22 М А Р Т А
С О Р О К М У Ч Е Н И К О В
– Нынче день с
ночью равняется, – говорила наша бабушка, принимаясь утром за свои кухонные хлопоты. —
Большой праздник нынче. Гостей будем встречать — из-за моря сорок пичужек прилетает. В каждой стае
по сорок. И первыми жаворонки. Вот мы нынче ими и порадуемся.
Она освобождала
широкий кухонный стол и принималась раскатывать на нем тесто и лепить птичек. Я,
пятилетний, не сводил завороженных глаз с ее проворных рук, из-под которых один за другим,
распластав резные крылышки, выпархивали жаворонки и ровными рядочками усаживались на
двух больших противнях — как раз сорок штук. А через два часа мы всей семьей аппетитно уминали
их, подрумяненных, пышных и хрустящих, за завтраком с чаем.
В каждой
христианской семье в этот день пеклись жаворонки — сорок штук, по числу
воинов-христиан, замученных в Севастийском озере в 313 году. Жаворонками угощались и
те, кто
сам не мог настряпать их. Искусно слепленные и испечённые жаворонки в
старой, да и нэповской, России в этот день можно было купить в любой булочной — на
них, сдобных и румяных, целый день был большой спрос. Люди угощались вкусными «пташками» и
поминали воинов, невинно замученных в далекие времена. Их история была известна
всем со школьной скамьи.
В 313 году император
Константин Великий издал указ о разрешении свободы вероисповедания. Христиане
получили равные права с язычниками. Но соправитель Константина Лициний в своей части
империи продолжал гонения на христиан. Он распорядился очистить в первую очередь от
христиан свою армию, которой командовал Агрикола.
Под началом Агриколы
находилась лучшая дружина, состоявшая из христиан-каппадокийцев и насчитывавшая
40 воинов. Эта дружина слыла непобедимой. В сражениях ее посылали на самые опасные
участки, и она с честью выходила из любой схватки.
Агрикола повелел
дружине отказаться от христианской веры и совершить языческий обряд жертвоприношения.
Воины-христиане отвергли неправедный приказ своего начальника. Тогда дружину разоружили и
поставили перед судом. Угроза жестокой расправы не поколебала твердости убеждений
воинов-христиан. Дружину заперли в темницу. Там воинов подвергли лютой пытке. Но никто из
них не отрекся от Христовой веры. Дружинников раздетыми вывели из города
Савастии, где это происходило, и погнали к расположенному неподалеку озеру.
Стояла холодная зима, озеро было покрыто
льдом. Мучеников загнали на лед. И свершилось чудо: лед растаял под ногами, а вода нагрелась. Разъяренные стражники вывели
мучеников на берег и всем перебили
колени. Такой пытки многие не выдержали
и умерли. И живых и мертвых воинов-христиан повезли на площадь, где были разведены огромные костры, и
всех бросили в огонь. А останки потом
сгребли и высыпали в озеро.
Однако гибель
дружины воинов-христиан не остановила распространения христианства в римской
армии. Вера, как известно, всегда была сильнее смерти. Как и любовь.
Сорок воинов
погибшей дружины в народном поверье воплотились в жаворонков. И жаворонок стал одной из
почитаемых на Руси птиц. Его прилет встречали радостно, как вестника весны. Опытом
проверенные приметы на это и указывали: «Чайка прилетела — скоро лед пойдет, зяблик — к стуже, жаворонок — к теплу». А если первые жаворонки появлялись точно
в день Сорока Мучеников, это сулило хороший урожай проса.
Возвратившись с
утреннего молебна в церкви и позавтракав с только что испеченными «жаворонками»,
посадские жители и селяне обычно устраивали в обед поминки по погибшим воинам-родственникам, по
всем усопшим родным и близким. А к вечеру мысли крестьянина опять возвращались к теперь
уже недалекому времени полевых работ. Женщины в этот день готовили тыквенные семена. С них начинали заботу о
предстоящих делах на бахче. Тыква считалась
овощем обстоятельным, надежным и неприхотливым.
Ее посевом работа на леваде зачиналась, ее уборкой и заканчивалась. И «зачин» в день Сорока Мучеников обещал хороший урожай тыкв, которыми крестьяне
на юге России всю зиму, как картошкой, кормились сами и подкармливали домашнюю скотину.