Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

О К Т Я Б Р Ь 25.04.24
22 О К Т Я Б Р Я

22  О К Т Я Б Р Я

 

А П О С Т О Л   И А К О В   А Л Ф Е Е В

 

Апостола Иакова считают братом Андрея Первозванного. Он также входил в число первых двенадцати учеников Иисуса Христа. Сведения об Иакове Алфееве очень скудны. Известно, что после сошествия Святого духа в день собрания апостолов в Сионской горнице, когда Бог наделил их языками всех народов и послал проповедовать учение Христа по всему миру, Иаков вместе с братом Андреем проповедовал в Иудее, Эдессе, Газе, Елевферополе и многих обратил в христианство. Далее в его коротком Житии сказано: «В египетском городе Острацыне святой Иаков мученически завершил свой апостольский подвиг крестной смертью». Вероятно, он, как и Иисус Христос, был распят на кресте. Неизвестно также, почему днем его памяти избрано 9(22) октября.

Российские крестьяне, почитая подвиги святого Иакова Алфеева и скорбя о мученической смерти апостола, связали его имя с одной из важных своих хозяйственных забот – накоплением крупяных запасов на зиму. Как раз в «Яков день» обычно появлялись первые признаки наступающих холодов – выпадала первая снежная крупа. Говорили: «Яков пришел – крупу послал».

С Якова дня на мельницах или домашних круподерках и крупорушках принимались обдирать просо, овес, ячмень. Мололи пшеницу на крупу. А в риге домолачивали гречу.

И в каждой семье в день апостола Якова заваривали первую кашу, со свежим ароматным постным маслом, а то со свиным или бараньим салом. К этим дням уже весь урожай был прибран, за­канчивалась пастьба скота, его переводили на стойловое содержание. Во дворах забивали лишних животных, которых уже невыгодно было держать на зимних кормах. Крестьянский стол полнился обилием разнообразной пищи. И жареного и пареного готовилось вдоволь. В каждой избе пекли пирог с кашей из новой крупы, приглашали гостей «на пирог». Встречая, в шутку приговаривали: «Как пирог с крупой, так всяк с рукой, а как плеть с узлом, так и прочь, с кузлом». Кузлом на Верхней Волге называли посудину, чашку, из которой ели кашу.

Кашам в эту пору отдавалось предпочтение. Яков день так и называли – Днем первой каши. Это время и породило множество соответствующих поговорок и присловий:

Любо брюху, что глаза кашу видят.

Гости на печь глядят, видно, каши хотят.

На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.

Русского мужика без каши не накормишь.

Заварил кашу, так не жалей масла.

Овсяная каша хвалилась, что с маслом коровьим родилась.

Значилась каша даже в приметах:

Кашица в печи румянится: летом – к дождю, зимой – к снегу.

Каша из горшка вылезет из печи – к худу, в печь – к добру.

Каша, как и щи, считалась постоянной, повседневной крестьянской пищей, дававшей и физическую силу, и здоровье: «Без каши обед не обед». И каждый год у каши был свой праздник, особый «почин» – «Яков день».

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг