Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М А Й 26.04.24
22 М А Я

22  М А Я

 

Н И К О Л А Й   У Г О Д Н И К

 

О вешнем Николе говорили: «Хвали зиму после Николина дня», «До Николы нет добра николи».

Но праздник считался добрым и веселым: «На Никольщину и друга зови и недруга – все друзья будут».

После зимней бескормицы крестьянин радовался: «Никола зимний лошадь на двор загонит, вешний на траве откормит».

«Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травою», – гласило народное поученье.

А приметы были разные: и добрые и худые. Например: «Велика милость Божья – дождь в Николин день»; «Николина неделя с ветром выжигает посевы».

У святого Николая – особая, крестьянская репутация. Образ Николая Угодника (более всего ценили это его достоинство) и Чудотворца (достоинство, не имевшее в народном быту практического значения) непременно занимал первое место среди икон в переднем углу крестьянской избы. Никола был наиболее близким и самым «народным» святым. Он сопровождал крестьянина во всех трудах и заботах. С жалобами на неудачи, с призывом о помощи в трудных обстоятельствах обращались чаще к Николаю Угоднику, нежели к другим святым. Никола считался «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником». Он присутствовал всюду в крестьянской жизни: сидел в конце стола, ронял слезу, которая обращалась в море или колодец, измерял землю. Он – покровитель весны, обходил поля и дома, благословлял детей, заботился о крестьянской живности, особенно о лошадях, спасал от пожара, покровительствовал новобрачным, строго карал за воровство.

В каждой крестьянской семье с благоговением рассказывали детям нехитрую притчу про Николая Угодника: «Шли однажды полем Никола да Касьян. Видят в лощине мужик увяз с возом, бьется – вытащить не может. С надеждой покликал проходивших мимо путников. Касьян отмахнулся: некогда, мол, по делу спешим. А Никола – к возу, подставил плечо. Перепачкался весь в грязи, а воз вытащил на сухое. За то доброе дело Бог установил Николе два праздника в году: весной и зимой. А недоброму Касьяну – один, да и то 29 февраля, – раз в четыре года. Из глубины веков до нас дошли скупые сведения о Николае. Родился он около 260 года в Ликийском городе Патрах в состоятельной христианской семье. Будто с рождения стал совершать чудеса: во время крещения младенец Николай простоял на ногах три часа. А отроком решил посвятить себя служению Богу. Возмужал, совершил паломничество к святым местам Палестины. Во время путешествия по морю, он укротил бурю, воскресил умершего матроса.

Возвратившись на родину, Николай благодаря ревностному служению христианской вере был удостоен вскоре в городе Миры сана архиепископа. И в историю христианства он вошел под именем Николая Мирликийского (из Миры Ликийской).

Однако почитать Николая Мирликийского стали лишь спустя почти 800 лет. В 1087 году 9 мая (22-го по новому стилю) состоялось торжественное перенесение его мощей из города Миры в город Бари, где и поныне находится его гробница. День похорон в Мирах — 6 (19) декабря и день перенесения мощей были объявлены днями памяти святого Николая, а на Руси Николин день стал национальным праздником.

Впрочем, с одинаковой торжественностью отмечаются не оба Николы, а какой-либо один: вешний или зимний.

В романе Н. И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» о Николае вешнем сказано так: «Прикатил теплый Микула с кормом. Где хлеба довольно в закромах уцелело, там к Микулину дню брагу варят, меда ставят, братчину-миколыцину справляют».

Никола зимний или вешний сопровождался шумными безудержными попойками. Недаром в народе сложились поговорки: «Что наковал, то прониколил. Наниколился до сумы». А, в общем, Николу праздновали величаво и благочестиво: в этот день справляли заказной молебен, совершались крестный ход, акафист (хвалебные песнопения в честь св. Николая), водосвятие.

Корни этого праздника уходят еще в дохристианскую Русь. Древние славяне чествовали по весне крестьянского покровителя Микулу Селяниновича. От тех древних праздников до наших дней дошли и некоторые обряды, которые исполняют в Николину неделю.

Дух Николы, который охватывал людей в этот день, звал к дружбе, братству. Люди всегда нуждались в этом. И потому так светло отмечался праздник – Николин день.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг