22 Д Е К А Б Р Я
А Н Н А З И М Н Я Я
Память святой Анны,
родительницы Марии, будущей Богоматери, отмечают дважды в году: 7 августа в
церквах производится служба по успении Анны, ее кончине.
22 декабря – день
зимнего равноденствия, на юге России считается началом зимы. Замечается и в погоде
перемена: «Солнце на лето, зима – на мороз».
В это утро богослужение в церквах
проводится торжественнее, чем в обычные
дни, ибо 22 декабря – это день, «егда зачат Пресвятую Богородицу».
История
зачатия Марии родительницей ее Анной была известна каждой крестьянке,
хотя о ней не сказано ни единого слова в Евангелиях, но она обстоятельно
излагалась в широко распространяемых по деревням дешевых книжках «Житий святых» и
в произносимых
в этот день проповедях священников.
Анна была младшей
дочерью священника Матфана из Вифлеема. По достижении брачного возраста ее выдали
замуж за Иоакима,
уроженца Галлии. Супруги жили дружно, но оставались бездетными. Почти 20
лет молилась Анна о ниспослании ей ребенка. И Господь услышал ее молитвы и
послал ей девочку, которую она назвала Марией.
Этому событию в
христианском мире посвящено множество икон. Большинство их изображает Богородицу,
попирающую ногами Змия, и стоящих рядом Анну и Иоакима с воздетыми к небу руками. Есть икона,
изображающая Анну с младенцем Марией на руках.
Славят в этот же
день и другую Анну, называемую пророчицей, которая жила за 1100 лет до Рождества
Христова. Эта Анна, находясь в браке с Елканой, тоже долго оставалась
бесплодной. Елкана, не дождавшись детей от Анны, взял себе другую жену – Феннану,
которая оказалась весьма плодовитой. Но Анна не переставала молить Бога
о ниспослании ей материнства. И, в конце концов, выпросила себе сына, которого назвала
Самуилом, т. е. «испрошенным у Бога». Самуил стал пророком, а его мать Анну люди нарекли пророчицей.
Икона, запечатлевшая
зачатие Анны, была на Руси особенно почитаемой среди крестьянок, жаждавших
материнства, и беременных. Да и сами женщины, ожидавшие ребенка, пользовались бережным вниманием и
заботами односельчан. В день святой Анны будущие роженицы освобождались от всяких
полевых работ и даже домашних дел. Прихоти беременной женщины уважались всеми. Но бытовали
и приметы, ограничивавшие общение с будущей матерью. Беременная женщина не шла в
кумовья из-за поверья, что ее крестник долго не проживет, так как Богу не угодно, чтобы она
была матерью сразу двух разных младенцев. Хотя в жизни нередко случалось, что женщине
приходилось кормить грудью вместе со своим одного или двух
чужих младенцев, особенно во времена крепостного права, когда барские дети выкармливались
крестьянками-кормилицами.
С Анной зимней
связана была еще одна примета, имевшая значение в крестьянской жизни. «На Анну» волки
«сходились» и в эти дни бывали очень опасными. И крестьяне воздерживались от
поездок
в лес или по глухим дорогам, особенно по ночам или в одиночку, безоружными.