заботах был связан с сезоном стрижки
овец и последующими хлопотами о переработке шерсти и изготовлении необходимых
на зиму теплых вещей.
Овец российские
крестьяне держали в основном ради шерсти, из которой женщины вязали к зиме платки, чулки
и варежки, кофты и душегрейки, а шерстобиты валяли валенки и кошмы, которыми в студеные дни закрывали окна и
брали в дальнюю дорогу в виде подстилки на
санях.
С «Федора – Василия»
сельские шерстобиты со своим инструментом – смычком, жильными струнами и дубовым
битенем разъезжали
по всей Центральной России, отправлялись в Сибирь валять полости (войлочные кошмы)
и валенки (по-уральски и сибирски – пимы). Этим мастерством особенно славились
костромские
шерстобиты. Небольшая их артель в два-три человека останавливалась в
каком-либо селе, снимала подходящую баньку и принималась за дело. Их необычная
работа тоже попала в поговорки. Про не в меру судачливую деревенскую кумушку говорили: «Бьет баба
языком, что шерстобит струной жильной».
Исполнив все заказы
в одном селе, валяльщики переезжали в другое. И так странствовали до Рождества.
А в мясоед опять разъезжались в поисках заказов. До масленицы.