Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Ф Е В Р А Л Ь 23.11.24
24 февраля

24   февраля

 

Д Е Н Ь  В Л А С И Я.  С П А С  К О Л О Т Ы Й

 

Власий, живший на рубеже III и IV веков, был христианским епископом в городе Савастии. Местные жители почитали его за доброту и отзывчивость. Он справедливо решал споры, помогал обездоленным. Однажды у бедной вдовы волк унес единственного поросенка. Она в горести пожаловалась Власию. Епископ успокоил ее, и, вернувшись домой, вдова обнаружила похищенного поросенка в хлеву – волк принес его обратно, живого и невредимого.

Вскоре в Савастии начались гонения на христиан. Спасаясь от расправы, Власий скрылся в горах, но воины жестокого римского правителя Агриколы обнаружили епископа и привели на суд своего повелителя. Тот приказал заключить Власия в темницу и оставить без воды и хлеба. Узнав об этом, бедная вдова заколола своего единственного поросенка и принесла зажаренные голову и ноги. Епископ поблагодарил добрую женщину и, благословив ее, сказал: «Всякий год так совершай память мою, и не оскудеет в доме твоем ничего из потребных вещей; и если кто другой, подобно тебе, будет совершать память мою, то наполнится даров божеских и благославен будет на всю жизнь свою».

После долгих и мучительных истязаний епископа Власия казнили. А вдова и многие другие, последовавшие ее примеру, стали каждый год отмечать память незабвенного христианского мученика, как он наказывал. В знак почитания мученика Власия с того времени христиане закалывают поросенка или бычка и угощаются мясом с молитвою о савастийском епископе.

Так повествует о Власий одно из посвященных ему преданий.

Интересно объяснял обряд празднования памяти святого Власия, бытовавший в русских селениях верхневолжских губерний, известный исследователь народных обычаев и обрядов, современ­ник А. С. Пушкина, профессор Московского университета И. М. Снегирев: «При водворении христианства в России места языческих капищ и требищ освящены святыми храмами: языческим отечественным богам противопоставлены святые православной церкви, покровительствующие тем же занятиям житейского быта, какими заведовали первые. Нельзя было первым проповедникам веры Евангельской в этом обстоятельстве не сделать некоторого снисхождения народу... Так, вместо низверженного Волоса, скот, особливо коровы, поручены покровительству св. мученика Власия, жившему в IV веке, потому более, что житие его свидетельствует о благотворительстве его людям и лесным зверям, о возвращении бедной вдове веприцы, похищенной волком, и т. п. Такое сближение сходных обстоятельств и даже созвучных имен укоренило в народе это верование, соединилось с его бытом и обычаем».

Одна из древнейших на Руси ярмарок, Ростовская, приурочивалась к Власьеву дню. Торговая площадь расстилалась перед церковью, сооруженной на месте, где прежде стоял идол бога Волоса. И по преданию будто в той церкви при Авраамиевом монастыре остался и хранился до конца XVIII века крест с надписью: «Сей крест во граде Ростове, в Авраамиевом мо­настыре, святым Иоанном Богословом дан преподобному Авраамию, победивши идола Белеса при князе Владимире». В первое столетие после крещения . Руси церкви на местах бывших языческих идолов, в том числе и Белеса (Волоса), были возведены во многих городах. А в Новгороде даже была Волосова улица. К этим церквам в день Власия крестьяне приводили молодых коров для освящения. В момент процедуры крестьянин пригова­ривал: «Святой Власий, будь счастлив на гладких телушках, на жирных бычках, чтобы со двора шли играли, а с лугов шли – скакали».

В день памяти святого Власия в каждой семье непременно закалывали бычка или телушку, а нет – так свинку или валушка и щедро угощались жарким. Этот обычай увязывался с целесообразностью: зима шла к концу, корма убывали, к тому же и крестьянский стол становился скуднее, лишний скот держать было не резон, да и перед Великим постом следовало подкормиться. Так день Власия получил еще одно название – Спас колотый. Гуляли на Власия широко и весело. Приговаривали: «Егорий да Влас – всему богатству глаз». Оно так и было: основу достатка крестьянского двора составляла скотина. Потому и старались «угодить» Власию – в благодарность за покровительство.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг