Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

А В Г У С Т 23.11.24
19

19     А В Г У С Т А

 

В Т О Р О Й  С П А С.   П Р Е О Б Р А Ж Е Н И Е

 

У этого праздника, как и у Крещения, тоже двойное название. В православных церквах трижды в течение дня справляются службы в память о чудесном преображении Христа. Обратимся к истории сего события.

Однажды, как повествуется в Евангелиях, Иисус Христос, взяв с собою трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на высокую гору. Здесь он молча предался молитве, а ученики, сморенные зноем, прилегли в сторонке. И привиделось им, как во время молитвы Христа «Лицо его вдруг засияло, словно солнце, а одежды его стали белыми, словно свет. Рядом они увидели Моисея и Илию, которые беседовали с Ним» (Матфей, XVII, 2, 3). В это время с небес послышался голос: «Сей есть сын Мой возлюбленный... Его слушайте». «Услышав это, – рассказывает далее евангелист, – ученики очень испугались и пали на землю. Тут Иисус, подойдя, коснулся их и сказал: вставайте, не бойтесь. Открыв глаза, они никого не увидели, кроме Иисуса» (Там же, XVII, 8, 9).

Значение этого события состояло в том, утверждают современные богословы, что Христос предстал перед своими учениками не как «один из пророков, но как Господь пророков, посылающий их...». Ибо слышали апостолы, как во время беседы Христа с пророками Моисеем и Илиею Господь указал не на них, а на Иисуса Христа и повелел «слушать его».

Утвердившись на Руси в XVI веке, торжественный день Преображения Христа соединился с другим праздником – Спасом, который отмечался уже несколько столетий. Правда, и ныне молебны, относящиеся ко второму Спасу, совершаются десятью днями позже Преображения, вместе с третьим Спасом. Но в утренней службе 29 августа непременно провозглашается величие: «...и почитаем Пречистаго Лика твоего преславное изображение».

О каком «изображении» идет речь?

Одно из древних преданий повествует: царь Авгарь, который правил в месопотамском городе Эдесе, страдал проказой. Никакие лекари не помогли ему избавиться от тяжкого недуга. В отчаянии страдающий царь решил послать гонцов к Иисусу Христу, об исцеляющих способностях которого уже повсюду шла слава. Сын Божий в это время не смог поспешить в Эдесу, но на зов отозвался участливо и пообещал царским посланцам исцелить их больного повелителя. Во время беседы с ними Христос попросил подать ему полотенце и отер свое лицо. На полотенце тотчас отпечатался его лик. Христос подал полотенце царским гонцам с наказом передать его царю. Чудодейственное полотенце было доставлено страдающему Авгарю. И вправду, постоянно утираясь полотенцем с ликом Сына Божьего, царь почувствовал облегчение. А после казни Иисуса Христа и его вознесения на небе по его повелению к Авгарю явился апостол Фадей и окончательно избавил царя от страшной болезни. Иисус Христос сдержал свое слово.

Тут следует заметить, что наши, отечественные воинствующие атеисты, ниспровергатели и хулители «идеалистических» и «реакционных» учений и канонов, бойкие апологеты так называемой «марксистской исторической науки» чаще всего подвергали злому осмеянию исцелительные деяния Иисуса Христа, в частности случай исцеления царя Авгаря и воскрешение Лазаря. «Разоблачая» чудеса, творимые Иисусом Христом, они старались, да и по сей день тщатся, сокрушить все основы христианского вероучения.

Мощным напором партийно-государственной политики и долгой цепью жестоких репрессий нас все-таки отучили от церкви и человеколюбивой христианской нравственности, и безбожие утвердилось в советском обществе. Но и заменитель оказался несостоятельным.

Человек же, наделенный от природы богатым и деятельным духовным зарядом, не может жить, ни во что не веруя. И невозможно вытравить в нем чувство, неустанно зовущее к поискам путей в мир душевного комфорта и согласия. Не потому ли мы, всесторонне образованные, достигшие вершин науки и познания, с безоговорочным доверием воспринимаем «чудеса», которые совершал когда-то на наших глазах «волшебник» Вольф Мессинг и творит ныне наш современник и соотечественник доктор А. М. Кашпировский. И не только многие из нас поверили в необъяснимую чудодейственную исцелительную способность А. М. Кашпировского, но он завоевал доверие и восхищение всего мира. Так почему же не допустима мысль, что такими же способностями мог обладать и Иисус Христос, великий проповедник древности?...

…Иисус Христос был не только самым выдающимся чудотворцем и пророком своего времени, но он стал творцом учения, которое превратилось со временем в одно из могущественных в мире религиозных движений. И, несмотря ни на какие гонения и запреты, обрушившиеся в годы Советской власти на православную церковь (равно как и на иные религии), Христово учение продолжает владеть умами и сердцами многих миллионов людей в нашей стране. Почему? Ответ прост. Потому что оно, возвышенное присущими человеческому воображению добрыми идеалами, зиждется на реальных, достоверных историях, которые естественным образом случались в закономерно происходившем переломном процессе развития человечества, когда его ум и психология переросли языческие формы познания, и требовалась новая, более высокая ступень духовного совершенства. Нужен был Мессия. И он явился…

...Вернемся, однако, к полотенцу с изображением Христа. Как же сложилась дальнейшая судьба «Спаса на полотне»? – так был назван отпечатавшийся на полотенце лик Спасителя.

Исцеленный царь Авгарь принял христианство, а полотенце с изображением Христа велел прикрепить над главными воротами города. Но случилось – напали на Эдесу мусульмане и похитили чудодейственное полотенце. Лишь девять столетий спустя византийский император Михаил III выкупил священное полотенце. «Спас на полотне» был перенесен в Константинополь и установлен в храме. День его перенесения 16(29) августа также был объявлен одним из великих христианских праздников. Позже с этого изображения, отпечатавшегося на полотне, было написано множество икон. Еще в Древней Руси появилось несколько икон, которые так и назывались «Спас на полотне», или «Спас нерукотворный». Наибольшую известность и ценность приобрела новгородская икона XI века.

В крестьянском народном календаре день Преображения больше известен под именем второго Спаса. Первый Спас, который отмечается 1(14) августа (он учрежден в 1164 году и посвящен Богородице), назван медовым, как день наиболее обильной выкачки меда из пчелиных ульев. Третий Спас, празднуемый, как уже сказано, 16 (29) августа, именуется ореховым, поскольку с этого дня обычно начинался сбор лесных орехов, которые в прежние времена также были существенным продуктом пита­ния крестьян. Второй же Спас назван яблочным.

Со вторым Спасом связано множество поговорок и примет, отражающих смену хозяйственных забот и погоды. Говорили: «Со Спаса Преображения погода преображается».

Своеобразен обычай празднования второго Спаса. До этого дня крестьяне не ели никаких плодов, тем более яблок. Это считалось великим грехом. На обеденном столе главенствовали овощи. А яблочком полакомиться не позволяли даже детям. И будущим матерям не разрешалось до Спаса отведать яблока. Нарушительницу ждало суровое наказание на том свете — она и ее дети лишались яблока из райского сада. Дело в том, что яблоко считалось греховным плодом. Ведь змей-искуситель именно яблоком вверг во грех нашу прародительницу Еву. Первые яблоки надо было непременно освятить в церкви во время утреннего богослужения в день Преображения.

В этот день к церквам в селах и городах яблоки подвозили возами. Возле церковных оград возникли яблочные базары. Священники выходили и кропили святой водой яблоки прямо в возах. Иные бойкие владельцы садов сбывали под сурдинку и падалицу, и яблоки, побитые градом. Но в этот день был самый большой спрос на фрукты. В последующие дни цены опускались до низшего предела. Поэтому яблочные базары бывали особенно шумными: одни норовили продать «с барышом», другие старались купить «с выгодой».

В связи с этим в ходу было такое присловье: «Первый Спас – на воде стоят, второй Спас – яблоки едят, третий Спас – на Зеленых Горах холсты продают». В дни третьего Спаса в селе Зеленые Горы под Нижним Новгородом устраивалась торговля холстами.

Вторая половина августа (по ст. ст.) называлась в народе «молодым» бабьим летом. Уходило настоящее лето. И день второго Спаса заканчивался обрядом «провожания заката». Девушки провожали закат солнца прощальными песнями – расставались с летом. В общем, праздник получался не очень радостным. Должно быть, потому, что 6 (19) августа считался несчастливым днем...

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг