Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

И Ю Л Ь 19.04.24
21 И Ю Л Я

21  И Ю Л Я

 

Я В Л Е Н И Е   И К О Н Ы   К А З А Н С К О Й   Б О Ж Ь Е Й   М А Т Е Р И

 

Я тоже искал комаху. Когда учился в 4-м классе (было это в 1934 году), мы – ватага мальчишек – устремились однажды в дальний Глухой лес, пересеченный глубокими заросшими оврагами и пользовавшийся дурной славой. Люди говорили, что в том лесу водились лешие, привидения и еще какие-то страшилища. Но там была тьма грибов и ягод. И Глухой лес мы навещали за лето раза два-три.

Так и в то лето, в дни июльской жары, мы отправились в дальний лес, но не за малиной или земляникой – ягодами мы лакомились мимоходом, – а в поисках волшебного и неведомого насекомого, которого бабушка назвала комахой.

Перед этим у меня с бабушкой была очередная беседа «на религиозную тему». Моя бабушка отличалась большой набожностью, почитала всех святых и по-своему отмечала все христианские праздники. В одиночку, в тихом своем уголке, на кухне, где у нее была приспособлена лежанка, над которой висела старинная закопченная иконка Богоматери.

Бабушка в церковь не ходила, потому что во всей округе на сотни верст не осталось ни одного действовавшего храма – все в годы коллективизации были разорены и превращены где в колхозные кладовые, где перестроены в клубы или мастерские, но в большинстве своем стояли руинами, как после варварского нашествия. Поэтому бабушка творила молитвы дома, а потом рассказывала мне о празднике, который она «отводила» таким образом.

Накануне она долго и истово молилась перед своей иконой. Она многократно повторяла молитву, которую я прежде не слышал: «Заступница усердная, Мати Господа Всевышнего, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим». Потом бабушка объяснила мне, что икона у нее – именинница, что изображен на ней святой лик Казанской Божьей матери. Поскольку я у нее всегда был внимательным и заинтересованным слушателем, она поведала мне историю своей иконы. Конечно, у бабушки была не настоящая «Казанская», а ее поздняя копия, но она не придавала этому значения и говорила про свою икону, как про «ту», о которой рассказывала.

– Икона эта чудотворная, – говорила бабушка. – А явилась она давно, еще при Иване Грозном, в Казани, на пепелище сгоревшего стрелецкого дома. Соседская девочка Матрона откопала эту икону, неведомо кем и когда схороненную в этом месте. А про то, что на пепелище таился образ Пресвятой Богородицы, девочке сказала сама Божья матерь, явившаяся ей во сне. С этой иконой потом князь Пожарский изгнал супостатов из Москвы. С тех пор Казанскую празднуют дважды в год. Вот нынче, в июле, потом – осенью. Чудодейственная сила заключена в этой иконе, – продолжала бабушка. – В старину в день Казанской Богородицы люди комаху искали по лесам. Такой маленький, красненький червячок. Под кустиком таится в глухом месте. Не каждому в руки дается. Кто находил комаху, тому счастье приваливало на весь год.

Я передал бабушкин рассказ про комаху друзьям, и мы загорелись жаждой: отыскать комаху, осчастливиться на весь год. Правда, бабушка не уточнила, каким именно счастьем вознаграждался удачник. Но это и неважно было. Счастье – оно хоть и разное, но все равно – счастье. Каждый к нему стремится.

Вот и мы устремились на его поиски.

Весь день лазили мы по чащобам. И привидения-то нам чудились, и лешего-то мы слыхали – натерпелись страху. И изодрались все в колючих зарослях, вдоволь набрались ссадин и царапин, но комахи так и не нашли. Хотя искали старательно, с уговором: «Чур, на всех!» Не далась комаха никому.

И возвращались мы из лесу разочарованные и с маленькой обидой на Казанскую Богородицу. Но бабушка мудро утешила меня вечером:

– Знать, на роду написано – не видать тебе комахи. Не она принесет тебе счастье. Бог пошлет.

И вот только теперь, работая над этими очерками, я узнал, что такое «комаха».

Комахой, которую действительно искали в старину деревенские неудачники по лесам в день явления иконы Казанской Богоматери, называли червеца кермесового. Это такое сокососущее насекомое, до одного сантиметра величиной, червячок шарообразного вида и красного цвета. Его внутренность называли кровью святого Иоанна. И в старину червеца разыскивали для приготовления из него краски – кармина. Но в поволжских лесах он редко встречается, поэтому и наделили червеца таинственной способностью приносить счастье.

Искать его в лесу рекомендовалось только в день Казанской Богоматери, а по старинному «Календарю греко-русского сочинения» (был такой чернокнижный словарь во времена Пушкина) 8 июля (21-го по н. с.) считался несчастливым днем. Поэтому мы, наверное, тогда и не нашли свое счастье, что искали его в «несчастный день».

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг