19 А В Г У С Т А
В Т О Р О Й С П А С.
П Р Е О Б Р А Ж Е Н И Е
У этого праздника,
как и у Крещения, тоже двойное название. В православных церквах трижды в течение
дня справляются службы в память о чудесном преображении Христа. Обратимся к истории сего
события.
Однажды, как
повествуется в Евангелиях, Иисус Христос, взяв с собою трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на высокую гору. Здесь он молча предался
молитве, а ученики, сморенные зноем, прилегли в сторонке. И привиделось им,
как во
время молитвы Христа «Лицо его вдруг засияло, словно солнце, а одежды его
стали белыми, словно свет. Рядом они увидели Моисея и Илию, которые беседовали с
Ним» (Матфей, XVII, 2, 3). В это время с небес послышался
голос: «Сей есть сын Мой возлюбленный... Его слушайте».
«Услышав это, – рассказывает далее евангелист, – ученики очень испугались и
пали на землю.
Тут Иисус, подойдя, коснулся их и сказал: вставайте, не бойтесь. Открыв
глаза, они никого не увидели, кроме Иисуса» (Там же, XVII, 8, 9).
Значение этого
события состояло в том, утверждают современные богословы, что Христос предстал перед
своими учениками не как «один из пророков, но как Господь пророков, посылающий их...». Ибо
слышали апостолы, как во время беседы Христа с пророками Моисеем и Илиею Господь
указал не на них, а на Иисуса Христа и повелел «слушать его».
Утвердившись на Руси
в XVI веке, торжественный день Преображения Христа
соединился с другим праздником – Спасом, который отмечался уже несколько столетий.
Правда, и ныне молебны, относящиеся ко второму Спасу, совершаются десятью днями позже
Преображения, вместе с третьим Спасом. Но в утренней службе 29 августа непременно
провозглашается величие: «...и почитаем Пречистаго Лика твоего преславное изображение».
О каком
«изображении» идет речь?
Одно из древних
преданий повествует: царь Авгарь, который правил в месопотамском городе Эдесе, страдал
проказой. Никакие лекари не помогли ему избавиться от тяжкого недуга. В отчаянии страдающий
царь решил послать гонцов к Иисусу Христу, об исцеляющих способностях
которого уже повсюду шла слава. Сын Божий в это время не смог поспешить в
Эдесу, но
на зов отозвался участливо и пообещал царским посланцам исцелить их больного
повелителя. Во время беседы с ними Христос попросил подать ему полотенце и отер
свое лицо. На полотенце тотчас отпечатался его лик. Христос подал полотенце царским гонцам с
наказом передать его царю. Чудодейственное полотенце было доставлено страдающему Авгарю. И вправду, постоянно утираясь полотенцем
с ликом Сына Божьего, царь почувствовал облегчение. А после казни Иисуса Христа и
его вознесения
на небе по его повелению к Авгарю явился апостол Фадей и окончательно избавил царя от
страшной болезни. Иисус Христос
сдержал свое слово.
Тут следует
заметить, что наши, отечественные воинствующие атеисты, ниспровергатели и
хулители «идеалистических» и «реакционных» учений и канонов, бойкие апологеты
так называемой «марксистской исторической науки» чаще всего подвергали злому осмеянию исцелительные деяния Иисуса Христа, в частности случай исцеления царя Авгаря и воскрешение Лазаря. «Разоблачая» чудеса, творимые Иисусом
Христом, они старались, да и по сей день тщатся, сокрушить все основы
христианского вероучения.
Мощным напором
партийно-государственной политики и долгой цепью жестоких репрессий нас все-таки
отучили от церкви и человеколюбивой христианской нравственности, и безбожие утвердилось в
советском обществе. Но и заменитель оказался несостоятельным.
Человек же,
наделенный от природы богатым и деятельным духовным зарядом, не может жить, ни во что не веруя. И невозможно вытравить в нем чувство, неустанно
зовущее к поискам путей в мир
душевного комфорта и согласия. Не потому ли мы, всесторонне образованные, достигшие вершин науки и познания, с
безоговорочным доверием воспринимаем «чудеса», которые совершал когда-то на наших глазах «волшебник» Вольф
Мессинг и творит ныне наш современник
и соотечественник доктор А. М.
