21
И Ю Л Я
Я В Л Е Н И Е И К О Н Ы
К А З А Н С К О Й Б О Ж Ь Е
Й М А Т Е Р И
Я тоже искал комаху. Когда учился в 4-м классе (было это в 1934 году), мы – ватага мальчишек –
устремились однажды в дальний Глухой лес,
пересеченный глубокими заросшими оврагами
и пользовавшийся дурной славой. Люди говорили, что в том лесу водились лешие, привидения и еще какие-то страшилища. Но там
была тьма грибов и ягод. И Глухой лес мы навещали за лето раза два-три.
Так и в то лето, в дни июльской жары, мы
отправились в дальний лес, но не за малиной
или земляникой – ягодами мы лакомились
мимоходом, – а в поисках волшебного и неведомого насекомого, которого бабушка назвала комахой.
Перед этим у меня с
бабушкой была очередная беседа «на религиозную тему». Моя бабушка отличалась большой
набожностью, почитала всех святых и по-своему отмечала все христианские праздники. В
одиночку, в тихом своем уголке, на кухне, где у нее была приспособлена
лежанка, над которой висела старинная закопченная иконка Богоматери.
Бабушка в церковь
не ходила, потому что во всей округе на сотни верст не осталось ни одного
действовавшего храма – все в годы коллективизации были разорены и превращены где в
колхозные кладовые, где перестроены в клубы или мастерские, но в большинстве своем стояли
руинами, как после варварского нашествия. Поэтому бабушка творила молитвы
дома, а потом рассказывала мне о празднике, который она «отводила» таким образом.
Накануне она долго
и истово молилась перед своей иконой. Она многократно повторяла молитву, которую я
прежде не слышал: «Заступница усердная, Мати Господа Всевышнего,
за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем
полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси
Божественный покров рабом Твоим».
Потом бабушка объяснила мне, что икона у нее – именинница, что изображен на ней святой лик
Казанской Божьей матери. Поскольку я
у нее всегда был внимательным и заинтересованным слушателем, она поведала мне историю своей иконы. Конечно, у бабушки была не настоящая «Казанская»,
а ее поздняя копия, но она не придавала этому значения и говорила про свою икону, как про «ту», о которой рассказывала.
– Икона эта
чудотворная, – говорила бабушка. – А явилась она давно, еще при Иване Грозном, в
Казани, на пепелище сгоревшего стрелецкого дома. Соседская девочка Матрона
откопала эту икону, неведомо кем и когда схороненную в этом месте. А про то, что на пепелище
таился образ Пресвятой Богородицы, девочке сказала сама Божья матерь, явившаяся ей
во сне. С этой иконой потом князь Пожарский изгнал супостатов
из Москвы. С тех пор Казанскую празднуют дважды в год.
Вот нынче, в июле, потом – осенью. Чудодейственная сила заключена в этой иконе, –
продолжала
бабушка. – В старину в день Казанской Богородицы люди комаху
искали по лесам. Такой маленький, красненький червячок. Под кустиком таится в глухом
месте. Не каждому в руки дается. Кто находил комаху,
тому счастье приваливало на весь год.
Я передал бабушкин
рассказ про комаху друзьям, и мы загорелись жаждой:
отыскать комаху, осчастливиться
на весь год. Правда, бабушка не уточнила, каким именно счастьем вознаграждался
удачник. Но это и неважно было. Счастье – оно хоть и разное, но все равно –
счастье. Каждый к нему стремится.
Вот и мы устремились
на его поиски.
Весь день лазили мы
по чащобам. И привидения-то нам чудились, и лешего-то мы слыхали
– натерпелись страху. И изодрались все в колючих зарослях, вдоволь набрались ссадин и
царапин,
но комахи так и не нашли. Хотя искали старательно, с
уговором:
«Чур, на всех!» Не далась комаха никому.
И возвращались мы
из лесу разочарованные и с маленькой обидой на Казанскую Богородицу. Но бабушка мудро утешила меня вечером:
– Знать, на роду
написано – не видать тебе комахи. Не она принесет тебе
счастье. Бог пошлет.
И вот только теперь,
работая над этими очерками, я узнал, что такое «комаха».
Комахой, которую
действительно искали в старину деревенские неудачники по лесам в день явления
иконы Казанской Богоматери, называли червеца кермесового. Это такое сокососущее насекомое, до одного сантиметра величиной,
червячок шарообразного вида и красного цвета. Его внутренность называли кровью святого Иоанна. И в старину червеца разыскивали для приготовления
из него краски
– кармина. Но в поволжских лесах он редко встречается, поэтому и наделили
червеца таинственной способностью приносить счастье.
Искать его в лесу
рекомендовалось только в день Казанской Богоматери, а по старинному «Календарю
греко-русского сочинения» (был такой чернокнижный словарь во времена
Пушкина) 8
июля (21-го по н. с.) считался несчастливым днем.
Поэтому мы,
наверное, тогда и не нашли свое счастье, что искали
его в «несчастный
день».