Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

И Ю Л Ь 23.11.24
23 И Ю Л Я

23  И Ю Л Я

 

А Н Т О Н И Й   П Е Ч Е Р С К И Й

 

Бывалые селяне к этому дню предсказывали: «На Антония – громы». Грому в Антониев день придавали особое значение. Считали: «Если гром в постный день (например, в среду или пятницу), будет хороший улов рыбы. Глухой гром – к тихому дождю, гром гулкий – к ливню».

«Громоносцем» в народном календаре стал преподобный Антоний, видный в Древней Руси христианский подвижник, основатель первого широко известного на Русской земле Киево-Печерского монастыря, ставшего на многие века своеобразным гнездом и академией российского монашества, «кузницей кадров» черноризого духовенства.

Родился Анатоний (Анатолий) в 983 году в местечке Любеч, неподалеку от Чернигова. С юных лет мечтал об иноческом образе служения Богу и будучи еще отроком, отправился странствовать. Преодолев немало трудностей, добрался он наконец до Греции и пришел в известную в те времена в христианском мире Афонскую обитель. Тут, на горе Афон, на восточном мысе Халкидонского полуострова, омываемого водами Эгейского моря, между другими монастырями приютился и русский монастырь. Отрока из Любеча радушно приняли, и некоторое время спустя он был пострижен под именем Антония. В усердном послушании Антоний прожил на Афоне несколько лет. Игумен разглядел в нем будущего великого христианского подвижника и однажды сказал ему: «Пора тебе, Антоний; и другими руководить во святой жизни. Иди снова на Русь, и да будет на тебе благословение святой Афонской горы, ибо от тебя многие станут чернецами».

Воодушевленный добрым напутствием мудрого настоятеля, Антоний вернулся в Киев. Однако не сразу нашел он себе пристанище по сердцу. Он обошел несколько монастырей, но нигде не встретил такой строгости, как в Афоне. И тогда он решил основать свою обитель.

На одном из киевских холмов, в лесу, близ села Берестова, он случайно набрел на пустую пещеру, выкопанную в каменистом взгорке священником Иларионом (который впоследствии стал первым киевским митрополитом). Антоний расширил найденную пещеру, обставил ее необходимыми для жизни удобствами и поселился в ней. «И стал жить тут, как сказано в «Повести временных лет», питаясь хлебом сухим, и то через день, и воды в меру вкушая, и не давая себе покоя днем и ночью, пребывая в трудах, в бдении и молитвах». К этому времени Антонию было уже около семидесяти лет.

Одним из первых к Антонию подселился Никон. Когда возле Антония в пещерных кельях собралось 12 человек, они совместно выдолбили в каменистой горе большую пещеру и устроили в ней церковь. Но Антоний искал уединения. Он поставил над братией игуменом Варлаама, а сам в отдалении выкопал себе новую пещеру и затворился в ней. Однако и там по соседству стали селиться отшельники. Так образовались Ближние и Дальние пещеры, сообщавшиеся между собою подземными ходами, которые сохранились до наших дней.

По воле Антония над Дальними пещерами на поверхности была выстроена церковь в честь Успения Божьей Матери. Взявший под свое покровительство пещерный монастырь, возникший в горе над Днепром, киевский князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, подарил монастырю всю гору. В обители уже собралось более ста человек братии. Они обнесли монастырь частоколом, возвели на поверхности новые кельи. Варлаам удалился в другой, Дмитриевский монастырь, а игуменом Киево-Печерской обители избрали Феодосия.

В конце жизни Антоний решил навестить Константинополь.

К нему присоединился и Феодосии с несколькими иноками. Они побывали во Влахернской церкви близ Константинополя. И тут во время молебна, как повествует давнее предание, Антонию и Феодосию явилась Божья Матерь и одарила их золотом. Они с благоговением приняли щедрый дар Богородицы, и, вернувшись в Киев, наняли каменщиков, и начали сооружение величественного Успенского собора. Но в самом начале этого дела, в 1073 году, Антоний умер на девяностом году жизни, и довершать строительство довелось одному Феодосию. При нем Киево-Печерский монастырь еще более возвысился и прославился. Только в XIXII веках из его стен вышло 15 епископов русской православной церкви.

Из века в век по Руси распространялись монастырские обители. До нашествия Батыя в Киевском и Новгородском княжествах действовало более 70 иноческих обителей. А во время монголо-татарского ига на Русской земле возникло еще 180 монастырей. Следует заметить, что первоначально понятие «монастырь» имело более широкое толкование, чем позже. Монастырями называли церковный двор, погост, усадьбу с церковью.

Русские князья и первые цари из дома Романовых строго оберегали монастырскую собственность, поощряли развитие духовно-просветительных забот монастырей, распространение в них книгоизданий и различных промыслов, потребных в богослужении. Обе­регалось владение и имущество бояр и служивых, искавших спасение от житейских невзгод в монастырских стенах. Царь Михаил Федорович указал: «У постриженных... вотчин до их живота не отнимать».

Монахи занимали особое положение в обществе. И хотя жизнь любой обители была открытой всем взорам, и монахи находились в постоянном общении с народом, они выделялись из общества не только своим облачением и манерами, но особым положением, характерным своим призванием и служением, поэтому и отношение к ним в народе складывалось своеобразное. Оно ярко отражалось в житейских обычаях, поговорках и приметах. Говорили: «Не всяк монах, на ком клобук. Не всем чернецам в игумнах быть». Про благочестивую семью судачили: «У них дом что монастырь». Расточительных хозяев осуждали: «У них расход Кириллова монастыря, а приход – репной пустыни» (т. е. обители, прозябающей на репной похлебке). Монастырь был последней обителью праведности и покаяния. Потому и молвилось: «И черт под старость в монастырь пошел». В любом крестьянском дворе чернец или черница находили почтительный прием. Но присутствие монаха или монашки на свадьбе вносило смятение, их появление в свадебной компании считалось зловещей приметой.

Благотворная монастырская деятельность глубоко пронизывала жизнь российского христианского общества и заметно влияла на духовное и нравственное бытие народа. Россию без монастырей невозможно было представить. К 1917 году в Российском государстве действовало 1025 обителей – 478 мужских и 547 женских.

Богоборческая партия большевиков, завладев властью в России, с первых же шагов обрушила шквал жестоких репрессий против храмов и христианских и юных религиозных обителей. Только в 1919 году в РСФСР закрыли и разорили две трети всех монастырей. У них было конфисковано 900 тысяч десятин земельных угодий, изъято 4248 миллионов рублей, не считая драгоценного имущества. Богоборцы разграбили и разгромили 84 монастырских завода, 436 молочных ферм, 602 скотных двора, 311 пасек и 704 гостиницы, принадлежавших монастырям. Лишь немногие из них после «конфискации» и «экспроприации» с жалкими остатками имущества были преобразованы в совхозы и коммуны. А некоторые приспособили под тюрьмы и концентрационные лагеря, для искоренения в них «контрреволюционных элементов». В других бывших монастырях устроили детские колонии для детей, осиротевших в годы братоубийственной гражданской войны. Большинство же былых обителей добра и христианской культуры превратилось в безжизненные пепелища и руины.

Говорят, добро бесконечно, а злу рано или поздно приходит конец. Нынче началось восстановление поруганных обителей древней нашей цивилизации. И отрадно видеть, как запоздалое народное покаяние набирает силу. С оживающих монастырских колоколен снова разносится по всей Русской земле торжествующий благовест во славу преподобного Антония – родоначальника русского иноческого подвижничества.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг