Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

С Е Н Т Я Б Р Ь 17.11.18
21 С Е Н Т Я Б Р Я

21 С Е Н Т Я Б Р Я

 

Р О Ж Д Е С Т В О   Б О Г О Р О Д И Ц Ы

 

Имя и образ Марии, Божьей матери, глубоко почитаемы во всем христианском мире. Часто, особенно в тяжкие минуты, поминают ее в своих молитвах и православные христианки. Покойный патриарх Пимен говорил в одной из своих проповедей: «В Дни ее праздников возникает в сердце христианина особое благодатное чувство и состояние тихого, благоговейного покоя. Тогда чувствуется близость Богоматери к каждому человеку, ощущается реальная ее любовь и забота о нас»

История рождения Марии вкратце рассказана в известных канонических Евангелиях от Матфея и Луки. До нас дошло также несколько сказаний, посвященных этому событию. А в 1958 году историк Бодмер нашел в Египте папирус с обстоятельным жизнеописанием Божьей матери. Оно составлено от имени Иакова, который был одним из сыновей плотника Иосифа от первого брака и стал потом апостолом и страстным проповедником Христова учения и как младший брат принял мученическую смерть. В этом сочинении, названном историками «Протоевангелием Иакова», изложена и история появления Марии на свет

Пастух Иоаким и его жена Анна, говорится в "Протоевангелии" к старости горько скорбели о своей бездетности. Иоаким однажды упрекнул свою супругу в бесплодии и, оставив ее, ушел со своим стадом в пустыню. А Анна, потрясенная отречением от нее мужа, обратилась с горячей молитвой к Богу о даровании ей ребенка. «И тогда предстал перед нею ангел Господней и сказал: «Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

Такое же известие от ангела получил Иоаким в пустыне. Обрадованный, он тотчас погнал свое стадо домой. Супруги сердечно и трогательно приветствовали друг друга, и в их семье воцарился прежний покой, наполненный благоговением радостного ожидания. «Между тем прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила и спросила повивальную бабку: кого я родила? Ответила та: дочь... По пришествии дней Анна поправилась, и дала грудь ребенку, и назвала ее Мария».

К сожалению, не названо имя повивальной бабки, принявшей новорожденную, будущую Божью матерь. И похоже, что с глубоким смыслом повитуха Марии оставлена безымянной. Много веков спустя возник и утвердился в народе обряд чествования женщин-родовспомощниц. Всех, во всем христианском мире.

Так и на Руси день Рождества Богоматери издревле стали праздновать не только в честь Божьей матери и ее родительницы, но и той безымянной женщины, которая помогла Анне разрешиться от благословенного бремени. Правда, церковь осуждала празднование «дня рожаниц» как исходившее от языческих обрядов. Но возражения были слабыми, а местами даже поощрительными. Во многих церквах русского Севера и по сей день в настенных росписях встречается изображение рожающей женщины, как полагают, Анны, производящей на свет Марию.

День Рождества Марии Божьей матери и в наши дни отмечают особо торжественным молебном. На утрени поют величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое».

До революции и в годы нэпа, до великого гонения на церковь, начавшегося в годы коллективизации, после утренней службы крестьянки в каждом селении устраивали «день рожаниц». Поздравляли молодых матерей с младенцами, пекли пирог, варили мирскую кашу и собирали на угощение повивальных бабок, среди которых в каждом селе находилось несколько таких, которые приняли на руки два-три поколения односельчан.

Этот обычай породил в народе немало поговорок:

Кашка на ложки, а молодец – на ножки.

За кашу грош отдать – младенец жить будет.

«На твоих родинах я кашу ела» – напоминала иная бабка своему «крестнику». На крестинах существовал обычай: «Кто хочет кашу есть, тот выкупи ложку».

Без повивальных бабок роженицы не обходились, каждая нуждалась не только в добром сердобольном участии, но в добром напутствии новому гражданину мира. Вот и молвилась в тот час поговорка: «Погоди родить, дай по бабушку сходить». И приходила «бабушка», иная двадцати лет от роду, только что вышедшая из стен Повивального училища, и принимала младенца, не скупясь на утешения, смягчая боль и вселяя радость. И искренне творила в душе роженица слова горячей материнской молитвы, обращенной к Богоматери-заступнице, и с благодарностью к той, первой, которая «повила» и спеленала новорожденную Марию.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг