Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

О К Т Я Б Р Ь 28.03.24
19 О К Т Я Б Р Я

19  О К Т Я Б Р Я

 

Ф О М А    Б О Л Ь Ш А Я   К Р О М А

 

Апостол Фома был тоже евангелистом. Он написал даже два Евангелия. Одно называется Евангелием детства. В нем Фома описал детские и отроческие годы Иисуса Христа, а второе Евангелие представляет собою запись беседы Иисуса с его учениками. Оно и начинается прямо указывающей на это фразой: «Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома».

Евангелие Фомы не признано церковью священным, как четыре основных Евангелия, но оно почиталось египетскими христианами, считалось законополагающим творением в некоторых христианских общинах Палестины. Сирийские христиане, живущие в Малабаре, доныне называют себя приверженцами апостола Фомы и считают его основателем церкви.

В недолгой жизни Фома успел многое. Он единственный из первых апостолов Иисуса Христа объехал почти все страны известного в те времена мира. Он основал христианские церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и даже в Индии. В эту далекую и сказочную страну христианские проповедники – одним из первых был сам Иисус Христос – пробирались с караванами индийских купцов, которые вели торговлю в странах Восточного побережья Средиземного моря.

Фома провел в Индии несколько последних лет своей жизни. Там, в городе Мелиапоре (Мелипуре), Фома обратил в христианство жену и сына местного правителя. За это его заключили в темницу, долго пытали и казнили, пронзив копьями. В индийской земле Фома и был похоронен.

Однако свои Евангелия он успел написать еще до путешествия в Индию, вложив в них опыт и мудрость, накопленные в странствиях по Ближнему Востоку.

Рассуждения Фомы во многом отличаются от высказываний, изложенных в «официальных» Евангелиях. Вот рассуждение Иисуса о царстве Божьем: «Если те, которые ведут вас, говорят вам: «Смотрите царствие в небе!» – тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно – в море, тогда рыбы опередят вас. Но царствие внутри вас и вне вас».

Не менее глубокомысленны размышления о присутствии Бога. «Иисус сказал: я – свет, который на всех. Я все: все вышло из меня, и все вернулось ко мне. Разруби дерево, я – там; подними камень, и ты найдешь меня там».

В беседе Христа с апостолами, по свидетельству Фомы, участвовали Мария Магдалина и Саломея. Их присутствие не понравилось некоторым апостолам. Фома зафиксировал: «Симон Петр сказал им: «Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни». Но Иисус мудро возразил: «Смотрите, я направляю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в царство небесное». Так высоко ставил Иисус мужество, нравственную и духовную твердость женщины.

Среди двенадцати первых учеников Иисуса Христа Фома слыл скептиком. Он усомнился даже в воскресении Христа. Когда апостолы сказали ему: «Мы видели Господа», Фома ответил: «Пока я сам не увижу на руках Его раны от гвоздей и пока не дотронусь пальцем до раны между ребер Его – до тех пор не поверю». Иисус показал ему раны и позволил дотронуться до них, и только после этого сомнения Фомы рассеялись. Неверие Фомы стало нарицательным, и в народе появилось присловие: «Фома неверующий» – в укор скептику.

Апостола Фому, как и других сподвижников Иисуса Христа, хорошо знали верующие крестьяне в России. И никогда не порицали его за недоверчивость. Но ценили взыскательное отношение Фомы к труду, его уважительность к честно заработанным благам. По свидетельству Фомы, Иисус Христос говорил, что каждый человек должен быть старательным сеятелем, чтобы брошенная в землю одна мера семян приносила сто двадцать мер. В своем Евангелии Фома приводит весьма примечательные слова Иисуса: «Блажен человек, который потрудился, он нашел жизнь».

Житейские взгляды Фомы близко касались забот и чаяний крестьянина, умевшего ценить труд, беречь добро, добытое трудом. Поэтому и нарекли Фому «большой кромой» за то, что поощрял бережливость и запасливость.

Кромой сельские жители называли торбу, суму, место в амбаре для хранения зерна или других продуктов. От этого слова пошло множество выражений и понятий в русском языке: «большекромый», «укромное место», «скромность», «закрома» и т. п.

Про нерадивого, бесхозяйственного и расточительного мужика говорили: «Велика крома, да пес ли в ней».

Ко дню апостола Фомы подводили окончательные итоги хозяйственного года. Определяли величину достатка, добытого на протяжении лета. И если амбары, лари, чуланы, погреба оказывались наполненными, с удовлетворением отмечали: «Рад Аника, что крома велика».

И с благодарностью ставили в церкви свечу перед образом апостола Фомы – мудрого и доброжелательного наставника и покровителя честного достатка.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг