23 М А Я
А П О С Т О Л С И М О Н
З И Л О Т
В Евангелии от Луки о Симоне сказано:
«Когда же настал день, призвал (Христос)
учеников своих и избрал из них двенадцать, которых и поименовал апостолами» (VI,
13). Перечислив всех, Лука заключил перечень: «...и Симона, прозываемого
Зилотом».
В «Житии» Симона прозвище «Зилот»
толкуется кратко: «ревнитель». Есть, однако,
у этого прозвища и более расширительное
толкование.
С 60-х годов новой
эры усилилось недовольство народа Иудеи, который жил под двойным гнетом: римских
завоевателей и собственных притеснителей – иерусалимских жрецов и «книжников», толкователей
закона. Народ был обременен непосильным налогом. Каждая семья обязана была отдавать
храму десятину своих доходов, приносить первый сбор урожая хлеба, плодов,
меда, поставлять
жертвенных животных. Спасаясь от разорения и нищеты, некоторые покидали родную землю и
уходили на север, в Галилею, где вокруг Геннисаретского озера лежали еще не освоенные
пространства. Многие из бежавших принадлежали к числу «зелотов» – «ревнителей
свободы». Из них выделялись «сикарии»
– «кинжальщики», избравшие открытый террористический
способ борьбы с угнетателями, и проповедники, предпочитавшие мирные
средства освобождения от чужеземного языческого
господства. Вероятно, Симон – сын престарелого Иосифа от первого брака,
единокровный брат Иисуса, разделял убеждения последних.
Поэтому он и вошел в число апостолов, последовав за Иисусом.
После казни Иисуса Христа Симон Зилот
проповедовал христианство в Иудее, Египте,
Ливии, Киринее, добирался до Британии.
Затем вернулся в страны, прилегающие к Черному морю. В Абхазии он был
схвачен и распят на кресте, подобно своему младшему брату, учению которого был
так страстно и беззаветно предан.
Новообращенные
христиане похоронили апостола Симона в городе Никопсии неподалеку от Сухуми. А в 1875
году на месте подвигов апостола Симона у подножия Афонской горы основан монастырь в
честь Симона Канонита. Там и доныне лежат руины древней крепости и античного храма и сохраняется пещера, в которой когда-то подвизался апостол
Симон Зилот.
На христианской Руси
апостола Симона Зилота стали считать «распорядителем» над всем зеленым покровом земли. По его воле растут разные травы: целебные и дурные, красивые
и невзрачные, медоносные и бесплодные.
В день памяти
святого апостола Симона землю считали именинницей. В этот день не выезжали на пашню
– пахота в Симонов день считалась большим грехом. Не «бередили» землю ни
бороной, ни
лопатой. Даже кольев не вбивали, чтобы не нарушить ее покой.
Народное поверье утверждало, что в
Симонов день на лугах «выходят» самые
полезные и целебные травы, что Симон именно в этот день дает травам чудодейственную силу. И в Симонов день селяне впервые выходили собирать лекарственные
травы. Говорили: «На Зилота собирай
зелье у болота». Знатоки копали молодые
целебные коренья, запасались древесной корой, соцветьями с разных деревьев и
кустарников. В каждой семье запасали впрок испытанные и надежные средства от разных недугов и немочей,
добытые в окрестных лугах и лесах.
Иные собирали и «приворотное» зелье или
зелье от мышей и другой нечисти,
заводившейся в крестьянских жилищах.
Симон был щедрым
«распорядителем» в земном зеленом царстве и добрым «заботником» о здравии и
благополучии крестьянина.