21 С Е Н Т Я Б Р Я
Р О Ж Д Е С Т В О Б О Г О
Р О Д И Ц Ы
Имя и образ Марии,
Божьей матери, глубоко почитаемы во всем христианском мире. Часто, особенно в
тяжкие минуты, поминают ее в своих молитвах и православные христианки. Покойный патриарх Пимен
говорил в одной из своих проповедей: «В Дни ее праздников возникает в сердце
христианина особое благодатное чувство и состояние тихого, благоговейного покоя.
Тогда чувствуется
близость Богоматери к каждому человеку, ощущается реальная ее любовь и
забота о нас»
История рождения
Марии вкратце рассказана в известных канонических Евангелиях от Матфея и Луки.
До нас дошло также несколько сказаний, посвященных этому событию. А в 1958
году историк Бодмер нашел в Египте папирус с обстоятельным жизнеописанием Божьей
матери. Оно составлено от имени Иакова, который был одним из сыновей плотника Иосифа от первого брака и стал потом апостолом и
страстным проповедником Христова учения
и как младший брат принял мученическую смерть. В этом сочинении, названном историками «Протоевангелием Иакова», изложена и история появления Марии на свет
Пастух Иоаким и его
жена Анна, говорится в "Протоевангелии" к старости горько скорбели о
своей бездетности. Иоаким однажды упрекнул свою супругу в бесплодии и, оставив ее, ушел со своим
стадом в пустыню. А Анна, потрясенная отречением от нее мужа, обратилась с горячей
молитвой к Богу о даровании
ей ребенка. «И тогда предстал перед нею ангел Господней и сказал: «Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во
всем мире».
Такое же известие
от ангела получил Иоаким в пустыне. Обрадованный, он тотчас погнал свое стадо домой. Супруги сердечно и трогательно приветствовали друг друга, и в их
семье воцарился прежний покой,
наполненный благоговением радостного ожидания. «Между тем прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила и спросила повивальную бабку:
кого я родила? Ответила та: дочь...
По пришествии дней Анна поправилась, и
дала грудь ребенку, и назвала ее Мария».
К сожалению, не
названо имя повивальной бабки, принявшей новорожденную, будущую Божью матерь. И похоже, что с глубоким смыслом повитуха Марии оставлена
безымянной. Много веков спустя возник и утвердился в
народе обряд чествования женщин-родовспомощниц. Всех, во всем христианском мире.
Так и на Руси день
Рождества Богоматери издревле стали праздновать не только в честь Божьей матери
и ее родительницы, но и той безымянной женщины, которая помогла Анне
разрешиться от благословенного бремени. Правда, церковь осуждала празднование «дня рожаниц»
как исходившее от языческих обрядов. Но возражения были слабыми, а местами даже
поощрительными. Во многих церквах русского Севера и по сей день в настенных
росписях
встречается изображение рожающей женщины, как полагают, Анны, производящей на свет Марию.
День Рождества
Марии Божьей матери и в наши дни отмечают особо торжественным молебном. На утрени
поют величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих
родителей и всеславное
славим рождество Твое».
До революции и в
годы нэпа, до великого гонения на церковь, начавшегося в годы коллективизации,
после утренней службы крестьянки в каждом селении устраивали «день рожаниц».
Поздравляли
молодых матерей с младенцами, пекли пирог, варили мирскую кашу и
собирали на угощение повивальных бабок, среди которых в каждом селе находилось
несколько таких, которые приняли на руки два-три поколения односельчан.
Этот обычай породил
в народе немало поговорок:
Кашка на ложки, а
молодец – на ножки.
За кашу грош отдать – младенец жить
будет.
«На твоих родинах я
кашу ела» – напоминала иная бабка своему «крестнику». На крестинах существовал
обычай: «Кто хочет кашу есть, тот выкупи ложку».
Без повивальных бабок
роженицы не обходились, каждая нуждалась не только в добром сердобольном
участии, но в добром напутствии новому гражданину мира. Вот и молвилась в тот
час поговорка:
«Погоди родить, дай по бабушку сходить». И приходила «бабушка», иная двадцати лет от
роду, только что вышедшая из стен Повивального
училища, и принимала младенца, не скупясь на утешения, смягчая боль и вселяя
радость. И искренне творила в душе роженица слова горячей материнской молитвы,
обращенной
к Богоматери-заступнице, и с благодарностью к той, первой, которая
«повила» и спеленала новорожденную Марию.