Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М А Р Т 18.04.24
22 М А Р Т А

22  М А Р Т А

 

С О Р О К  М У Ч Е Н И К О В

 

– Нынче день с ночью равняется, – говорила наша бабушка, принимаясь утром за свои кухонные хлопоты. — Большой праздник нынче. Гостей будем встречать — из-за моря сорок пичужек прилетает. В каждой стае по сорок. И первыми жаворонки. Вот мы нынче ими и порадуемся.

Она освобождала широкий кухонный стол и принималась раскатывать на нем тесто и лепить птичек. Я, пятилетний, не сводил завороженных глаз с ее проворных рук, из-под которых один за другим, распластав резные крылышки, выпархивали жаворонки и ровными рядочками усаживались на двух больших противнях — как раз сорок штук. А через два часа мы всей семьей аппетитно уминали их, подрумяненных, пышных и хрустящих, за завтраком с чаем.

В каждой христианской семье в этот день пеклись жаворонки — сорок штук, по числу воинов-христиан, замученных в Севастийском озере в 313 году. Жаворонками угощались и те, кто сам не мог настряпать их. Искусно слепленные и испечённые жаворонки в старой, да и нэповской, России в этот день можно было купить в любой булочной — на них, сдобных и румяных, целый день был большой спрос. Люди угощались вкусными «пташками» и поминали воинов, невинно замученных в далекие времена. Их история была известна всем со школьной скамьи.

В 313 году император Константин Великий издал указ о разрешении свободы вероисповедания. Христиане получили равные права с язычниками. Но соправитель Константина Лициний в своей части империи продолжал гонения на христиан. Он распорядился очистить в первую очередь от христиан свою армию, которой командовал Агрикола.

Под началом Агриколы находилась лучшая дружина, состоявшая из христиан-каппадокийцев и насчитывавшая 40 воинов. Эта дружина слыла непобедимой. В сражениях ее посылали на самые опасные участки, и она с честью выходила из любой схватки.

Агрикола повелел дружине отказаться от христианской веры и совершить языческий обряд жертвоприношения. Воины-христиане отвергли неправедный приказ своего начальника. Тогда дружину разоружили и поставили перед судом. Угроза жестокой расправы не поколебала твердости убеждений воинов-христиан. Дружину заперли в темницу. Там воинов подвергли лютой пытке. Но никто из них не отрекся от Христовой веры. Дружинников раздетыми вывели из города Савастии, где это происходило, и погнали к расположенному неподалеку озеру.

Стояла холодная зима, озеро было покрыто льдом. Мучеников загнали на лед. И свершилось чудо: лед растаял под ногами, а вода нагрелась. Разъяренные стражники вывели мучеников на берег и всем перебили колени. Такой пытки многие не выдержали и умерли. И живых и мертвых воинов-христиан повезли на площадь, где были разведены огромные костры, и всех бросили в огонь. А останки потом сгребли и высыпали в озеро.

Однако гибель дружины воинов-христиан не остановила распространения христианства в римской армии. Вера, как известно, всегда была сильнее смерти. Как и любовь.

Сорок воинов погибшей дружины в народном поверье воплотились в жаворонков. И жаворонок стал одной из почитаемых на Руси птиц. Его прилет встречали радостно, как вестника весны. Опытом проверенные приметы на это и указывали: «Чайка прилетела — скоро лед пойдет, зяблик — к стуже, жаворонок — к теплу». А если первые жаворонки появлялись точно в день Сорока Мучеников, это сулило хороший урожай проса.

Возвратившись с утреннего молебна в церкви и позавтракав с только что испеченными «жаворонками», посадские жители и селяне обычно устраивали в обед поминки по погибшим воинам-родственникам, по всем усопшим родным и близким. А к вечеру мысли крестьянина опять возвращались к теперь уже недалекому времени полевых работ. Женщины в этот день готовили тыквенные семена. С них начинали заботу о предстоящих делах на бахче. Тыква считалась овощем обстоятельным, надежным и неприхотливым. Ее посевом работа на леваде зачиналась, ее уборкой и заканчивалась. И «зачин» в день Сорока Мучеников обещал хороший урожай тыкв, которыми крестьяне на юге России всю зиму, как картошкой, кормились сами и подкармливали домашнюю скотину.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг