22 О К Т Я Б Р Я
А П О С Т О Л И А К О В
А Л Ф Е Е В
Апостола Иакова
считают братом Андрея Первозванного. Он также входил в число первых двенадцати
учеников Иисуса Христа. Сведения об Иакове Алфееве очень скудны. Известно, что после сошествия
Святого духа в день собрания апостолов в Сионской горнице, когда Бог наделил их языками
всех народов и послал проповедовать учение Христа по всему миру, Иаков вместе с братом Андреем
проповедовал в Иудее, Эдессе, Газе, Елевферополе и многих обратил в христианство.
Далее в его коротком Житии сказано: «В египетском городе Острацыне святой
Иаков мученически
завершил свой апостольский подвиг крестной смертью». Вероятно, он, как и Иисус Христос, был распят на кресте. Неизвестно
также, почему днем его памяти избрано 9(22) октября.
Российские
крестьяне, почитая подвиги святого Иакова Алфеева и скорбя о мученической смерти
апостола, связали его имя с одной из важных своих хозяйственных забот –
накоплением крупяных запасов на зиму. Как раз в «Яков день» обычно появлялись первые
признаки наступающих холодов – выпадала первая снежная крупа. Говорили: «Яков
пришел – крупу послал».
С Якова дня на
мельницах или домашних круподерках и крупорушках принимались обдирать просо,
овес, ячмень. Мололи пшеницу на крупу. А в риге домолачивали гречу.
И в каждой семье в
день апостола Якова заваривали первую кашу, со свежим ароматным постным маслом, а
то со свиным или бараньим
салом. К этим дням уже весь урожай был прибран, заканчивалась пастьба скота, его переводили на стойловое содержание.
Во дворах забивали лишних животных, которых уже невыгодно было держать на зимних кормах. Крестьянский стол полнился обилием разнообразной пищи. И жареного и
пареного готовилось вдоволь. В каждой
избе пекли пирог с кашей из новой крупы,
приглашали гостей «на пирог». Встречая, в шутку приговаривали: «Как пирог с
крупой, так всяк с рукой, а как плеть с узлом, так и прочь, с кузлом». Кузлом на Верхней Волге
называли посудину, чашку, из которой
ели кашу.
Кашам в эту пору отдавалось предпочтение.
Яков день так и называли – Днем первой
каши. Это время и породило множество соответствующих
поговорок и присловий:
Любо брюху, что
глаза кашу видят.
Гости на печь
глядят, видно, каши хотят.
На чужую кашу
надейся, а своя бы в печи была.
Русского мужика без
каши не накормишь.
Заварил кашу, так не
жалей масла.
Овсяная каша
хвалилась, что с маслом коровьим родилась.
Значилась каша даже
в приметах:
Кашица в печи
румянится: летом – к дождю, зимой – к снегу.
Каша из горшка
вылезет из печи – к худу, в печь – к добру.
Каша, как и щи,
считалась постоянной, повседневной крестьянской пищей, дававшей и физическую силу, и здоровье: «Без
каши обед не обед». И каждый год у каши был
свой праздник, особый «почин» – «Яков день».