19 О К Т Я Б Р Я
Ф О М А – Б О Л Ь Ш А Я К Р О М А
Апостол Фома был тоже евангелистом. Он
написал даже два Евангелия. Одно называется
Евангелием детства. В нем Фома описал
детские и отроческие годы Иисуса Христа, а второе Евангелие представляет
собою запись беседы Иисуса с его учениками. Оно и начинается прямо указывающей
на это фразой: «Это тайные слова, которые
сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома».
Евангелие Фомы не
признано церковью священным, как четыре основных Евангелия, но оно почиталось
египетскими христианами, считалось законополагающим творением в некоторых христианских общинах Палестины. Сирийские
христиане, живущие в Малабаре, доныне называют себя приверженцами апостола Фомы
и считают его основателем церкви.
В недолгой жизни
Фома успел многое. Он единственный из первых апостолов Иисуса Христа объехал почти все
страны известного в те времена мира. Он основал христианские церкви в Палестине, Месопотамии,
Парфии, Эфиопии и даже в Индии. В эту далекую и сказочную страну христианские проповедники – одним из первых был сам Иисус Христос – пробирались с
караванами индийских купцов, которые вели торговлю в странах Восточного побережья Средиземного моря.
Фома провел в Индии
несколько последних лет своей жизни. Там, в городе Мелиапоре (Мелипуре), Фома
обратил в христианство жену и сына местного правителя. За это его заключили в темницу, долго
пытали и казнили, пронзив копьями. В индийской земле Фома и был похоронен.
Однако свои Евангелия
он успел написать еще до путешествия в Индию, вложив в них опыт и мудрость, накопленные в странствиях по Ближнему Востоку.
Рассуждения Фомы во многом отличаются от
высказываний, изложенных в «официальных»
Евангелиях. Вот рассуждение Иисуса о царстве Божьем: «Если те, которые ведут вас,
говорят вам: «Смотрите царствие в
небе!» – тогда птицы небесные опередят
вас. Если они говорят вам, что оно – в море, тогда рыбы опередят вас. Но царствие внутри вас и вне вас».
Не менее
глубокомысленны размышления о присутствии Бога. «Иисус сказал: я – свет, который на
всех. Я все: все вышло из меня, и все вернулось ко мне. Разруби дерево, я – там;
подними камень,
и ты найдешь меня там».
В беседе Христа с
апостолами, по свидетельству Фомы, участвовали Мария Магдалина и Саломея. Их
присутствие не понравилось
некоторым апостолам. Фома зафиксировал: «Симон Петр сказал им: «Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни». Но Иисус мудро возразил: «Смотрите, я
направляю ее, дабы сделать ее
мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо
всякая женщина, которая станет мужчиной,
войдет в царство небесное». Так высоко ставил Иисус мужество, нравственную и духовную твердость
женщины.
Среди двенадцати
первых учеников Иисуса Христа Фома слыл скептиком. Он усомнился даже в
воскресении Христа. Когда апостолы сказали ему: «Мы видели Господа», Фома ответил:
«Пока я
сам не увижу на руках Его раны от гвоздей и пока не дотронусь пальцем до раны
между ребер Его – до тех пор не поверю». Иисус показал ему раны и позволил
дотронуться до них, и только после этого сомнения Фомы рассеялись. Неверие Фомы стало
нарицательным,
и в народе появилось присловие: «Фома неверующий» – в укор скептику.
Апостола Фому, как и других сподвижников
Иисуса Христа, хорошо знали верующие
крестьяне в России. И никогда не порицали
его за недоверчивость. Но ценили взыскательное отношение Фомы к труду, его уважительность к честно
заработанным благам. По
свидетельству Фомы, Иисус Христос говорил, что каждый человек должен быть старательным сеятелем, чтобы
брошенная в землю одна мера семян приносила сто двадцать мер. В своем
Евангелии Фома приводит весьма примечательные слова Иисуса: «Блажен человек, который
потрудился, он нашел жизнь».
Житейские взгляды
Фомы близко касались забот и чаяний крестьянина, умевшего ценить труд, беречь
добро, добытое трудом. Поэтому и нарекли Фому «большой
кромой» за то, что поощрял бережливость
и запасливость.
Кромой сельские
жители называли торбу, суму, место в амбаре для хранения зерна или других
продуктов. От этого слова пошло множество выражений и понятий в русском
языке: «большекромый»,
«укромное место», «скромность», «закрома» и т. п.
Про нерадивого,
бесхозяйственного и расточительного мужика говорили: «Велика
крома, да пес ли в ней».
Ко дню апостола
Фомы подводили окончательные итоги хозяйственного года. Определяли величину достатка,
добытого на протяжении лета. И если амбары, лари, чуланы, погреба оказывались наполненными, с
удовлетворением отмечали: «Рад Аника, что крома велика».
И с благодарностью
ставили в церкви свечу перед образом апостола Фомы – мудрого и доброжелательного
наставника и покровителя честного достатка.