Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

О К Т Я Б Р Ь 25.04.24
23 О К Т Я Б Р Я

23  О К Т Я Б Р Я

 

А М В Р О С И Й   О П Т И Н С К И Й

 

В народном христианском месяцеслове этот день пока еще не отмечен и не значится ни праздничным, ни просто приметным Днем. Он означен только в церковном календаре.

В старину в этот день знатоки Житий святых отмечали память мучеников Евлампия и Евлампии, погибших за Христову веру в начале III века. В народной молве день обоих мучеников объединенно именовался «Лампеей». Говорили: «Если на Лампею рога месяца на полночь – быть скорой зиме, снег ляжет посуху; если на полдень – скорой зимы не жди, будет грязь да слякоть до самой Казанской». Ни обрядов, ни каких-либо обычаев на Лампею не предусматривалось. И в церковной службе этот день был обычным.

Однако теперь, точнее с 1988 года, во всех православных церквах нашего Отечества 23(10) октября проводится особая служба в память преподобного Амвросия Оптинского, выдающиеся заслуги которого перед православным христианством и отечественной духовной культурой сделали широко известным его имя. В 1988 году преподобный Амвросий Оптинский причислен к лику святых русской православной церкви.

Он родился в 1812 году в Тамбовской губернии, в семье сельского пономаря Михаила Федоровича Гренкова и при крещении был наречен Александром. Поскольку и его дед был священником, родители избрали Александру путь духовного служения и определили его учиться в духовную семинарию.

За год до ее окончания Александр тяжело заболел. Измученный недугом, он дал клятвенный обет Богу, что, если выздоровеет, пойдет в монастырь и навсегда отрешится от всего мирского. Господь внял его молитвам, и он поправился. Однако возникла в его душе борьба, поселились сомнения. «После выздоровления своего,– вспоминал потом старец Амвросий,– я целых четыре года все жался, не решался сразу покончить с миром». И тогда он обратился за советом к старцу Илариону Троекуровскому. Тот твердо сказал: «Иди в Оптину и будь опытен». И осенью 1839 года Александр приехал во Введенскую Оптину пустынь в Калужской губернии. Его ласково принял здешний старец Лев.

Через три года испытаний юноша принял постриг и был наречен Амвросием, в честь святителя Медиоланского. А спустя еще три года Амвросия возвели в сан иеромонаха, и он стал помогать старцу Макарию как духовник: принимал посетителей, участво­вал в издании и переводах творений святых отцов.

Болезнь, однако же, не отступила совсем и внезапно вновь овладела им. И больше не отпускала Амвросия все годы его иноческой и старческой жизни. Превозмогая недуг, Амвросий трудился с неимоверным напряжением. Помимо издательских дел, он посвятил несколько лет новому переводу «Лествицы райской».

Но его не удовлетворяло затворническое духовно-литературное служение, он постоянно жаждал живого общения с людьми. Современный православный журнал писал об Амвросии: «Стяжав в трудах и молитве благодать Святого Духа, преподобный Амвросий взошел на гору христианского совершенства и стал поистине всероссийским наставником благочестия. Богатые и бедные, образованные и неграмотные, аристократы и простолюдины, здоровые и больные, верующие и даже неверующие из года в год шли к нему за советом, за наставлением, искали у него облегчения в скорбях, просили благословения. В Оптину к старцу Амвросию приезжали Ф. Достоевский и Л. Толстой, философы В. Соловьев и К. Леонтьев, профессора Московского университета М. Погодин и П. Юркевич, многие другие ученые, писатели и общественные деятели».

Преподобный Амвросий прослыл не только великим наставником и целителем болящих и тоскующих сердец, но и щедрым и неистощимым благотворителем. Он раздавал нуждающимся все, что имел. Ни одна кроха или копейка из потока пожертвований, приносимых ему, не задерживалась в хранилищах Оптикой пустыни – все тотчас обращалось на благие народные нужды. Значительную часть средств старец употребил на строительство Казанской женской обители, основанной им в Шамордино, неподалеку от Оптиной пустыни. В последние годы настоятельницей этой обители была сестра Л. Н. Толстого – Мария Николаевна, не раз принимавшая в своей келье знаменитого своего брата.

Заботами старца Амвросия была основана и в Камышине женская иноческая община во имя Ахтырской Божьей матери.

До последнего дня заботясь о высоком благочестии и духовном совершенствовании сестер Шамординской обители, Амвросий принял тут и свой смертный час 10 октября 1891 года. Его похоронили в Оптиной пустыни, у юго-восточной стены Введенского собора, рядом с могилой мудрого наставника Макария.

Ныне в день памяти преподобного Амвросия Оптинского все православные храмы России зовут под свои своды верующих, чтобы вознести великому печальнику и утешителю христианской Руси посвященную ему молитву: «Яко к целебному источнику, притекаем к тебе, Амвросие, отче наш, ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, молитвами от бед и напастей охраняеши, в телесных и душевных скорбех утешаеши, паче же смирению, терпению и любви научаеши, моли человеколюбца Христа и Заступницу усердную спастися душам нашим».

Возрождаются ныне монастыри на Русской земле. Множится их число, растет поток богомольцев, устремляющихся в монастырские храмы. Но больше других привлекает молящихся, молодых и старых, Оптина пустынь – первенствующая на Руси обитель, давшая православному христианству одного из выдающихся его подвижников, удостоившая его венца святости и возвеличившаяся им сама.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг