23 И Ю Л Я
А Н Т О Н И Й П Е Ч Е Р С К И Й
Бывалые селяне к
этому дню предсказывали: «На Антония – громы». Грому в Антониев день придавали
особое значение. Считали: «Если гром в постный день (например, в среду или
пятницу), будет хороший улов рыбы. Глухой гром – к тихому дождю, гром гулкий – к ливню».
«Громоносцем»
в народном календаре стал преподобный Антоний, видный в Древней Руси христианский
подвижник, основатель первого широко известного на Русской земле
Киево-Печерского монастыря, ставшего на многие века своеобразным гнездом и
академией российского монашества, «кузницей кадров» черноризого
духовенства.
Родился Анатоний (Анатолий) в 983 году в местечке Любеч, неподалеку от Чернигова. С юных лет мечтал об иноческом
образе служения
Богу и будучи еще отроком, отправился странствовать. Преодолев немало
трудностей, добрался он наконец до Греции и пришел в известную
в те времена в христианском мире Афонскую обитель. Тут, на горе Афон, на
восточном мысе Халкидонского полуострова, омываемого
водами Эгейского моря, между другими монастырями приютился и русский монастырь.
Отрока из Любеча радушно приняли, и некоторое время спустя
он был пострижен
под именем Антония. В усердном послушании Антоний прожил на Афоне
несколько лет. Игумен разглядел в нем будущего великого христианского подвижника и
однажды сказал ему: «Пора тебе, Антоний; и другими руководить во святой жизни. Иди снова на Русь, и да будет на тебе
благословение святой Афонской
горы, ибо от тебя многие станут чернецами».
Воодушевленный
добрым напутствием мудрого настоятеля, Антоний вернулся в Киев. Однако не сразу
нашел он себе пристанище по сердцу. Он обошел несколько монастырей, но нигде не
встретил такой строгости, как в Афоне. И тогда он решил основать свою обитель.
На одном из киевских
холмов, в лесу, близ села Берестова, он случайно набрел
на пустую пещеру, выкопанную в каменистом взгорке священником Иларионом
(который впоследствии стал первым киевским митрополитом). Антоний расширил найденную
пещеру, обставил ее необходимыми для жизни удобствами и поселился в ней. «И
стал жить тут, как сказано в «Повести временных лет», питаясь хлебом сухим, и то через
день, и воды в меру вкушая, и не давая себе
покоя днем и ночью, пребывая в трудах, в бдении и молитвах». К этому времени Антонию
было уже около семидесяти лет.
Одним из первых к
Антонию подселился Никон. Когда возле Антония в пещерных кельях собралось 12
человек, они совместно выдолбили в каменистой горе большую пещеру и устроили в
ней церковь. Но Антоний искал уединения. Он поставил над братией игуменом Варлаама, а сам в отдалении выкопал себе новую пещеру и затворился в
ней. Однако и там по соседству стали селиться отшельники. Так образовались Ближние и
Дальние пещеры, сообщавшиеся между собою подземными ходами, которые сохранились до наших дней.
По воле Антония над
Дальними пещерами на поверхности была выстроена церковь в честь Успения Божьей
Матери. Взявший под свое покровительство пещерный монастырь, возникший в горе
над Днепром,
киевский князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, подарил монастырю всю
гору. В обители уже собралось более ста человек братии. Они обнесли монастырь
частоколом, возвели на поверхности новые кельи. Варлаам
удалился в другой, Дмитриевский монастырь, а игуменом Киево-Печерской обители
избрали Феодосия.
В конце жизни
Антоний решил навестить Константинополь.
