22 М А Я
Н И К О Л А Й У Г О Д Н И К
О вешнем Николе
говорили: «Хвали зиму после Николина дня», «До Николы нет добра николи».
Но праздник считался
добрым и веселым: «На Никольщину и друга зови и недруга – все друзья будут».
После зимней
бескормицы крестьянин радовался: «Никола зимний лошадь на двор загонит, вешний на
траве откормит».
«Не хвались на Юрьев
день посевом, а хвались на Николин
день
травою», – гласило народное поученье.
А приметы были
разные: и добрые и худые. Например: «Велика милость Божья – дождь в
Николин день»; «Николина неделя с ветром выжигает
посевы».
У святого Николая –
особая, крестьянская репутация. Образ Николая Угодника (более всего ценили это его
достоинство) и Чудотворца
(достоинство, не имевшее в народном быту практического значения) непременно занимал первое место среди икон в переднем углу крестьянской избы. Никола был
наиболее близким и самым «народным»
святым. Он сопровождал крестьянина во
всех трудах и заботах. С жалобами на неудачи, с призывом о помощи в трудных
обстоятельствах обращались чаще к Николаю Угоднику, нежели к другим
святым. Никола считался «всех предстателем и
заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных
поборником». Он присутствовал всюду в крестьянской жизни: сидел в конце
стола, ронял слезу, которая обращалась в
море или колодец, измерял землю. Он –
покровитель весны, обходил поля и дома, благословлял детей, заботился о крестьянской живности, особенно о лошадях, спасал от пожара, покровительствовал
новобрачным, строго карал за
воровство.
В каждой крестьянской
семье с благоговением рассказывали детям нехитрую притчу про Николая Угодника:
«Шли однажды полем Никола да Касьян. Видят в лощине мужик увяз
с возом, бьется – вытащить
не может. С надеждой покликал проходивших мимо путников. Касьян отмахнулся:
некогда, мол, по делу спешим. А Никола – к возу,
подставил плечо. Перепачкался весь в грязи, а воз вытащил на сухое. За то доброе дело Бог
установил Николе два праздника в
году: весной и зимой. А недоброму Касьяну – один, да и то 29 февраля, – раз в четыре года. Из
глубины веков до нас дошли скупые сведения о Николае. Родился он около 260 года в Ликийском городе Патрах в состоятельной христианской семье. Будто с рождения стал
совершать чудеса: во время крещения младенец Николай простоял на ногах три часа. А отроком решил посвятить себя служению
Богу. Возмужал, совершил
паломничество к святым местам Палестины. Во время путешествия по морю, он
укротил бурю, воскресил умершего матроса.
Возвратившись на
родину, Николай благодаря ревностному служению христианской вере был удостоен
вскоре в городе Миры сана архиепископа. И в историю христианства он вошел под
именем
Николая Мирликийского (из Миры Ликийской).
Однако почитать
Николая Мирликийского стали лишь спустя почти 800 лет. В 1087 году 9 мая (22-го по новому стилю) состоялось торжественное перенесение его мощей из города
Миры в город Бари, где и поныне находится его гробница. День похорон в Мирах — 6 (19) декабря и день перенесения мощей
были объявлены днями памяти святого
Николая, а на Руси Николин день стал
национальным праздником.
Впрочем, с одинаковой торжественностью
отмечаются не оба Николы, а какой-либо один:
вешний или зимний.
В романе Н. И.
Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» о Николае вешнем сказано так: «Прикатил
теплый Микула с кормом. Где хлеба довольно в закромах уцелело, там к Микулину дню брагу варят,
меда ставят, братчину-миколыцину справляют».
Никола зимний или вешний сопровождался
шумными безудержными попойками. Недаром в
народе сложились поговорки: «Что наковал, то прониколил. Наниколился до
сумы». А, в общем, Николу праздновали
величаво и благочестиво: в этот день справляли заказной молебен, совершались крестный ход, акафист (хвалебные песнопения в честь св. Николая),
водосвятие.
Корни этого
праздника уходят еще в дохристианскую Русь. Древние славяне чествовали по весне
крестьянского покровителя Микулу Селяниновича. От тех древних праздников до наших
дней дошли
и некоторые обряды, которые исполняют в Николину неделю.
Дух Николы, который
охватывал людей в этот день, звал к дружбе, братству. Люди всегда нуждались в
этом. И потому так светло отмечался праздник – Николин день.