24 М А Я – 26 И Ю Н Я
Т Р О
И Ц А
Троица – последний в году из числа так называемых «переходящих» христианских
праздников. Переходящими они называются потому, что связаны с Пасхой, которая, следует заметить, сама не входит в число великих «двунадесять» торжеств,
а как бы поставлена над ними. Перед Троицей,
называемой также Пятидесятницей,
отводятся Вознесение и Вход Господень в Иерусалим. К
непереходящим относятся Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение,
Успение, Рождество Богородицы, Воздвижение, Введение и Рождество Христово.
Их празднуют в определенно установленные дни.
О Троице сложено
множество народных поговорок:
Бог любит троицу.
Без троицы дом не
строится.
Троица перстов крест
кладет.
Есть у нее свои приметы и поучения: «На Троицкой дождь – много
грибов; от Троицы до Успенья хороводы не водят».
Происхождение праздника Троицы связано с
деяниями Иисуса Христа после его Вознесения
и заботами о распространении его учения
среди всех народов мира.
На 5-й день после Вознесения Христа,
рассказывают Деяния Апостолов, его ученики
собрались в Сионской горнице в Иерусалиме,
в той самой, где проходила последняя Тайная вечеря. Апостолы тихо
беседовали о Христе и его учении. «И внезапно сделался
шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом,
где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили
по одному на каждом из них. И исполнились
все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им просвещивать... Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение: ибо
каждый слышал их говорящих его
наречием... И изумлялись все, и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?» (Деяния, II, 3, 4, б, 12).
Так благодаря
внезапному сошествию Святого Духа апостолы заговорили на языках всех народов, населявших
землю. И получили
возможность проповедовать учение Христа повсюду, среди всех народов тогдашнего мира.
Богословы утверждают,
что в этом событии участвовала Святая Троица – Дух Святой исходил от Бога-Отца,
а послан он был Богом-Сыном.
Бог представлялся в
трех лицах. Эта ипостась была оформлена в качестве догмата на Константинопольском
Вселенском Соборе в 381 году. Тогда же, после принятия догмата о Троице, и сложился праздник
Троицы, вошедший в православной церкви в число «двунадесяти» важнейших праздников.
Христианское
вероучение немыслимо без признания в нем участия Духа. Примечательно толковал это
понятие Вл. Даль в своем словаре: «Дух – бестелесное существо,
обитатель не вещественного, а существенного
мира, бесплотный житель недоступного нам
духовного мира. Относя это слово к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает
жизнь плоти, а в духе высшую
искру Божества, ум и волю, или же стремление к
небесному». Это толкование побуждает к глубоким размышлениям.
Троицкому воскресенью,
основному дню праздника, предшествовал «Семик». Назывался он так потому, что
отмечался в седьмую неделю после Пасхи, в четверг. Четверг у православных христиан – самый
благоприятный день недели. Утверждалось удачливо любое дело, начатое в четверг.
В народе сложилось
немало поговорок и песен, посвященных семику. Например, говорилось: «Честь и хвала, что Масляна Семик в гости позвала».
Семик начали
праздновать на Руси с начала XVIII века, он тоже был одним из
веселых «затей», которых много было введено в быт русского народа в годы
царствования Петра I.
Семиричное число считалось возвышенным,
великим, превосходным. «Семь верст до
небес», – выражались о неизвестной дороге; «Седьмая вода на киселе», – говорили
о сомнительных родственниках; людей
поражали «Семь чудес света»; в сказках рассказывали
«О семи великанах»; «Семи пядей во лбу», – судили о человеке большого
ума; «Семь раз отмерь...» – предостерегали
от поспешных решений. Семь недель от Пасхи до Троицы – из этого же ряда достоинств этого числа.
В дни семика
славился зеленый мир, окружающий нас: «Троица на цветах, а семик – на ветвях».
«Семичная», или «Русальная», неделя с завершающим ее Троицыным днем, был самым
любимым праздником
сельской молодежи. Об этом пелось:
Как у нас в году три
праздника: Первый праздник – семик честной, Другой праздник – Троицын день, А
третий праздник – Купальница.
Семик называли «зелеными святками» – так
он был наполнен разнообразными обрядами,
подобно рождественским святкам.
С детства каждому из нас известна
народная песня, начинающаяся словами:
Пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю...
Поем ее, не
вдумываясь в смысл: зачем надо ломать березу?
Эта песня – «семичная». В четверг перед
Троицей девушки гурьбой ходили в лес,
выбирали молодую березку и заламывали ее,
чаще всего вершинку. Не отламывали совсем, а оставляли висеть и заломанную ветвь заплетали венком.
Затем начинался
веселый обряд вокруг «заломанной» березки. Из веточек и травы делали чучело
кукушки и забавным образом «крестили» ее. Во время «крещения» девушки
«кумились». Будущие «кумы», просунув лицо в завитый березовый венок, целовались и тут же
обменивались нательными крестами. При этом пели:
Покумимся,
кума, покумимся.
Нам с тобою не браниться, век дружиться.
Шуточная церемония «крестин» всерьез
сближала юных селянок, как бы роднила их, и
«покумившиеся» часто оставались верными
подругами на долгие годы. Ссора между покумившимися подружками считалась великим грехом, и этот грех
надо было долго замаливать.
Тут же, под
березками, водили хоровод, потом угощались испеченными с утра пирогами, курниками
и другими яствами, нечастыми на крестьянском столе в эту пору.
Семичный четверг в
лесу – это девичий праздник. А взрослые в этот день, с ними и парни, будущие
хозяева, спешили на ярмарку, на большой базар, который уже с раннего утра шумел в
ближайшем городе или большом
селе.
О семичной ярмарке
сложилась шуточная поговорка: «Накануне семика проучил прасол мясника, а на
самый семик – прасола мясник». Прасолами называли торговцев скотом. В семичную
ярмарку случались и такие сделки: кто кого надует. Но партнеры не обижались:
ярмарка была не только шумным торжищем, но и местом общих забав и развлечений. Она
не обходилась без каруселей, кукольного театра, где публику веселили продувной Петрушка, без шарманщиков и медвежьих танцев.
В день Троицы
окрестности оглашал торжественный благовест со всех колоколен, в храмах, украшенных
зеленью, шли молебны. Люди направлялись к обедне с букетами цветов, зелеными
ветвями.
Цветами и травой украшались горницы. Девушки опять отправлялись в лес и
расплетали заломанную березку. Срубали другое деревце, приносили его домой,
наряжали лентами и ставили в
переднем углу, как новогоднюю елку.