Кашпировский. И не только многие из нас поверили в необъяснимую чудодейственную исцелительную способность А. М. Кашпировского, но он завоевал доверие и
восхищение всего мира. Так почему же
не допустима мысль, что такими же
способностями мог обладать и Иисус Христос, великий проповедник древности?...
…Иисус Христос был не только самым
выдающимся чудотворцем и пророком своего
времени, но он стал творцом учения, которое превратилось со временем в одно из могущественных в мире религиозных
движений. И, несмотря ни на какие гонения и запреты, обрушившиеся в годы Советской власти на православную церковь
(равно как и на иные религии), Христово учение продолжает владеть умами и сердцами многих миллионов людей в нашей стране. Почему? Ответ прост. Потому что оно,
возвышенное присущими человеческому воображению добрыми идеалами,
зиждется на реальных, достоверных историях, которые естественным образом случались в закономерно происходившем
переломном процессе развития
человечества, когда его ум и психология переросли языческие формы познания, и требовалась новая, более высокая ступень духовного совершенства. Нужен был
Мессия. И он явился…
...Вернемся, однако,
к полотенцу с изображением Христа. Как же сложилась дальнейшая судьба «Спаса на
полотне»? – так был назван отпечатавшийся на полотенце лик Спасителя.
Исцеленный царь
Авгарь принял христианство, а полотенце с изображением Христа велел прикрепить над
главными воротами города. Но случилось – напали на Эдесу мусульмане и похитили чудодейственное
полотенце. Лишь девять столетий спустя византийский император Михаил III выкупил священное полотенце. «Спас на полотне»
был перенесен в Константинополь и установлен в храме. День его перенесения 16(29)
августа также был объявлен одним из великих христианских праздников. Позже с этого
изображения,
отпечатавшегося на полотне, было написано множество икон. Еще в Древней
Руси появилось несколько икон, которые так и назывались «Спас на полотне», или
«Спас нерукотворный». Наибольшую
известность и ценность приобрела новгородская икона XI века.
В крестьянском
народном календаре день Преображения больше известен под именем второго Спаса. Первый
Спас, который отмечается 1(14) августа (он учрежден в 1164 году и посвящен Богородице), назван
медовым, как день наиболее обильной выкачки меда из пчелиных ульев. Третий Спас, празднуемый, как уже сказано, 16 (29) августа, именуется ореховым,
поскольку с этого дня обычно
начинался сбор лесных орехов, которые в
прежние времена также были существенным продуктом питания крестьян. Второй же Спас назван яблочным.
Со вторым Спасом
связано множество поговорок и примет, отражающих смену хозяйственных забот и погоды.
Говорили: «Со Спаса Преображения погода преображается».
Своеобразен обычай
празднования второго Спаса. До этого дня крестьяне не ели никаких плодов, тем более
яблок. Это считалось великим грехом. На обеденном столе главенствовали овощи. А яблочком
полакомиться не позволяли даже детям. И будущим матерям не разрешалось до Спаса
отведать яблока. Нарушительницу ждало суровое наказание на том свете — она и ее дети лишались
яблока из райского сада. Дело в том, что яблоко считалось греховным плодом. Ведь
змей-искуситель именно
яблоком вверг во грех нашу прародительницу Еву. Первые
яблоки надо было непременно освятить в
церкви во время утреннего богослужения в день Преображения.
В этот день к церквам
в селах и городах яблоки подвозили возами. Возле церковных оград возникли
яблочные базары. Священники выходили и кропили святой водой яблоки прямо в возах. Иные бойкие
владельцы садов сбывали под сурдинку и падалицу, и яблоки, побитые градом. Но в
этот день был самый большой спрос на фрукты. В последующие дни цены опускались до
низшего предела. Поэтому яблочные базары бывали особенно шумными: одни норовили
продать «с барышом», другие старались купить «с выгодой».
В связи с этим в ходу
было такое присловье: «Первый Спас – на воде стоят, второй Спас – яблоки едят, третий
Спас – на
Зеленых Горах холсты продают». В дни третьего Спаса в селе Зеленые Горы
под Нижним Новгородом устраивалась торговля холстами.
Вторая половина
августа (по ст. ст.) называлась
в народе «молодым»
бабьим летом. Уходило настоящее лето. И день второго Спаса
заканчивался обрядом «провожания заката». Девушки провожали закат
солнца прощальными песнями – расставались с летом. В общем, праздник получался не очень
радостным. Должно быть, потому, что 6 (19) августа считался несчастливым днем...