Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Н О Я Б Р Ь 20.04.24
21 Н О Я Б Р Я

21  Н О Я Б Р Я

 

М И Х А Й Л О В   Д Е Н Ь

 

В церковном календаре этот праздник именуется торжественно, с суховатой официальностью: «Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных». А в народе он назван кратко и просто: «Михайлов день».

Судя по формальному наименованию праздника, в этот день в церкви служат молебен в честь Архистратига Михаила и его небесного воинства. Кто же такой Архангел Михаил и каким представляется его воинство?

Долго и сложно устанавливался этот праздник. Его история такова.

В I веке в Афинах жил судья Дионисий. Почитаемый горожанами, он был избран членом высшего афинского суда. Когда, объезжая города Римской империи, апостол Павел остановился в Афинах, они познакомились. Афиняне, как сказано в «Деяниях апостолов», «...взявши его (Павла), привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?». Павел осмотрел афинские святыни, затем много раз выступал с проповедями перед жителями города. Одни слушали его с интересом, другие насмехались. Но все же «некоторые же мужи, приставши к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит» (Деян. XVII, 34).

Дионисий был просвещеннейшим человеком своего времени. Он получил классическое эллинское образование. Бывал в Египте, в городе Илиополе изучал астрономию. Был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на кресте Иисуса Христа. Он тогда сказал: «Это или Бог, Создатель всего мира страждет, или этот мир видимый кончается». По возвращении из Илиополя в Афины Дионисия избрали членом верховного суда, ареопага.

Сойдясь с апостолом Павлом и приняв от него крещение, Дионисий оставил судебное поприще и стал ревностным проповедником христианского учения. Спустя несколько лет апостол Павел назначил Дионисия первым афинским епископом. В 57 году Дионисий присутствовал при погребении Богоматери Марии, к которой еще прежде приезжал в Иерусалим, и был ей представлен апостолом Иоанном.

После кончины апостола Павла Дионисий, продолжая его дело, посетил с проповедями многие западные страны, бывал в Риме, в Испании, Германии. В Галлии Дионисий и его два верных спутника, пресвитер Рустик и диакон Елеферий были схвачены языческими властями и казнены.

Дионисий оставил несколько творений, важных для православной церкви. Главным среди них считают сочинение «О небесной иерархии», которое и стало основой для учреждения празднования Собора Архистратига Михаила.

Дионисий разделил ангельский мир на девять чинов, которые в свою очередь сгруппировал в три лика. К первом лику Дионисий отнес серафимов, херувимов и престолы, которые ведают богопознанием и божьим правосудием. Второй лик – лик господства, силы и власти. Представители этой группы наставляют поставленных от Бога на земле властителей мудрому управлению, а людям дают духовную крепость и мужество. К третьему лику Дионисий причислил начала, архангелов и ангелов. Начала повелевают ангелами, направляя их к исполнению божественной воли, а также учат начальствующих справедливо исполнять должностные обязанности не ради личной славы, а ради чести Божьей и пользы ближних. Архангелы же несут людям благие вести, открывают тайны пророчества и разумение воли Божьей, озаряют ум людей светом Христова учения. А ангелы подвигают людей к добродетельной жизни, удерживают их от греховных помыслов и духовно-нравственного падения и всегда готовы помочь в беде и несчастье каждому, кто этого пожелает.

И над всеми девятью чинами начальствующим поставлен Архистратиг Михаил. Имя «Михаил» означает «Кто как Бог». Он главенствует над всеми небесными силами, осуществляет на земле Божью волю и препятствует деяниям и замыслам дьявола.

Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных было установлено в IV веке решением поместного Лаодикийского собора. В этот день в народе поминают также и ближайших пособников Архангела Михаила – Гавриила, провозвестника и служителя божественного всемогущества, и Рафаила, целителя человеческих недугов.

Архистратига Михаила славят на Руси с древних времен. Он уберег от татаро-монгольского нашествия Великий Новгород. Он – первый заступник от вражеского нашествия. Его восславляют в церковных песнопениях. В честь Архангела Михаила по всей Руси строились монастыри и храмы. В древнем Киеве сразу после принятия христианства был воздвигнут Архангельский собор. На иконах Архангел Михаил изображен попирающим ногами дьявола, с финиковой ветвью в левой руке и с копьем или мечом в правой, под сенью белой хоругви с красным крестом.

Михайлов день не случайно был установлен 8(21) ноября. Поскольку Небесных Сил девять чинов, то Лаодикийский собор постановил праздновать их торжество во главе с Архистратигом Михаилов в девятый месяц года (в древности первым месяцем считался март). А восьмой день ноября был назначен потому, что считалось, как-сказано в «Настольной книге священнослужителя», «после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осьмый» – т. е. следующий Собор всех Сил Небесных в день Страшного суда, «и тогда приидет Сын Человеческий и всии святые Ангелы с Ним».

Интересно отметить, что «осьмый день» после недели, т. е. седьмого дня, когда отдыхают, ничего не делают (воскресный день), называется понедельником (по-недели, он же первый день седмицы, или недели, как мы говорим теперь). И в народных поговорках и поверьях понедельник был связан с именем Архангела Михаила. Говорили: «Кто понедельничает, возрадуется заступничеству Архангела Михаила». «Понедельничать» – это значит поститься также и в первый день седмицы, помимо обязательных «постных дней» – в среду (когда Иуда предал Иисуса Христа) и пятницу (когда Иисус Христос мучительно умирал, распятый на кресте). А если кому выпадало безделье в рабочий день, того укоряли: «Лучше понедельничать (поститься), чем бездельничать».

Понедельник и поныне считают несчастливым, тяжелым днем. «В понедельник ничему почин не делают и в дорогу не выезжают».

В Михайлов день наблюдали: «Коли на Михайлов день иней – ожидай больших снегов, а коли с утра туман – ростепели быть». Считали, что Михайловым днем зима еще не начинается. Утверждали; «С Михайлова дня зима не стоит, земля не мерзнет». Но уже после Михайлова дня «зима морозы кует». И стужи следует ждать со дня на день.

Михайлов день испокон веков весело праздновали и селяне, и горожане. Этот праздник был «гостевым». В обычае было в Михайлов день и самим в гостях побывать, и у себя гостей принять, и самому хорошо угоститься, и своих гостей щедро попотчевать. Крестьяне угощались своим пивом, пирогами из нового хлеба, свежим медом. И жаренья и паренья было вдоволь. Неделю еще гуляли. А потом наступал долгий и строгий Филипповский пост.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг