Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М А Й 25.04.24
24 М А Я – 26 И Ю Н Я

24 М А Я   26 И Ю Н Я

 

Т  Р  О  И  Ц  А

 

Троица – последний в году из числа так называемых «переходящих» христианских праздников. Переходящими они называются потому, что связаны с Пасхой, которая, следует заметить, сама не входит в число великих «двунадесять» торжеств, а как бы поставлена над ними. Перед Троицей, называемой также Пятидесятницей, отводятся Вознесение и Вход Господень в Иерусалим. К непереходящим относятся Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение, Рождество Богородицы, Воздвижение, Введение и Рождество Христово. Их празднуют в определенно установленные дни.

О Троице сложено множество народных поговорок:

Бог любит троицу.

Без троицы дом не строится.

Троица перстов крест кладет.

Есть у нее свои приметы и поучения: «На Троицкой дождь – много грибов; от Троицы до Успенья хороводы не водят».

Происхождение праздника Троицы связано с деяниями Иисуса Христа после его Вознесения и заботами о распространении его учения среди всех народов мира.

На 5-й день после Вознесения Христа, рассказывают Деяния Апостолов, его ученики собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, в той самой, где проходила последняя Тайная вечеря. Апостолы тихо беседовали о Христе и его учении. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им просвещивать... Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение: ибо каждый слышал их говорящих его наречием... И изумлялись все, и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?» (Деяния, II, 3, 4, б, 12).

Так благодаря внезапному сошествию Святого Духа апостолы заговорили на языках всех народов, населявших землю. И получили возможность проповедовать учение Христа повсюду, среди всех народов тогдашнего мира.

Богословы утверждают, что в этом событии участвовала Святая Троица – Дух Святой исходил от Бога-Отца, а послан он был Богом-Сыном.

Бог представлялся в трех лицах. Эта ипостась была оформлена в качестве догмата на Константинопольском Вселенском Соборе в 381 году. Тогда же, после принятия догмата о Троице, и сложился праздник Троицы, вошедший в православной церкви в число «двунадесяти» важнейших праздников.

Христианское вероучение немыслимо без признания в нем участия Духа. Примечательно толковал это понятие Вл. Даль в своем словаре: «Дух – бестелесное существо, обитатель не вещественного, а существенного мира, бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя это слово к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремление к небесному». Это толкование побуждает к глубоким размышлениям.

Троицкому воскресенью, основному дню праздника, предшествовал «Семик». Назывался он так потому, что отмечался в седьмую неделю после Пасхи, в четверг. Четверг у православных христиан – самый благоприятный день недели. Утверждалось удачливо любое дело, начатое в четверг.

В народе сложилось немало поговорок и песен, посвященных семику. Например, говорилось: «Честь и хвала, что Масляна Семик в гости позвала».

Семик начали праздновать на Руси с начала XVIII века, он тоже был одним из веселых «затей», которых много было введено в быт русского народа в годы царствования Петра I.

Семиричное число считалось возвышенным, великим, превосходным. «Семь верст до небес», – выражались о неизвестной дороге; «Седьмая вода на киселе», – говорили о сомнительных родственниках; людей поражали «Семь чудес света»; в сказках рассказывали «О семи великанах»; «Семи пядей во лбу», – судили о человеке большого ума; «Семь раз отмерь...» – предостерегали от поспешных решений. Семь недель от Пасхи до Троицы – из этого же ряда достоинств этого числа.

В дни семика славился зеленый мир, окружающий нас: «Троица на цветах, а семик – на ветвях». «Семичная», или «Русальная», неделя с завершающим ее Троицыным днем, был самым любимым праздником сельской молодежи. Об этом пелось:

Как у нас в году три праздника: Первый праздник – семик честной, Другой праздник – Троицын день, А третий праздник – Купальница.

Семик называли «зелеными святками» – так он был наполнен разнообразными обрядами, подобно рождественским святкам.

С детства каждому из нас известна народная песня, начинающаяся словами:

Пойду я в лес, погуляю,

Белую березу заломаю...

Поем ее, не вдумываясь в смысл: зачем надо ломать березу?

Эта песня – «семичная». В четверг перед Троицей девушки гурьбой ходили в лес, выбирали молодую березку и заламывали ее, чаще всего вершинку. Не отламывали совсем, а оставляли висеть и заломанную ветвь заплетали венком.

Затем начинался веселый обряд вокруг «заломанной» березки. Из веточек и травы делали чучело кукушки и забавным образом «крестили» ее. Во время «крещения» девушки «кумились». Будущие «кумы», просунув лицо в завитый березовый венок, целовались и тут же обменивались нательными крестами. При этом пели:

Покумимся, кума, покумимся.

Нам с тобою не браниться, век дружиться.

Шуточная церемония «крестин» всерьез сближала юных селянок, как бы роднила их, и «покумившиеся» часто оставались верными подругами на долгие годы. Ссора между покумившимися подружками считалась великим грехом, и этот грех надо было долго замаливать.

Тут же, под березками, водили хоровод, потом угощались испеченными с утра пирогами, курниками и другими яствами, нечастыми на крестьянском столе в эту пору.

Семичный четверг в лесу – это девичий праздник. А взрослые в этот день, с ними и парни, будущие хозяева, спешили на ярмарку, на большой базар, который уже с раннего утра шумел в ближайшем городе или большом селе.

О семичной ярмарке сложилась шуточная поговорка: «Накануне семика проучил прасол мясника, а на самый семик – прасола мясник». Прасолами называли торговцев скотом. В семичную ярмарку случались и такие сделки: кто кого надует. Но партнеры не обижались: ярмарка была не только шумным торжищем, но и местом общих забав и развлечений. Она не обходилась без каруселей, кукольного театра, где публику веселили продувной Петрушка, без шарманщиков и медвежьих танцев.

В день Троицы окрестности оглашал торжественный благовест со всех колоколен, в храмах, украшенных зеленью, шли молебны. Люди направлялись к обедне с букетами цветов, зелеными ветвями. Цветами и травой украшались горницы. Девушки опять отправлялись в лес и расплетали заломанную березку. Срубали другое деревце, приносили его домой, наряжали лентами и ставили в переднем углу, как новогоднюю елку.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг