24
февраля
Д Е Н Ь В Л А С И
Я. С П А С К О Л О Т Ы Й
Власий, живший на
рубеже III и IV веков, был христианским
епископом
в городе Савастии. Местные жители почитали его за доброту и отзывчивость. Он
справедливо решал споры, помогал обездоленным. Однажды у
бедной вдовы волк унес единственного поросенка. Она в горести пожаловалась Власию.
Епископ успокоил ее, и, вернувшись домой, вдова
обнаружила похищенного поросенка в хлеву – волк принес его обратно, живого и невредимого.
Вскоре в Савастии
начались гонения на христиан. Спасаясь от расправы, Власий скрылся в горах, но воины
жестокого римского правителя Агриколы обнаружили епископа и привели на суд своего
повелителя. Тот приказал заключить Власия в темницу и оставить без воды и хлеба.
Узнав об этом, бедная вдова
заколола своего единственного поросенка и принесла зажаренные голову и ноги. Епископ поблагодарил добрую женщину и, благословив ее, сказал: «Всякий год так
совершай память мою, и не оскудеет в доме твоем ничего из потребных вещей; и если кто другой, подобно тебе, будет совершать
память мою, то наполнится даров
божеских и благославен будет на всю жизнь
свою».
После долгих и
мучительных истязаний епископа Власия казнили. А вдова и многие другие,
последовавшие ее примеру, стали каждый год отмечать память незабвенного
христианского мученика, как он наказывал. В знак почитания мученика Власия с того времени
христиане закалывают поросенка или бычка и угощаются мясом с молитвою о савастийском
епископе.
Так повествует о
Власий одно из посвященных ему преданий.
Интересно объяснял
обряд празднования памяти святого Власия, бытовавший в русских селениях верхневолжских губерний,
известный исследователь народных обычаев и обрядов, современник А. С. Пушкина, профессор Московского
университета И. М. Снегирев: «При
водворении христианства в России места языческих
капищ и требищ освящены святыми храмами: языческим отечественным богам
противопоставлены святые православной церкви, покровительствующие тем же
занятиям житейского быта, какими заведовали первые. Нельзя было первым проповедникам веры Евангельской в этом обстоятельстве
не сделать некоторого снисхождения народу... Так, вместо
низверженного Волоса, скот, особливо коровы, поручены покровительству св. мученика Власия, жившему в IV веке, потому более, что житие его свидетельствует о благотворительстве его людям
и лесным зверям, о возвращении бедной
вдове веприцы, похищенной волком, и
т. п. Такое сближение сходных обстоятельств и даже созвучных имен укоренило в
народе это верование, соединилось с его бытом и обычаем».
Одна из древнейших на
Руси ярмарок, Ростовская, приурочивалась к Власьеву дню. Торговая площадь
расстилалась перед церковью, сооруженной на месте, где прежде стоял идол бога Волоса. И по преданию
будто в той церкви при Авраамиевом монастыре
остался и хранился до конца XVIII века крест с
надписью: «Сей крест во граде Ростове, в Авраамиевом
монастыре,
святым Иоанном Богословом дан преподобному Авраамию, победивши идола Белеса при князе
Владимире». В первое столетие после крещения . Руси
церкви на местах бывших языческих идолов, в том числе и Белеса (Волоса), были
возведены во многих городах. А в Новгороде даже была Волосова улица. К этим церквам в
день Власия крестьяне приводили молодых коров для освящения. В момент процедуры
крестьянин приговаривал: «Святой Власий, будь счастлив на гладких телушках, на жирных бычках,
чтобы со двора шли играли, а с лугов шли – скакали».
В день памяти
святого Власия в каждой семье непременно закалывали бычка или телушку, а нет – так
свинку или валушка и щедро угощались жарким. Этот обычай увязывался с целесообразностью: зима шла к концу,
корма убывали, к тому же и крестьянский
стол становился скуднее, лишний скот держать было не резон, да и перед Великим постом следовало подкормиться. Так
день Власия получил еще одно название – Спас колотый. Гуляли на Власия широко и весело. Приговаривали: «Егорий да Влас – всему богатству глаз». Оно так и
было: основу достатка крестьянского
двора составляла скотина. Потому и
старались «угодить» Власию – в благодарность за покровительство.