23 О К Т Я Б Р Я
А М В Р О С И Й О П Т И Н
С К И Й
В народном
христианском месяцеслове этот день пока еще не отмечен и не значится ни праздничным, ни
просто приметным Днем. Он означен только в церковном календаре.
В старину в этот день
знатоки Житий святых отмечали память мучеников Евлампия и Евлампии, погибших
за Христову веру в начале III века. В народной
молве день обоих мучеников объединенно
именовался «Лампеей». Говорили: «Если на Лампею рога месяца на полночь – быть скорой зиме, снег ляжет посуху; если на полдень – скорой зимы не жди, будет грязь
да слякоть до самой Казанской». Ни обрядов, ни каких-либо обычаев на
Лампею не предусматривалось. И в церковной
службе этот день был обычным.
Однако теперь, точнее
с 1988 года, во всех православных церквах нашего Отечества 23(10) октября
проводится особая служба в память преподобного Амвросия Оптинского, выдающиеся заслуги
которого перед православным христианством и отечественной духовной культурой сделали
широко известным его имя. В 1988 году преподобный Амвросий Оптинский причислен
к лику святых русской православной церкви.
Он родился в 1812 году в Тамбовской
губернии, в семье сельского пономаря Михаила
Федоровича Гренкова и при крещении был
наречен Александром. Поскольку и его дед был священником, родители избрали
Александру путь духовного служения и определили его учиться в духовную семинарию.
За год до ее окончания Александр тяжело
заболел. Измученный недугом, он дал
клятвенный обет Богу, что, если выздоровеет, пойдет в монастырь и навсегда отрешится от всего мирского. Господь внял его молитвам, и он поправился. Однако
возникла в его душе борьба, поселились сомнения. «После выздоровления своего,– вспоминал потом старец Амвросий,– я целых
четыре года все жался, не решался
сразу покончить с миром». И тогда он
обратился за советом к старцу Илариону Троекуровскому. Тот твердо сказал: «Иди
в Оптину и будь опытен». И осенью 1839
года Александр приехал во Введенскую Оптину пустынь в Калужской губернии. Его ласково принял здешний
старец Лев.
Через три года
испытаний юноша принял постриг и был наречен Амвросием, в честь святителя
Медиоланского. А спустя еще три года Амвросия возвели в сан иеромонаха, и он
стал помогать старцу Макарию как духовник: принимал посетителей, участвовал в издании и переводах
творений святых отцов.
Болезнь, однако же,
не отступила совсем и внезапно вновь овладела им. И больше не отпускала Амвросия
все годы его иноческой и старческой жизни. Превозмогая недуг, Амвросий трудился с неимоверным
напряжением. Помимо издательских дел, он посвятил несколько лет новому переводу
«Лествицы райской».
Но его не
удовлетворяло затворническое духовно-литературное служение, он постоянно жаждал живого общения с людьми. Современный православный журнал писал об Амвросии:
«Стяжав в трудах и молитве благодать Святого Духа, преподобный Амвросий взошел на гору христианского совершенства и
стал поистине всероссийским
наставником благочестия. Богатые и бедные, образованные и неграмотные, аристократы и простолюдины, здоровые и больные, верующие и даже неверующие из года в год
шли к нему за советом, за
наставлением, искали у него облегчения в скорбях, просили благословения. В Оптину к старцу Амвросию приезжали Ф. Достоевский и Л. Толстой, философы В.
Соловьев и К. Леонтьев, профессора
Московского университета М. Погодин
и П. Юркевич, многие другие ученые, писатели и общественные деятели».
Преподобный Амвросий
прослыл не только великим наставником и целителем болящих и тоскующих сердец,
но и щедрым и неистощимым благотворителем. Он раздавал нуждающимся
все, что
имел. Ни одна кроха или копейка из потока пожертвований, приносимых ему, не задерживалась в
хранилищах Оптикой пустыни – все тотчас обращалось на благие народные нужды. Значительную часть средств старец
употребил на строительство Казанской женской обители, основанной им в
Шамордино, неподалеку от Оптиной пустыни. В
последние годы настоятельницей этой
обители была сестра Л. Н. Толстого – Мария Николаевна, не раз принимавшая в своей келье знаменитого
своего брата.
Заботами старца
Амвросия была основана и в Камышине женская иноческая община во имя Ахтырской Божьей
матери.
До последнего дня заботясь о высоком благочестии и духовном
совершенствовании сестер Шамординской обители, Амвросий принял тут и свой смертный час 10 октября
1891 года. Его похоронили в Оптиной
пустыни, у юго-восточной стены Введенского собора, рядом с могилой мудрого наставника Макария.
Ныне в день памяти
преподобного Амвросия Оптинского все православные храмы России зовут под свои своды
верующих, чтобы вознести
великому печальнику и утешителю христианской Руси
посвященную ему молитву: «Яко к целебному источнику, притекаем к тебе,
Амвросие, отче наш, ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, молитвами от бед и напастей
охраняеши, в телесных и душевных
скорбех утешаеши, паче же смирению, терпению
и любви научаеши, моли человеколюбца Христа и Заступницу усердную спастися душам нашим».
Возрождаются ныне
монастыри на Русской земле. Множится их число, растет поток богомольцев,
устремляющихся в монастырские храмы.
Но больше других привлекает молящихся, молодых и старых, Оптина пустынь –
первенствующая на Руси обитель, давшая православному христианству одного из
выдающихся его подвижников, удостоившая его
венца святости и возвеличившаяся им сама.