К нему
присоединился и Феодосии с несколькими иноками. Они побывали во Влахернской церкви близ Константинополя. И тут во время
молебна, как повествует давнее предание, Антонию и Феодосию явилась Божья Матерь и одарила их
золотом. Они с благоговением приняли щедрый
дар Богородицы, и, вернувшись в Киев, наняли каменщиков, и начали
сооружение величественного Успенского
собора. Но в самом начале этого дела, в 1073 году, Антоний умер на
девяностом году жизни, и довершать строительство
довелось одному Феодосию. При нем Киево-Печерский монастырь еще более возвысился и прославился. Только
в XI—XII веках из его стен вышло 15 епископов русской православной церкви.
Из века в век по Руси
распространялись монастырские обители. До нашествия Батыя в Киевском и
Новгородском княжествах действовало более 70 иноческих обителей. А во время
монголо-татарского
ига на Русской земле возникло еще 180 монастырей. Следует заметить, что первоначально понятие
«монастырь» имело более широкое толкование,
чем позже. Монастырями называли церковный
двор, погост, усадьбу с церковью.
Русские князья и первые цари из дома
Романовых строго оберегали монастырскую
собственность, поощряли развитие духовно-просветительных забот монастырей, распространение в них книгоизданий и
различных промыслов, потребных в богослужении. Оберегалось владение и имущество бояр и служивых,
искавших спасение от житейских невзгод в монастырских стенах. Царь
Михаил Федорович указал: «У постриженных...
вотчин до их живота не отнимать».
Монахи занимали особое положение в
обществе. И хотя жизнь любой обители была
открытой всем взорам, и монахи находились в постоянном общении с
народом, они выделялись из общества не только
своим облачением и манерами, но особым положением, характерным своим призванием и служением, поэтому и
отношение к ним в народе складывалось
своеобразное. Оно ярко отражалось в житейских обычаях, поговорках и
приметах. Говорили: «Не всяк монах, на ком клобук. Не всем чернецам в игумнах
быть». Про благочестивую семью судачили: «У них дом что монастырь». Расточительных хозяев осуждали: «У них расход Кириллова
монастыря, а приход – репной пустыни»
(т. е. обители, прозябающей на репной похлебке). Монастырь был последней
обителью праведности и покаяния. Потому и
молвилось: «И черт под старость в монастырь пошел». В любом крестьянском дворе
чернец или черница находили
почтительный прием. Но присутствие монаха или монашки на свадьбе вносило
смятение, их появление в свадебной компании считалось
зловещей приметой.
Благотворная
монастырская деятельность глубоко пронизывала жизнь российского христианского
общества и заметно влияла на духовное и нравственное бытие народа. Россию без
монастырей невозможно было представить. К 1917 году в Российском государстве
действовало 1025 обителей – 478 мужских и 547 женских.
Богоборческая партия
большевиков, завладев властью в России, с первых же шагов обрушила шквал
жестоких репрессий против храмов и христианских и юных религиозных обителей.
Только
в 1919 году в РСФСР закрыли и разорили две трети всех монастырей. У них было
конфисковано 900 тысяч десятин земельных угодий, изъято 4248 миллионов рублей, не считая драгоценного имущества. Богоборцы разграбили и
разгромили 84 монастырских завода, 436
молочных ферм, 602 скотных двора, 311 пасек и 704 гостиницы, принадлежавших
монастырям. Лишь немногие из них после «конфискации» и «экспроприации» с
жалкими остатками имущества были
преобразованы в совхозы и коммуны. А
некоторые приспособили под тюрьмы и концентрационные лагеря, для искоренения в
них «контрреволюционных элементов». В
других бывших монастырях устроили детские колонии для детей, осиротевших в годы братоубийственной гражданской
войны. Большинство же былых обителей добра и христианской
культуры превратилось в безжизненные пепелища и руины.
Говорят, добро
бесконечно, а злу рано или поздно приходит конец. Нынче началось восстановление
поруганных обителей древней нашей цивилизации. И отрадно видеть, как
запоздалое народное покаяние набирает силу. С оживающих монастырских колоколен снова
разносится по всей Русской земле торжествующий благовест во славу преподобного
Антония – родоначальника русского иноческого подвижничества.