19 Д Е К А Б Р Я
Н И К О Л А З И М Н И Й
О святом Николае
Угоднике крестьяне говорили: «Нет за нас поборника супротив Николая». Он считался
первым мужицким заступником. В русских сказках его отождествляли с богатырем Микулой
Селяниновичем. Особо почитался он как «житный дед». Микула – «дух
хлеба».
Церковь святого Николая Чудотворца
возникла на Руси чуть ли не самой первой.
Уже в 882 году, более чем за сто лет до крещения Руси, в Киеве существовал храм святого Николая. Вот как об этом сказано в «Повести временных лет»:
«...на горе, которая называется ныне
Угорской, где теперь Ольмин двор; на той
могиле Ольма поставил церковь святого Николы». Она увенчала место погребения
одного из первых киевских князей Аскольда,
убитого Олегом и воспетого в 1835 году в опере А. Н. Верстовского «Аскольдова
могила». А в XVII веке в Москве,
например, насчитывалось уже 128 храмов, возведенных во имя Николая Чудотворца.
С Николиным
благословением отправлялись путники в дальнюю дорогу. «Зови Бога в помощь, а
Николу – в путь». После Николы зимнего уходили дальние обозы с хлебом, солью,
рыбой, кустарными
изделиями. «Никола в путь, Христос по дорожке». Никола же
распорядительствовал и на торгах. Говорили: «Николин торг – всему указ».
«Цены на хлеб строит Николин торг».
Бурлаки к концу
навигации, натрудившись за лето и из последних сил налегая на лямку, пели:
Ты
поддай, Микола, помочи,
Доведи, Микола, до ночи.
«Лучше брани: Никола
с нами». А случалась беда, опять обращались к Николе, потому что верили: «Где
беда, там и Никола».
Оттого по всей
России Николу, особенно зимнего, чтили широко и щедро. В Николин день, после церковной службы, садясь за праздничный
стол, сельские мужики непременно затевали мирскую «Николину свечу».
В дом, где она, по
предварительному уговору, «зачиналась», приглашали священника. Ставили на стол
небольшую горящую свечку. Священник окроплял ее святой водой. Гости поднимали «заздравную» в честь
праздника, и каждый приклеивал к горящей свече кусочек воска, либо своего,
сотового, либо купленного. Затем заметно «потолстевшую» свечку в сопровождении
священника
отправляли в соседнюю компанию. Там процедура повторялась. Так в
течение Николина дня «мирская свеча» обходила все дворы, где «гуляли», и к вечеру
неимоверно вырастала и достигала пудового веса. В конце дня заздравную свечу
торжественно несли в церковь и ставили перед образом святого Николая. «Мирская» свеча
являла собою знак всеобщего «взноса» за оказанное и будущее покровительство Николая
Угодника во всех многотрудных делах селян.