23 С Е Н Т Я Б Р Я
П Е Т Р – Р Я Б
И Н Н И К
Сентябрь – месяц
заготовки самых разных лесных даров. Все в лесу поспевает к этому времени: ягоды,
орехи, грибы, целебные корни. Лес, после пашни, был вторым кормильцем
российского крестьянина. И он щедро и по-хозяйски бережливо пользовался всем, что росло в
лесу и годилось на стол или в хозяйстве.
Рябина – одна из
самых поздних лесных ягод. Ее сбор превращался в большое праздничное событие. Рябина
издревле наделена образными и нежными поэтическими свойствами. Она воспета и в народных песнях, и в
девичьих «страданиях». Рябина – задушевная девичья собеседница и печальница. И
когда рябина поспевала в лесу и, прихваченная первым крепким морозцем, набиралась терпкой
сладости, за рябиновыми ягодами самыми первыми выходили гурьбой сельские девушки.
Я рябинушку ломала,
Только ветку сорвала.
Много с милым не гуляла,
Только славу нажила.
Я пойду да помолюся
У
рябинушки густой:
Ты спаси меня, рябинушка,
От славушки пустой!
Наполняя рябиновыми
кистями лукошки, часть их оставляли на ветвях – на зиму дроздам-рябинникам,
снегирям и другим лесным птицам, охочим до ягод.
Дома кисти
развешивали на чердаках или в сараях под крышей, и ягода так хранилась всю зиму.
Использовали рябину
для компотов и приготовления целебного кваса. Настой рябины считался хорошим противовоспалительным средством от зимних простуд.
Первые морозцы в лесных краях Верхнего
Поволжья, в Вологодской и Архангельской
землях часто случаются уже в начале сентября.
Это время как раз и совпадает с днем памяти никейских епископов Петра и Павла.
О епископе Павле
почти ничего не известно. Немного сведений сохранилось и о Петре. Однако его имя
все же утвердилось в народном календаре и связалось с одним из любимых
селянками деревцев.
В Житии сказано, что никейский епископ
Петр пострадал во времена
императора-инокоборца Льва Исаврянина, который правил в Византии в
813—820 годах. Петр активно и самоотверженно защищал
православную веру и подвергался жестоким гонениям за выступления против иконоборческой политики
византийских правителей. Скончался
Петр в 823 году.
В последние годы
жизни он переписывался с находившимся в ссылке в Херсоне Федором Студитом,
видным в те времена богословом и заступником иконопочитателей. Особенно Федор
прославился
тем, что возродил разоренный Студийский монастырь и составил популярный монастырский устав,
основные положения которого действуют и по сей день. До наших дней дошли также четыре
письма Федора Студита, адресованные никейскому епископу Петру. О двух
примечательных деятелях христианства, прославившихся
во времена иконоборчества, и поминают современные священники в своих проповедях 23 сентября.
А сельские девушки устремляются в
ближайший лес по рябину.