21 Н О Я Б Р Я
М И Х А Й Л О В Д Е Н Ь
В церковном календаре этот праздник
именуется торжественно, с суховатой
официальностью: «Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных». А в народе он назван кратко и просто: «Михайлов день».
Судя по формальному наименованию
праздника, в этот день в церкви служат
молебен в честь Архистратига Михаила и его небесного воинства. Кто же такой Архангел Михаил
и каким представляется
его воинство?
Долго и сложно
устанавливался этот праздник. Его история такова.
В I веке в Афинах жил судья Дионисий.
Почитаемый горожанами, он был избран членом
высшего афинского суда. Когда, объезжая
города Римской империи, апостол Павел остановился в Афинах, они познакомились. Афиняне, как сказано
в «Деяниях апостолов», «...взявши его
(Павла), привели в ареопаг и говорили:
можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?». Павел осмотрел афинские святыни, затем
много раз выступал с проповедями перед жителями города. Одни слушали его с
интересом, другие насмехались. Но все же «некоторые же мужи, приставши к нему, уверовали; между ними был
Дионисий Ареопагит» (Деян. XVII, 34).
Дионисий был
просвещеннейшим человеком своего времени. Он получил классическое эллинское
образование. Бывал в Египте,
в городе Илиополе изучал астрономию. Был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на кресте Иисуса Христа. Он тогда сказал: «Это или Бог, Создатель всего
мира страждет, или этот мир видимый
кончается». По возвращении из Илиополя в
Афины Дионисия избрали членом верховного суда, ареопага.
Сойдясь с апостолом Павлом и приняв от
него крещение, Дионисий оставил судебное
поприще и стал ревностным проповедником
христианского учения. Спустя несколько лет апостол Павел назначил Дионисия первым афинским епископом.
В 57 году Дионисий присутствовал при погребении Богоматери Марии, к которой
еще прежде приезжал в Иерусалим, и был ей представлен апостолом Иоанном.
После кончины
апостола Павла Дионисий, продолжая его дело, посетил с проповедями многие западные страны, бывал в Риме, в Испании, Германии. В Галлии Дионисий и его
два верных спутника, пресвитер Рустик
и диакон Елеферий были схвачены языческими
властями и казнены.
Дионисий оставил несколько творений,
важных для православной церкви. Главным
среди них считают сочинение «О небесной иерархии», которое и стало основой для учреждения празднования Собора Архистратига Михаила.
Дионисий разделил
ангельский мир на девять чинов, которые в свою очередь сгруппировал в три лика. К первом лику Дионисий отнес серафимов, херувимов и престолы,
которые ведают богопознанием и божьим правосудием. Второй лик – лик господства, силы и власти.
Представители этой группы наставляют поставленных от Бога на земле властителей
мудрому управлению, а людям дают духовную крепость и мужество. К третьему лику Дионисий причислил начала,
архангелов и ангелов. Начала повелевают
ангелами, направляя их к исполнению божественной воли, а также учат начальствующих справедливо исполнять должностные обязанности не ради личной славы,
а ради чести Божьей и пользы ближних.
Архангелы же несут людям благие вести,
открывают тайны пророчества и разумение воли Божьей, озаряют ум людей светом Христова учения. А ангелы подвигают людей к добродетельной жизни, удерживают
их от греховных помыслов и духовно-нравственного падения и всегда готовы помочь в беде и несчастье каждому, кто
этого пожелает.
И над всеми девятью
чинами начальствующим поставлен Архистратиг Михаил. Имя «Михаил» означает
«Кто как Бог». Он главенствует над всеми
небесными силами, осуществляет на земле Божью волю и препятствует деяниям и замыслам дьявола.
Празднование Собора Архистратига Михаила
и прочих Небесных Сил бесплотных было
установлено в IV веке решением
поместного
Лаодикийского собора. В этот день в народе поминают также и ближайших
пособников Архангела Михаила – Гавриила, провозвестника и служителя божественного
всемогущества, и Рафаила, целителя человеческих недугов.
Архистратига Михаила
славят на Руси с древних времен. Он уберег от татаро-монгольского нашествия
Великий Новгород. Он – первый заступник от вражеского нашествия. Его восславляют в церковных
песнопениях. В честь Архангела Михаила по всей Руси строились монастыри и храмы. В древнем Киеве сразу после принятия христианства был
воздвигнут Архангельский собор. На
иконах Архангел Михаил изображен попирающим ногами дьявола, с финиковой ветвью в левой руке и с копьем или мечом в правой, под сенью белой хоругви с
красным крестом.
Михайлов день не
случайно был установлен 8(21) ноября. Поскольку Небесных Сил девять чинов, то
Лаодикийский собор постановил праздновать их торжество во главе с
Архистратигом Михаилов в девятый месяц года (в древности первым месяцем считался март). А
восьмой день ноября был назначен потому, что считалось, как-сказано в «Настольной книге
священнослужителя», «после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осьмый» – т. е.
следующий Собор всех Сил Небесных в день Страшного суда, «и тогда приидет Сын
Человеческий и всии святые Ангелы с Ним».
Интересно отметить,
что «осьмый день» после недели, т. е. седьмого дня, когда отдыхают, ничего не делают (воскресный день), называется понедельником (по-недели, он же первый день седмицы, или недели, как мы говорим теперь). И в
народных поговорках и поверьях
понедельник был связан с именем Архангела Михаила. Говорили: «Кто
понедельничает, возрадуется заступничеству
Архангела Михаила». «Понедельничать» – это значит
поститься также и в первый день седмицы, помимо обязательных «постных дней» – в среду (когда Иуда предал Иисуса Христа) и пятницу (когда Иисус Христос мучительно
умирал, распятый на кресте). А если
кому выпадало безделье в рабочий день, того укоряли: «Лучше понедельничать
(поститься), чем бездельничать».
Понедельник и поныне считают
несчастливым, тяжелым днем. «В понедельник
ничему почин не делают и в дорогу не выезжают».
В Михайлов день
наблюдали: «Коли на Михайлов день иней – ожидай больших снегов, а коли с утра
туман – ростепели быть». Считали, что Михайловым днем зима еще не начинается.
Утверждали; «С Михайлова дня зима не стоит, земля не мерзнет». Но уже после Михайлова дня
«зима морозы кует». И стужи следует ждать со дня на день.
Михайлов день
испокон веков весело праздновали и селяне, и горожане. Этот праздник был «гостевым».
В обычае было в Михайлов день и самим в гостях побывать, и у себя гостей принять, и самому
хорошо угоститься, и своих гостей щедро попотчевать. Крестьяне угощались своим пивом,
пирогами из нового хлеба, свежим медом. И жаренья и паренья было вдоволь.
Неделю
еще гуляли. А потом наступал долгий и строгий Филипповский пост.