Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Д Е К А Б Р Ь 16.07.24
19 Д Е К А Б Р Я

19  Д Е К А Б Р Я

 

Н И К О Л А   З И М Н И Й

 

О святом Николае Угоднике крестьяне говорили: «Нет за нас поборника супротив Николая». Он считался первым мужицким заступником. В русских сказках его отождествляли с богатырем Микулой Селяниновичем. Особо почитался он как «житный дед». Микула – «дух хлеба».

Церковь святого Николая Чудотворца возникла на Руси чуть ли не самой первой. Уже в 882 году, более чем за сто лет до крещения Руси, в Киеве существовал храм святого Николая. Вот как об этом сказано в «Повести временных лет»: «...на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы». Она увенчала место погребения одного из первых киевских князей Аскольда, убитого Олегом и воспетого в 1835 году в опере А. Н. Верстовского «Аскольдова могила». А в XVII веке в Москве, например, насчитывалось уже 128 храмов, возведенных во имя Николая Чудотворца.

С Николиным благословением отправлялись путники в дальнюю дорогу. «Зови Бога в помощь, а Николу – в путь». После Николы зимнего уходили дальние обозы с хлебом, солью, рыбой, кустарными изделиями. «Никола в путь, Христос по дорожке». Никола же распорядительствовал и на торгах. Говорили: «Николин торг – всему указ». «Цены на хлеб строит Николин торг».

Бурлаки к концу навигации, натрудившись за лето и из последних сил налегая на лямку, пели:

Ты поддай, Микола, помочи,

Доведи, Микола, до ночи.

«Лучше брани: Никола с нами». А случалась беда, опять обращались к Николе, потому что верили: «Где беда, там и Никола».

Оттого по всей России Николу, особенно зимнего, чтили широко и щедро. В Николин день, после церковной службы, садясь за праздничный стол, сельские мужики непременно затевали мирскую «Николину свечу».

В дом, где она, по предварительному уговору, «зачиналась», приглашали священника. Ставили на стол небольшую горящую свечку. Священник окроплял ее святой водой. Гости поднимали «заздравную» в честь праздника, и каждый приклеивал к горящей свече кусочек воска, либо своего, сотового, либо купленного. Затем заметно «потолстевшую» свечку в сопровождении священника отправляли в соседнюю компанию. Там процедура повторялась. Так в течение Николина дня «мирская свеча» обходила все дворы, где «гуляли», и к вечеру неимоверно вырастала и достигала пудового веса. В конце дня заздравную свечу торжественно несли в церковь и ставили перед образом святого Николая. «Мирская» свеча являла собою знак всеобщего «взноса» за оказанное и будущее покровительство Николая Угодника во всех многотрудных делах селян.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг