Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Ф Е В Р А Л Ь 23.11.24
19 февраля

19   февраля

 

Д Е Н Ь   В У К О Л А

 

Черных коров по всему костромскому и ярославскому Заволжью называли «жуколками». В этом слове соединились два: Жук (жуковый – черный) и Вукол, так звали епископа Смирнского, который умер в 105 году. Он был учеником Иоанна Богослова, а российские православные христианки потом назначили его особым коровьим покровителем, заботником о молочности и плодовитости коровьего стада: Вероятно, такому «назначению» способствовало имя Смирнского епископа – Вукол по-гречески означает «пастух».

С дня святого Вукола обычно начинался растел коров крестьянских хозяйствах. Купцы в эту пору разъезжали по селам и деревням и скупали молодых телят на забой. Телочек крестьяне оставляли «на развод» или сами выращивали к осенней ярмарке. А бычков кормить до первой травы было невыгодно. Сами же крестьяне телятину не ели, тогда как у горожан она считалась деликатесом. Особенным спросом телятина пользовалась у посетителей ресторанов и трактиров.

Время до Вукола и сорок дней после растела коров доставляло крестьянам множество хлопот: уберечь старались стельную корову и принять да сохранить новорожденного телка и выпоить его сорок дней «до отъема» от вымени. Теленок почти на ползимы становился членом крестьянской семьи – держали его в особом «закутке», на кухне, за печкой, в отгороженном теплом углу.

Наверно, поэтому «Вуколов день», названный «коровьим», породил множество поговорок и примет, связанных со стельностью коров, их плодовитостью и продуктивностью, а также с их повадками и нравом.

Корова была главной кормилицей в каждой крестьянской семье. Поэтому и говорилось: «Корова на дворе – харч на столе». Неприхотливую корову называли «солощей». Про такую говорили: «Солощая корова два века доит».

В некоторых глухих деревнях Верхнего Заволжья, по наблюдениям В. И. Даля, существовал обычай: в последний раз доить корову, за две недели до отела, крестьянка ехала... на сковороднике. Считалось, что, встретив хозяйку, прибывшую за последним молоком таким необычным образом, корова непременно принесет желанную телочку.

Немало сложилось любопытных примет, связанных с отелом коров. Например, считали: «Если корова выменеет с задних вымей – принесет бычка, если с передних — телочку». «Если корова принесет двойню одномастных – к добру, а коли разномастных — к худу». «Куда стельная корова головой ложится: на полдень или на полночь – тогда и стелется».

В день святого Вукола крестьянки особенно усердно молились, чтобы приметы складывались самым благоприятным образом.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг